родительское собрание "Отцы и дети"
классный час (5 класс) по теме

Горпенко Людмила Анатольевна

 Роль отцов в воспитании детей и  благоприятный  нравственно-психологического климат в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание для пап18.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Отцы и дети»

Родительское собрание

Цель проведения:

Активизировать роль отцов в воспитании детей.

Воспитательные задачи:

Сконцентрировать внимание на создании благоприятного нравственно-психологического климата в семье, продолжить развитие положительной рефлексии взаимоотношений.

Предварительные мероприятия:

  1. Разослать индивидуальные пригласительные билеты.
  2. Вывесить объявления о  плане и времени проведения собрания.
  3. Оформить выставки кружков учащихся.
  4. Выпустить школьную газету  по теме «Отец глазами ребенка».

5. Подготовить зал для собрания: отдельные столы для команд, на них листы, фломастеры, ручки, мудрые мысли об отце.

План:

  1. Миксер (жеребьевка с психологическим тестом)
  2. Экспресс-опрос
  3. Педагогическая страничка: «Какой отец нужен ребенку» (10 минут)
  4. Размышления об отце (анонимный анализ сочинений детей)
  5. Игра «100 к одному»: «Знаете ли вы своих детей» (по результатам анонимного анкетирования школьников)
  6. «Как слово наше отзовется» (практическое задание)
  7. Разбор педагогических ситуаций
  8. Тест для родителей
  9. Показательные выступления борцов детской спортивной секции
  10.  Цветонастроение

Музыкальное оформление:

  1. Песня «Если бы парни всей земли»
  2. Песня «Богатырская сила»
  3. Инструментальная музыка
  4. Песня «Здравствуй, я вернулся!»

Ход собрания.

«Миксер»:

Работа собрания будет проходить в основном по группам, поэтому для создания команд воспользуемся игрой-жеребьевкой «Миксер». Каждому участнику предлагается на выбор геометрические фигуры нескольких цветов (по количеству групп), вызывающие большую симпатию (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник). По форме геометрических фигур будет проведен психологический тест, а по цвету – состав команд. Таким образом, в одну команду могут попасть участники, выбравшие разные фигуры.

(Звучит запись песни «Если бы парни всей земли»)

  Добрый вечер, уважаемые мужчины!

Мы очень рады вас видеть в нашей школе! В воздухе царит ощущение мужественности, силы и надежности. Нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца матери и отца найдут правильное решение. Мы сегодня собрались, чтобы вместе с вами подумать, посоветоваться, поразмышлять, пообщаться. Вас ждет: педагогическая страничка, деловая игра, тренинги, выступления спортивной секции и поединок по волейболу между отцами и старшеклассниками.

Каждый из вас при входе выбрал геометрическую фигурку. Обладатели фигур зеленого цвета – 1 команда, красного – 2 команда, синего - 3 команда…

Займите свои места  за  отдельными столами, придумайте и напишите название команды.

Вы все получили по выбору разные геометрические фигуры. Сами того не подозревая, вы стали участниками  маленького психологического теста «Характеристика основных форм личности».

Краткая психологическая характеристика основных форм личности:

КВАДРАТ:

Неутомимый труженик. Выносливость, терпение и методичность делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадраты слывут эрудитами. Они постоянно упорядочивают, организуют людей и вещи вокруг себя. Эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям лишает Квадрата оперативности.

ТРЕУГОЛЬНИК:

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Треугольники - энергичные, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как  правило, достигают их! Очень уверенные люди, которые хотят быть правыми во всем, с трудом признают свои ошибки. Треугольники заставляют всех и все вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы остроту.  

ПРЯМОУГОЛЬНИК:

Символизирует состояние перехода и изменения. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Прямоугольники могут сильно меняться даже в пределах одного дня. Их отличают такие качества, как любознательность, пытливый ум, интерес ко всему происходящему и смелость, легко усваивают все новое, однако чрезмерно доверчивы наивны. Но Прямоугольник - лишь стадия, она пройдет.

КРУГ:

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Он служит тем клеем, который скрепляет и семью и рабочий коллектив. Круги обладают высокой чувствительностью, интуицией. Однако они, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса, так как стараются угодить каждому. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали и нравственности.

Все люди разные, каждый человек индивидуален и неповторим. В одной семье подчас вместе уживаются и «квадраты» и «треугольники». С особенностью каждого человека надо считаться, иначе люди не придут к согласию между собой. А не будет согласия, – не будет и тепла в вашем доме. И первыми это ощутят ваши дети.

