ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
материал на тему

                                                              

       Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Когда сами дети определяют проблему, ищут пути её решения, принимают решение, организуются для его реализации, мы можем говорить о детском самоуправлении.

                                                                                

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               1

Разумно и точно провести ребёнка

                                                                     По богатым дорогам жизни  

                                                                           Цветов и сквозь вихри её бурь,

                            может

                                                                 Каждый человек, если он

                                             действительно

                                                      Захочет это сделать.

А.Макаренко.

       «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать, - писал А. Макаренко. – Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

      А.С. Макаренко знал, что положительных результатов в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечёт своих воспитанников в дела, важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность детям почувствовать себя частью огромного коллектива людей.

      Детское самоуправление – это важнейшее педагогическое средство, способствующее решению комплекса воспитательных задач.

     С одной стороны, самоуправление обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем, с другой – формирует социальную активность, способствует развитию лидерства. Самоуправление предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Через своё участие в решении школьных проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям  совместной деятельности зависит их участие в решении управленческих проблем.

       Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Когда сами дети определяют проблему, ищут пути её решения, принимают

                                                                   2

решение, организуются для его реализации, мы можем говорить о детском самоуправлении.

                                                                               

      Модель развития самоуправления в ученическом коллективе

Определение цели  деятельности

Коллективное подведение итогов

Оценка своих возможностей

Принятие цели коллективом

Коллективное обсуждение целей

Реализация решения

Интенсивная организаторская деятельность

Мотив группового действия «Мы хотим»

Постановка управленческой проблемы

Выдвижение идей

Коллективное принятие решения Выбор вариантов действия

                                                       

Обсуждение вариантов решения

«Мозговой штурм»

                                                                              3

        Если педагог или лидер группы поставил  цель  перед коллективом, возникает ситуация, при которой каждый ребёнок оценивает эту цель со своих позиций. В данной ситуации и вырабатывается отношение коллектива к предлагаемой цели, которое дети выражают словами  «Мы хотим» или «Мы не хотим». В этом случае можно говорить о групповом мотиве как интегрирующем мотиве отдельных членов коллектива. Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив группового действия, когда дети видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели.

             Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения  является ключевым для формирования мотива группового действия.

            Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом всё самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.

           Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом  оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. В то же время , как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности существенно влияет на этот процесс в других видах деятельности.

Признаки ученического самоуправления:

- самостоятельность в принятии  решения;

- коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения;

- инициатива обучающихся в проведении дел, постановке проблем;

- единство слова и дела;

- действенность органов самоуправления;

- критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.

       Назовём некоторые типичные ошибки в понимании сущности самоуправления:

- самоуправление характеризуют как предоставление детям  полной свободы  действий;

                                                               4

- передачу детям  функций педагогов,  деятельность по указанию взрослых принимают за самоуправление;

- сначала в коллективе создают орган самоуправления, а потом думают,  чем он будет заниматься;

- наличие органов самоуправления принимают за самоуправление;

- педагоги хотят видеть быстрый результат в развитии самоуправления, хотя он всегда относителен. Так как появляются проблемы, которые дети не могут решить сами, требуется активное участие в этом педагогов.

     Педагоги часто сетуют на то, что дети ничего не хотят, проявляют безответственность и не способны к участию в самоуправленческой деятельности. Это обусловлено тем, что не соблюдается ряд условий.

       Включение детей в самоуправленческую деятельность возможно, если:

- создаётся ситуация добровольности (включается в дело, работу тот, кто хочет);

- обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;

- обучающимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;

- обеспечивается подготовленность обучающихся к предстоящей работе.

         А.С.Макаренко очень чётко сформулировал принцип, которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему».

   Взаимодействие педагогов и органов детского самоуправления  может осуществляется по-разному. В состав некоторых органов самоуправления педагоги и обучающиеся входят  « на равных», где они действуют как единомышленники, товарищи, союзники по общей работе. Так, например, при подготовке общешкольных дел могут создаваться творческие группы, проблемные группы, в которые входят взрослые и дети.

       В советы дел педагоги чаще всего входят «на равных», хотя  в скрытой форме они всегда руководители и организаторы работы в коллективе. По отношению к самостоятельным детским органам самоуправления педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов, или строят свои отношения на договорной основе. Так могут выстраиваться отношения между советом командиров разновозрастных объединений (советы старшеклассников) и педагогами.

