Выступрение на МО классных руководителей "Использование воспитательного потенциала притч".
материал по теме

Домрачева Елена Павловна

Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_kl.ruk_.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития  школьников"

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Следует отметить, что притча является эффективным способом пробуждения интереса школьников и активизации их деятельности на уроке в диалоговом режиме.

Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций, что при их озвучивании в конечном итоге приведет к снижению качества обучения. С другой стороны, столкновение мнений, противоположность и дополняемость интерпретаций позволяют раскрыть многомерность метафоры, многозначность ее смысла и найти то общее, что примиряет разные позиции, и указать новое желательное поведение.

Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала.

Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

Способы использования притч в учебном процессе:

1. Обсуждение основной идеи и смысла истории.

2. Название притчи.

3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).

5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

6. Выделить ключевые понятия.

7. Инсценировка по рассказу (истории)

8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)

9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)

12. Сравнение нескольких притч

  1. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

1.Если притча – геометрическая фигура, то это  ...

2.Если притча – цвет, то это ...

3.Если притча – это название фильма, то это ...

4.Если притча – настроение, то это ...

5.Если притча – музыка, то это ...

6.Если притча – животное, то это ...

Фрагмент классного часа на основе притчи «Соломенная шляпа».

1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа. Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.

- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.

- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.

Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:

- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.

- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.

- Я себя не обманывал, - удивился сын.

- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.

2) Работа с притчей.

- Понравилась ли вам эта история?

- Как вы поняли, о чем она?

- Как бы вы поступили на месте юноши?

- В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?

- Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?

- Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?

- Какое название можно придумать к этой истории?

(Далее педагог раскрывает истинное название притчи.)

3) Психотерапевтическое упражнение к притче «Соломенная шляпа».

Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

Анализ упражнения:

- Понравилось ли вам упражнение?

- Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

- Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

4) Позитивное закрепление притчи

- Придумайте хорошее окончание этой истории.

Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия.

5. Заключительное слово.

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...

Коррекционно-воспитательный потенциал игры.

Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ...

Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников

Материалы научно-практической конференции "Формирование жизненных ценностей средствами литературы и искусства"...

Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества

В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...