Если ребенок растет в терпимости,

Он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают,

Он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят,

Он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности,

Он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности,

Он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют,

Он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде,

Он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают,

Он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках,

Он учится жить с чувством вины.

 

Экспресс-опрос:

  1. Помните ли вы табель успеваемости своего ребенка за прошлый год?
  2. Знаете ли вы друзей своего ребенка?
  3. Где обычно ваш ребенок проводит вечер?
  4. На какие темы вы разговариваете с ребенком?
  5. Привлекаете ли вы своего ребенка к участию в распределении семейного бюджета?
  6. Многим ли вы жертвуете для своих детей?
  7. Бывают ли семейные праздники в вашем доме?

Педагогическая  страничка:

Отец – это звучит гордо! Ведь мой ребенок – это я, только завтрашний, тот, кому я могу передать все  лучшее, что есть во мне. Хорошими отцами не рождаются, ими даже не сразу становятся с появлением младенца. Еще Аристотель замечал, что отцовство – признак зрелости, гражданской и личностной.

Наше желание создать благополучную семью со счастливым настоящим и будущим обязывает нас, мужчин, брать эту ответственность на себя. Иначе, какие же мы отцы, если наш корабль бьет и мотает на волнах житейского моря. Там, на капитанском мостике, - место истинного мужчины и отца.

К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это дает себя знать уже сегодня – в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит и к отцовскому счастью.

Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание не усваивается на словах – только на опыте.

Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, как он уступает место тому, кто в этом больше всех нуждается, такой мальчик уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения.

К сожалению, бывают семьи, где папа уверен в собственном совершенстве и считает, если он воровал в детстве, а потом приличным человеком сделался: плохо учился, а все же не глупее иных образованных жизнь ведет; сам не чурался алкоголя, никотина и беды не находит в раннем пристрастии сына к этим порокам – если все традиционные мужские пороки возводит в мужские доблести, то можно заключить: он – родитель, но не воспитатель, поскольку это не одно и то же.

В иных семьях отец выступает в роли грозного судьи, прибегая к помощи ремня. Физическое наказание – это показатель не только слабости, растерянности, бессилия родителей, но и крайнего педагогического бескультурья. Ремень и тумак убивают в детском сердце тонкость и чувствительность, утверждают примитивные инстинкты. Дети, воспитанные ремнем, делаются бездушными, лживыми, жестокими.

Отец должен знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего не хочет и чего хочет ваш ребенок. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, вы должны их предугадывать и предупреждать. Зная своего ребенка, вы всегда сможете ему помочь.

В последнее время острой проблемой стала проблема наркомании и токсикомании среди подростков, что отрицательно влияет на их здоровье, уродует личность, обедняет ее восприятие мира, портит отношения в семье. Кто как не отец, научит своего ребенка! Подлинная взрослость – если ты осознаешь: самый сильный тот, кто одолевает свои слабости, владеет своими страстями, проявляет твердое сопротивление негативному явлению.

Боритесь за детское чувство безопасности, вникайте в каждый день своего сына и дочери, чтобы в любой момент сразу почувствовать,  в чем нужна ваша помощь.

Трудная это должность – быть отцом. Трудная, но прекрасная. Пусть любовь к детям поможет нам воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, фантазируйте, изобретайте, утепляйте, освещайте свой дом обязательно вместе со своими детьми.

«Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми» говорил О. Уайльд. Действительно ли счастливы наши дети?

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском еще не дом.

Размышления об отце:      (из сочинений учащихся)

(на фоне тихой инструментальной музыке)

«Для меня отец – это что-то большое, сильное, смелое, веселое. Он никогда не кричит и всегда поймет мои проблемы. Без него нет семьи. Я его очень люблю.»

«Семья без отца не полноценна. Отец - глава семьи. Отец должен быть любящим, спокойным и уравновешенным и … немного на дистанции. Без этого нет полноценной и здоровой семьи»

«Мне нужен отец, потому что он делает счастливой мою маму и меня. Мама и папа мне подарили жизнь. Для меня они одно целое. Отец нуждается во мне и маме,  в семье, а я нуждаюсь в нем»

«Отец мне очень нужен. У моего друга отец умер и я сравниваю, каким он был до этого момента и после. У него не стало той радости жизни, с которой он жил»

«Родители, мать и отец, нужны конечно каждому, родителей не выбирают. И их надо любить, какими бы они не были»

«Я не думала, каким должен быть отец, потому что у меня его нет, но мне без него легче. Я не хочу, чтобы он у меня был. А вообще он должен самое главное – любить детей»

