Организация самоуправления в классном коллективе
материал по теме

Конечных Галина Иннокентьевна

Перемены в общественной жизни, деполитизация, преобразования в экономике страны привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай, как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самооценке каждого человека. Перед школой остро стала проблема создания научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптированной системы воспитания. Основа этой системы – личностно-ориентированный подход. Системой воспитания является каждый ребенок, его неповторимость, самооценка. Организуя и планируя воспитательную работу в классе, я, прежде всего, исхожу из того, что каждый ребенок, как личность, имеет свои задачи и жизненную программу. Это – самосознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перемены в общественной жизни, деполитизация, преобразования в экономике страны привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай, как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самооценке каждого человека. Перед школой остро стала проблема создания научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптированной системы воспитания. Основа этой системы – личностно-ориентированный подход. Системой воспитания является каждый ребенок, его неповторимость, самооценка. Организуя и планируя воспитательную работу в классе, я, прежде всего, исхожу из того, что каждый ребенок, как личность, имеет свои задачи и жизненную программу. Это – самосознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.

Целью воспитания я ставлю формирование личности, имеющей высо-конравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гра-жданскую позицию, исполненную достоинства и самоуважения. Считаю, что только такая личность сможет найти свое место в обществе. Каждый человек решает свои основные жизненные задачи в различных сферах деятельности, соответствующие возрастному интеллекту.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

1. Сфера познания – учеба, чтение, восприятие информации.

2. Сфера отношений – познание себя, людей, взаимодействие с ними.

3. Сфера практической деятельности – труд, умение, навыки.

4. Сфера физического развития – реализация физических возможно-стей.

5. Сфера игры – реализация потребностей общения, развитие фанта-зии, развлечение.

Все названные сферы учитываются мной при организации самоуправления в классе. Личность ребенка рассматривается мной как развивающаяся система отношений:

отношение к миру;

отношение к знаниям (науке);

отношение к труду (учебе);

отношение к окружающей природе;

отношение к себе и окружающим;

отношение к прекрасному (искусству).

Воспитательный процесс в классе я стараюсь строить из систем влия-ний, которые направлены на создание воспитательной среды, воспитание деятельности, изучение и коррекцию воспитания и развитие каждого ребенка. Особое внимание обращаю на создание воспитательной среды, т.к. это действительность, которая окружает ребенка, из которой он черпает знания об отношениях; это, прежде всего, – гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчеркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, обстановке, оформлению класса.

В настоящее время приказная педагогика исчерпала себя, а на ее место приходят методы обучения и воспитания, основанные на педагогике сотрудничества с использованием технологии свободного воспитания, т.е. на представлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей степени. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Одним из методов воспитания, основанным на педагогике сотрудничества, является самоуправление.

Тема самоуправления интересовала меня как педагога-воспитателя (классного руководителя) всегда, и, прежде всего, тем, что открывает широкие возможности для воспитания у школьников активной гражданской позиции и обучения к лидерству. Необходимо заметить, что тема самоуправления обсуждалась и внедрялась в нашей школе на протяжении многих лет. Работая завучем по воспитательной работе (более 20 лет) мы осуществляли школьное самоуправление через комсомольскую, пионерскую, октябрятскую организации (70-90 гг.). В этом направлении в нашей школе шла большая и интересная работа. Мы делились опытом на районных семинарах завучей по воспитательной работе и вожатых, проводили открытые мероприятий и т.д. Начиная с 90-х годов, эта работа пошла на убыль (как и во всех школах республики), но не прекращалась никогда, только принимала различные формы.

Таким образом, изучая на практике проблему самоуправления, я пришла к выводу, что эта тема гораздо глубже множества существующих трактовок понятия «ученическое самоуправление», которые сводятся к мероприятиям по обеспечению банального самообслуживания до самоорганизации ученического коллектива. Такие подходы, думаю, весьма далеки от проблем, стоящих перед современной школой. Основываясь на имеющемся опыте, делаю вывод, что ученическое самоуправление должно рассматриваться не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы (класса), а в качестве самостоятельного органа, позволяющего ученикам реализовывать свое право на участие в управлении образовательным учреждением (классом). Ведь полноправное ученическое самоуправление дает ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику, политику в классе, на принятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни. Включение учеников в процесс управления школой (классом) также открывает возможность для активации собственной деятельности ребят по решению школьных проблем. Школа (класс) становится объектом инновационной активности учеников, а ученики, в свою очередь, участниками процесса модернизации образования. Таким образом, я рассматриваю проблему ученического самоуправления в контексте задач реформирования школы. Ведь ученики в рамках самоуправления включаются в деятельность по модернизации школы, способствуя освоению инновационных способов решения школьных (классных) проблем.

Опыт работы над темой самоуправления показал, что для того, чтобы поставить данную работу на должную высоту куратор (классный руководитель) и учащиеся класса должны четко знать каким образом ученики могут участвовать в управлении классом, как создать совет ученического самоуправления, т.е. классное правительство, как спланировать его работу, для чего необходимо самоуправление, какие права и полномочия необходимы ученическому самоуправлению и т.д.

Исходя из вышесказанного, мною, совместно с классным коллективом, была обсуждена модель самоуправления класса. Вначале я довела до ребят примеры систем самоуправления в моих предыдущих классах. В частности, была подробно разобрана система самоуправления в 11 «Б» классе 2007 г. выпуска.

