Современные формы работы с родителями учащихся в средней школе.
статья по теме

 Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы работы с родителями учащихся в средней школе.

 Филиппова Анастасия Михайловна

Учитель химии ГБОУ СОШ № 185 с углубленным изучением английского языка Центрального района

Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, позволяет родителям учеников самостоятельно выбирать формы и методы обучения. При этом  школа как была, так и остается важнейшим социальным институтом. Возникает особая необходимость взаимодействия учителей и родителей, чтобы обучение и воспитание было эффективным для ребенка.

В средней школе отношения родителей и учителей меняются по сравнению с теми отношениями, которые устанавливаются между классным руководителем и родителями  в начальной школе.

 Очень важно установить такие отношения, которые помогут ученикам  получить образование на должном уровне и создать комфортную обстановку для формирования коммуникативной, разностороннее-развитой личности. Родительское сообщество должно быть в курсе реформы образования, которая происходит в настоящее время и таким образом, основными функциями школы при взаимодействии с родителями можно назвать:

  1. Психолог - педагогическая поддержка родителей;
  2. Знакомство родителей с содержанием различных учебных программ
  3. Информирование родителей о процессе обучения и развития ребенка

            Со стороны школы участниками данного процесса  выступает весь коллектив школы от администрации, до технического персонала, но ведущую роль, безусловно, играет классный руководитель, личностные качества и профессионализм которого должен помочь в осуществлении этой нелегкой задачи.  И здесь на помощь педагогу приходят различные методы и формы взаимодействия с сообществом родителей.

Некоторые формы работы классного руководителя с родителями

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

 Традиционные

 Помогают  в психолого- педагогической поддержке родителей, в знакомстве с процессом обучения

  • Анкетирование
  • Беседы

  • Консультации
  • Создание родительского комитета класса
  • Родительские собрания
  • Лекции
  • Игры (совместные с детьми)

Новые  

Помогают установить партнерские отношения, помогают в знакомстве с содержанием различных учебных программ

  • Электронный дневник
  • Онлайн консультации
  • Электронные письма

  • Совместные дела
  • Семинары
  • web-семинары
  • Круглый стол
  • Конференции
  • Родительские вечера
  • Конференции

            Каждый классный руководитель в своей практике применяет разнообразные формы работы с родительским коллективом.   Мне бы хотелось   рассмотреть самую распространенную традиционную форму - родительское собрание, но и эта форма взаимодействия может быть рассмотрена по-новому.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1
.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей, обсуждаются перспективы развития класса, решаются различные организационные вопросы.


2.
Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса. Они также могут быть посвящены  памятным датам и носить праздничный характер.

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительную или отрицательную динамику развития.

           Чтобы родители  посещали родительские собрания, охотно общались с классным руководителем можно разнообразить формы  их проведения. Вот некоторые из них.

            Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами. Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…


         
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.


         
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Современному классному руководителю важно осознавать свою регулирующую и организующую роль в работе с родителями учащихся. Ему важно совершенствовать традиционные формы взаимодействия, при этом внедрять новые, основываясь на гуманистическом стиле общения, уважительном отношении к ребёнку и родителям и систематическом повышении уровня психолого-педагогического уровня знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В статье  рассмотрены методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»

Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...

Формы взаимодействия с родителями учащихся специальной коррекционной школы.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы....

доклад по теме «Современные формы работы с родителями»

Доклад по теме «Современные формы работы с родителями»зачитан на заседании МО МБУ «Дом детства и юношества» г. Корсакова...

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.Среди нетрадиционных форм р...

"Современные формы работы с родителями"

Выступление на педагогическом совете...