«На данный момент я живу с отчимом. Мой родной отец спился, мать говорит, что он плохой. У меня нет к нему никаких чувств. Родной отец не считает меня за дочь, а я не считаю его за отца»

«К отцу, который бросил меня, у меня претензий нет, я его простил. Но я считаю, что они должны: как можно чаще быть со своими детьми; как можно больше интересоваться их жизнью; интересоваться их увлечениями; никогда не бить и не орать на сына или дочь; вести себя так, чтобы ребенок понял, что отец или мать – его друзья, а не грозные судьи и враги»

Игра «100 к одному»:  

«Знаете ли вы своих детей»

На материале заранее проведенных 100 анкет учащихся школы составляются возможные варианты ответов детей и определяется количество ответов на каждый вариант. Командам отцов зачитывается вопрос, дается 10 секунд на размышление: как бы на этот вопрос ответили ваши дети. Принимается по одному общему ответу от команды. Количество баллов за каждый ответ равно количеству ответов детей, ответивших так же.

Вопросы:

1. Кто в семье главный?

- Папа                   60

- Мама                  20

- Мама и папа      20

  1. Какие меры наказания применяются в вашей семье?

- Не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор      48

- Кричат, ругаются                                                                    17

- Проводят беседы                                                                     20

- Заставляют работать                                                                8

- Никак не наказывают                                                               5

- Бьют                                                                                           8

  1. За плохое поведение родителей вызывают в школу. Кто пойдет?

- Папа                       8

- Мама                      85

- Папа или мама       5

- Никто                      2

  1. Как выражается внимание вашего отца к матери?

- Говорит ласковые слова          15

- Помогает по хозяйству            28

- Не знаю                                      17

- Никак                                          25

- Дарит подарки, цветы               15

  1. Знает ли отец о ваших проблемах, тайнах?

- Нет, никогда не интересовался                58

- Да                                                                 22

- Иногда                                                         20

  1. Что мне не нравится в отце?

- Строгость, придирчивость                         15

- Жестокость, злость                                      23

- Пьянство, драки                                           22

- Все нравится                                                 40

  1. Каким бы я хотел видеть своего отца, чего мне в нем не хватает?

- Доброты, ласки, любви, внимания             55

- Все хватает                                                    35

- Хочу его видеть крутым и богатым             7

- Не хочу его видеть                                        3

  1. Что значит для вас ваш отец?

- Все, я его люблю, вторая мама                    97

- Ничего                                                             3

 

В  этой игре нет победителей и проигравших. Я вижу, что ответы детей на некоторые вопросы заставили вас задуматься. Можно сделать лишь один вывод, с которым вы все, наверное, согласитесь: дети любят вас! Постарайтесь дать своим сыновьям и дочкам то, чего им так в вас не хватает – участия, понимания, любви и ласки.

(исполняется песня «Здравствуй, я вернулся» Ю. Визбора)

Здравствуй, здравствуй, я вернулся,

Я к разлуке прикоснулся,

Я покинул край, в котором

Лишь одни большие горы.

Меж горами – перевалы,

В том краю ты не бывала,

Там звезда есть голубая,

В ней угадывал тебя я.

Здравствуй, здравствуй, друг мой вечный,

Вот и кофе, вот и свечи,

Вот созвездье голубое,

Вот и мы вдвоем с тобою.

Наши дни бегут к закату,

Мы как малые ребята,

Взявшись за руки, клянемся,

То ли плачем, то ль смеемся

Здравствуй, здравствуй, милый случай,

Здравствуй, храбрый мой попутчик,

Разреши идти с тобою

За звездою голубою,

И на рынок за хлебами,

И с корзинкой за грибами,

И нести в одной корзинке

Наших жизней половинки.

 

Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к детям непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания. И, может быть скоро, он вам ответит также.

«Как слово наше отзовется»      (практическое задание)

Каждая команда получает таблицу, состоящую из двух колонок. В одной колонке находятся выражения, не желательные для употребления в семье, их нужно заменить на приемлемые  и вписать во вторую колонку.

  1. Сколько раз можно повторять одно и то же…
  2. Все дети, как дети, а ты в кого…
  3. Что ты ко мне пристал, мне некогда…
  4. Попробуй еще так сделать, получишь…
  5. Ты мне все нервы вымотал…
  6. Глаза бы мои на тебя не смотрели…
  7. Вместо того чтобы шляться где-то, лучше бы делом занялся…
  8. До чего же ты у меня бестолковый…
  9. Ты такая же, как твоя мать…

Разбор и анализ педагогических ситуаций:

Команды получают тексты ситуаций, возникающих в семьях. После недолгого обсуждения, ситуации зачитываются и команда высказывает свое решение для выхода из конфликта.