Класс, в котором я работаю сейчас, мне поручили, когда они учились в 6-м классе. Конечно, первый год мы «привыкали друг к другу», но недолго, т.к. очень скоро «сошлись характерами» и стали одной командой. В нашем классе 28 учащихся, из них: 16 девочек и 12 мальчиков. Отличников сейчас, к сожалению, нет, но есть 18 хорошистов, из них: трое ребят с 1-2 четверками, а значит не все потеряно. Отличников можно вырастить, т.к. составленная мной диагностика успешности обучения ребят с 4-го класса показала, что в 4-м классе (начальная школа) была одна отличница (Кушнарева Света), 4-е ученика окончили начальную школу с одной четверкой, 9 учащихся закончили с 2-я четверками, 2-е – с одной тройкой. База знаний детям дана хорошая, и сейчас ребята успевают примерно также. Класс работоспособный, ребята очень активны, ответственны и трудолюбивы. Все из благополучных семей.

Результаты анкетирования ребят и родителей свидетельствуют о том, что «безответственных» родителей в классе нет. Родители также с удоволь-ствием приняли меня как наставника своих детей, а я, в свою очередь, приняла их как помощников и коллег по общему делу – делу воспитания наших детей.

Сотрудничество состоялось. Можно было организовывать самоуправление в классе. Прежде всего, определили цели и задачи ученического самоуправления класса, ими стали:

1. Развитие и становление творчески способной личности в условиях дружеской, благоприятной атмосферы союза детей и взрослых.

2. Усиление внимания к внутренней мотивации ребенка (я хочу, я могу, я должен).

3. Организация работы микро- и макрогрупп для социализации ребенка в учебной деятельности.

4. Представление учащемуся права выбора по любым направлениям (будь то учебный предмет, учебная деятельность или внеурочная работа).

5. Самовыражение каждого члена коллектива через участие его в конкретных делах.

6. Создание отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

7. Защита прав и интересов учащихся.

После долгих дискуссий и обсуждений мы пришли к выводу, что структура нашего классного ученического самоуправления должна выглядеть следующим образом:

общее руководство в структуре самоуправления осуществляется классным руководителем, командиром класса и заместителем командира класса. На руководство возлагаются обязанности по связям с общественностью (Экологический центр, ДК «Шанталык», Дом детского творчества, ДЮСШ, музыкальная школа) и родительским комитетом;

службы и советы самоуправления:

фотокорреспондентская служба;

финотдел;

совет образования;

совет информации и печати;

совет культмассовых мероприятий;

совет сохранности здоровья и спорта;

совет труда и волонтерства;

директор кабинет, заместитель директора кабинета, экспертная группа, служба озеленения кабинета.

Командир и его заместитель выбираются тайным голосованием. Вместо надоевшего слова «сектор» мы учредили советы. Членство советов строится по желанию ребят, готовых работать в том или ином совете. Было учреждено 6 советов. Представитель совета избирается членами совета, путем голосования (тайное или открытое – на выбор учеников).

Кроме того, был избран директор кабинета, его заместитель и служба озеленения, корреспондентская служба, заведующий финансовым отделом класса.

Для отслеживания и оценки степени активности советов, остальных ветвей ученического самоуправления была учреждена экспертная группа, в которую вошли по одному члену от каждого совета. Руководитель группы избирается голосованием ее членов. На заседаниях экспертной группы обязательно присутствует командир класса, его заместитель, а также классный руководитель, который наделен правом голоса.

На первом заседании экспертного совета были разработаны:

1. Уставы советов, в которых определены функции и задачи каждого совета (службы).

2. Законы классного самоуправляемого коллектива

3. Права и обязанности членов коллектива.

После долгих обсуждений мы решили создать группы по интересам, которые будут заниматься подготовкой и проведением классных часов. Ребятам это показалось удобным. Кроме того, нами было решено, что экспертная группа будет рассматривать и оценивать проведение классного часа по пятибалльным звездам. Группами руководит совет культмассовых мероприятий. Для связи с общешкольной ученической организацией «Байкалида» были выбраны два активиста класса. Ребята посещают каждое собрание «Байкалиды», а Бакиров Саша и Кушнарева Света входят в совет старшеклассников. Так мы осуществляем сотрудничество с общешкольным органом самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Думаю, что данная структура организации ученического самоуправления оправдывает себя, прежде всего, тем, что все учащиеся вовлечены в работу класса, школы, все ребята имеют поручения. Для развития интеллекта ребенка недостаточно только сообщать ему научные истины и проблемы. Для полноценного развития необходимо общение ученика со своими сверстниками, решающими такие же проблемы. Разработанная система самоуправления позволяет каждому ребенку раскрыть себя, поспорить, посоревноваться.

Увеличение круга общения особенно значимо для школьника в подростковом возрасте, в условиях увеличения той макросоциальной среды, которая оказывает на него влияние. Общение становится одним из основных видов жизнедеятельности подростка, помогает утвердить себя как личность. Для этого мы проводим разные мероприятия по плану класса и школы, участвуем в различных олимпиадах по предметам, в конференциях, спортивных мероприятиях (как во внутришкольных, так и в районных), творческих конкурсах, смотрах и мероприятиях по плану «Байкалиды». Кроме того, ученики принимают участие в работе школьного музея, общешкольного научного общества учащихся НОУ. В планах класса – осуществление взаимодействия с учащимися начальных классов и другое.

Показателем результатов нашей работы являются полученные ребятами и классом грамоты, поощрения от дирекции школы, совета «Байкалиды», школьного музея, благодарности от пожилых людей, ветеранов ВОВ, которым помогают ребята нашего класса в уборке снега зимой, подворий осенью и весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.

Из опыта работы классного руководителя....

Модель самоуправления в классном коллективе

Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...

Организация самоуправления в классном коллективе

Организация самоуправления   Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Самоуправление в классном коллективе

Структура самоуправления в 6 классе...

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена

В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...