"ИКТ в организации работы классного руководителя"
статья по теме

Выступление на МО классных руководителей о возможностях ИКТ в организации работы классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_organizatsii_raboty_klassnogo_rukovoditelya.doc859 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района  Ставропольского края

"ИКТ в организации

работы классного руководителя"

(выступление на МО классных руководителей)

Подготовила:

Свечкарева

Ирина Михайловна

учитель математики

и информатики

классный руководитель 8 класса

2 декабря 2011 года

"ИКТ в организации работы классного руководителя"

     Информационная культура учащихся и учителей растет. Именно новые коммуникационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность. Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования их непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Внедрение ИКТ – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Рассмотрим применение компьютерных технологий на практике:

Во-первых, заполнение документации классного руководителя. Текущие оценки, пропуски, успеваемость по четвертям и за год, подсчет среднего балла по ученику и предмету, количество тех или иных оценок по каждому предмету, подсчет количества учащихся, окончивших четверть (год) на “5” и “4”, “3” и “2”; определение количества учащихся, закончивших четверть (год) с одной “4”, “3”, “2” с указанием конкретных предметов и оценок по каждому ученику - этот мониторинг ведется с использованием электронных таблиц Microsoft Excel.

Структурированные данные учеников класса, родителей могут быть внесены в базу данных:

  • “Дневник классного руководителя”,
  • “Социальный паспорт класса”,
  • “Психологические карты учащихся группы риска”,
  • Мониторинг пропусков уроков;
  • Мониторинг обученности учащихся;
  • Распределение маячков и т.д.   (Приложение1)

В ежедневной работе часто приходится обращаться к многочисленным данным о занятости учащихся во внеурочное время, об организации летнего отдыха и различных мероприятий, о проведении бесед по правилам техники безопасности и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, используется Microsoft Word и по необходимости составляется разного рода отчетность.

При проверке дневников применяется новшество – информационный лист ученика, где фиксируются учебные достижения и поведение учащихся. В тех случаях, где ситуация вызывает тревогу, выделяется маркером тот или иной ряд оценок. Родителей и детей такие подробные результаты особо интересуют. Помимо этого, можно распечатывать листы-благодарности за добросовестное дежурство, участие в акциях, мероприятиях и коллективных творческих делах, которые пополняют портфолио ребят.

Во-вторых, организация внеклассных мероприятий, соревнований, классных часов и др. Для этого используются ресурсы Интернета.  Очень часто готовятся и используются презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время подготовки ведения мероприятия.  Кроме того, на классных часах используются видеолекции, посвященные профилактике алкоголизма, курения и наркомании, например “Вредные привычки”. При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, а также отчетов используются и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся. (Приложение 2)

В-третьих, работа с родителями. Одним из элементов такой работы является тестирование учащихся и родителей по специально разработанным тестам с последующей демонстрацией мультимедийной презентации результатов тестирования на родительском собрании. Результаты проведения тестов с родителями и учениками размещаются в базе данных Word и обрабатываются в приложении MS Excel. По результатам выполненного статистического анализа готовятся презентации в приложении MS PowerPoint, которая и обсуждается с родителями на родительском собрании. Примером очень удачного использования ИКТ в работе с родителями была подготовленная презентация к совместному с детьми родительскому собранию “Права ребёнка, обязанности родителей”, где ученикам и взрослым были предложены интересные задания. Нестандартные задачи, стихи современных авторов, пословицы и поговорки - все это, красочно оформленное, позволило сделать мероприятие живым и результативным.

В-четвертых, творческая работа с учениками. С помощью программы создания презентаций Power Point учащиеся могут самостоятельно оформлять электронное портфолио класса, где помещены фотографии с различных мероприятий, информация о достижениях учащихся, их увлечениях и интересах.  Портфолио можно создавать в текстовом процессоре Word или в программе Movie Maker (создание фильма). К данной работе можно привлечь родителей, т.к.  в настоящее время, практически  каждая семья имеет компьютер. (Приложение 3)

В-пятых, методическая работа классного руководителя. В задачу классного руководителя входит выявление и индивидуальных особенностей ученика. Облегчает эту работу портфолио учащегося, такая новая форма работы используется в школах России около пяти лет. Вот основные пункты, которые заносятся в папки:

  • сведения о поощрениях и наказаниях;
  • портрет в виде эссе (мои интересы, я сам о себе…);
  • дипломы и грамоты;
  • успеваемость по предметам: средний балл по предмету, место в рейтинге класса;
  • интересный случай;
  • участие в факультативных курсах;
  • творческие и проектные работы;
  • участие в творческих делах класса и школы;
  • страничка классного руководителя;
  • успехи за пределами школы.

Работа классного руководителя по заполнению портфолио, естественно с помощью ИКТ, помогает выявить и вовремя решить проблемы, связанные с учебой, а также способствует тому, чтобы обо всех успехах узнали и одноклассники, и участники учебного процесса.

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.

Приложение 1

        

Приложение 2

        

Приложение 3