Ситуация 1:

Ваш сын, который раньше вам не доставлял никаких хлопот, вернулся вечером домой в нетрезвом состоянии. Ваши действия?

Ситуация 2:

Ваш ребенок, который раньше вас радовал своими успехами, стал замкнутым, раздражительным. В школе появились замечания, плохие оценки. Ребенок не хочет идти на занятия. Что нужно предпринять?

Ситуация 3:

Ваша красавица, умница дочь перестала слушаться, грубит матери, уходит без разрешения из дома. У нее появились новые друзья. Она резко изменила свой внешний вид на более вызывающий. На все ваши вопросы отвечает одинаково: «Не вмешивайтесь в мою личную жизнь». Как найти контакт с дочерью?

Тест для родителей.

Подсчитайте очки.

 Ответ "а" оценивается в 3 балла,

ответ "б" - в 2 балла,

ответ "в" - в 1 балла.

   "а" - могу и всегда так поступаю

   "б" - могу, но не всегда так поступаю

   "в" - не могу

Вопросы:

  Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком

  2. Посоветоваться с ребенком не взирая на его возраст

  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему

  4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты

  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя

  6. Поставить себя на место ребенка

  7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея

  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в выгодном свете

  9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка

  10. Пообещать, ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себе, как хочет, и ни во что не вмешиваться

  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка

  13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть

Если вы набрали от 30 до 39 баллов - значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, Относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой - вы чересчур строги в других случаях - излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

(На фоне спокойной инструментальной музыки)

Конечно, сегодня так мало хорошего вокруг, Конечно, сегодня тяжелы трудности наших дней. Сегодня мы с тревогой всматриваемся в каждую газетную строчку, со страхом вслушиваемся в каждое слово информационных передач. Как жить дальше, как прокормить семью, как дать детям образование. Душа откликается на все: и на кровавые события в Чечне, и на выстрелы средь бела дня в наших городах и селах, на взрывы, убийства, катастрофы. Как уберечь наших детей от алкоголизма, нарастающей ужасными темпами наркомании, от суицида, от сквернословия, от попадания в «стаю» и преступные группировки, от насилия и деградации.

Но без веры жить нельзя. Без веры в человека, в наших ребятишек, без веры в то, что на краю пропасти мы остановимся.

Есть такая притча. Ночь. Двое идут по дороге. В одном и том же направлении. Один видит грязь под ногами. Другой видит звезды.

Почаще замечайте звезды, зажигайте искорки в глазах ваших детей.

Нет детей плохих или хороших, каждый ребенок – индивидуален и неповторим, а поэтому ценен. Всегда помните об этом и самое главное – любите своих детей!

(Звучит запись  песни «Богатырская сила»)

«Как сохранить здоровье» показательные выступления детей спортивной секции.

Итоги коллективной оценки:

(Клеим дорожку из цветочков различного мнения)

  • Красный цвет: собрание понравилось, было интересно, я принимал в нем активное участие;
  • Желтый цвет: собрание понравилось, было интересно, но я был пассивным слушателем;
  • Синий цвет: собрание не понравилось, но мне пришлось во всем участвовать;
  • Черный цвет: собрание не понравилось, я не хотел бы больше участвовать в таких мероприятиях.

Литература:

  1. Л. И. Маленкова «Я – Человек!», ТОО «Интел Тех» Москва, 1996.
  2. Л. И. Маленкова «Педагоги, родители и дети», Москва, 1994.
  3. «Классный руководитель» №6 1998, №4 1998.
  4. Тесты для взрослых и детей, Москва 1994.
  5. Е.И.Тихомирова, В.Н.Чучкалова «Я расту…» Миропонимание, Тольятти 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Почему дети ссорятся?

Мини- лекторий по теме "Особенности межличностных отношений в коллективе младших подростков"  Презентация помогает родителям понять причину детских ссор, способы реагирования и разрешения ко...

Конспект родительского собрания "Здоровые дети - здоровое общество".

Собрание проводилось в рамках декады "Без жестокости к детям"....

Родительское собрание "Родительский авторитет. Воспитание детей в семье"

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома", - писал Л.Н.Толстой...

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"...

Родительское собрание « Здоровье детей в наших руках» (старшая логопедическая группа для детей с ОНР)

Цель:- Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.-  Формировать у родит...

Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет

Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...