     В целом характер взаимоотношений педагогов и детей в органах самоуправления, роль взрослых определяется в зависимости от ситуации по

                                                                5

обоюдному согласию обеих сторон, но в любом  случае педагогам  целесообразно использовать некоторые советы А.С.Макаренко:

- педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

- педагог ни в коем случае не должен подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже если бы решение и казалось очевидно правильным и более быстрым;

- при обсуждении вопросов своё мнение и предложение воспитатель высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

- если педагог считает невозможным выполнение решения органов самоуправления, он должен апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решение;

- педагог добивается того, чтобы принятое органом самоуправления решение было выполнено; если  по какой-то причине решение не выполняется, педагог вносит предложение обсудить возможность выполнения принятого решения ( Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 томах. М.: Педагогика, 1983. Т.1. С 273 – 274).

       Такой подход, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, а с другой – способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.

                                                    1

                                                 Сколько   звёзд  на ясном небе,

                                                                                Сколько колосков полях !

                                                                                Сколько   песенок  у птицы,

                                                                     Сколько листьев на ветвях!

                           Только солнце – одно на свете.

                                                                           Только мама – одна на свете.

В своём сочинении я хочу рассказать о самом близком человеке - моей мамочке.

Мама - одно из первых слов, которое произносит ребёнок. Оно как будто волшебное, только скажешь его – и вдруг появилась самая красивая, самая хорошая и самая- самая лучшая на свете женщина.

Самый близкий мне человек – это моя мама. Зовут её Светлана. Моя мамочка очень красивая, умная, добрая и справедливая. Если я заслужила, она обязательно меня похвалит, пожалеет, приголубит. В такие моменты мне больше хочется сделать что-нибудь хорошее, чтобы вновь порадовать её. Но мама бывает и строгой, если я сделаю что-нибудь не так. Сердится она недолго и обязательно мне поможет, подскажет, как сделать правильно, поэтому я всегда обращаюсь к ней за советом, за помощью. Мама отложит все свои дела, и вместе мы справляемся с любыми трудностями. У мамы я могу спросить о том, что мне интересно. А кто на свете лучший друг? Конечно, мама. С мамой можно поиграть, поговорить. Маме можно доверить все свои тайны.

Мама – очень общительный человек. К нам часто приходят гости, и она всегда всех приветливо встречает. Никто меня не понимает так, как она. Я её очень люблю, и она меня тоже, поэтому мама останется моим лучшим другом навсегда. Мы много времени проводим вместе. Ходим в лес за ягодами и грибами.

Своей мамочке  стараюсь помогать во всём: мою посуду, убираю в комнате. А как же иначе? Ведь у меня есть ещё три младших брата. Мама

                                                                 2

всегда старается порадовать меня и братьев, устраивает дни рождения, покупает нам подарки. Казалось бы, мама должна любить их сильнее, потому что я почти взрослая, но у мамы хватает нежности и на меня. В наших небольших ссорах она  всегда ведёт себя справедливо, учит нас быть дружными. И мне не важно, что мама иногда меня ругает, ведь всё равно она остаётся для меня самым любимым и важным человеком, несмотря ни на что.

Мама всегда интересуется, как у меня дела в школе; радуется, если всё хорошо, огорчается, если не очень.

Я очень люблю день  8 Марта, потому что мне нравится делать своей маме приятное. Этот день- праздник всех мам на планете. Каждая женщина на этой земле чья-то мама. Как хорошо, что есть такой день, когда все женщины могут забыть о проблемах и радоваться празднику! Каким бы не был подарок, он доставит много радости, если сделать его с любовью и своими руками.

У нас в России существует также праздник «День матери». В этот день поздравляют всех мам, посвящают им концерты, дарят цветы и подарки в знак уважения и любви.

В жизни самое важное – это мама! К ней нужно относиться с любовью и нежностью, заботой и лаской. «Мама» - слово необычайной важности! Мамы бывают разные: смелые, умные, красивые, весёлые и не очень весёлые. У кого-то они с тёмными волосами, а у кого-то - с светлыми. Но в каждой из них есть доброта. Моя мама для меня самая добрая. Мама всегда волнуется за нас, а мы иногда не слушаемся её, но потом часто жалеем об этом.

Я желаю всем мамам на свете терпения в воспитании своих детей, здоровья, счастья. Пусть они всегда остаются молодыми и красивыми.

Своё сочинение мне хочется закончить словами из песни:

Пусть узнает ветер,

Звёзды и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоуправления в классном коллективе

Организация самоуправления   Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.

В чем состоит суть самоуправления ученического коллектива? Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса....

организация ученического самоуправления в детском коллективе

В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя ...

Организация самоуправления в классном коллективе

Перемены в общественной жизни, деполитизация, преобразования в экономике страны привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай, как все» про...

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Данная методика, разработанная профессором М.И. Рожковым, позволяет определить уровень развития самоуправления в ученическом коллективе....