Главные вкладки

    Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
    статья по теме

    В статье  рассмотрены методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                   Степанова  Е.А. №102-022-575.г.Екатеринбург ГБОУ СО

     «ЦПМСС «Речевой центр».

    Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

      В Речевом центре обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи.            

    Целью  работы с родителями таких детей  является:

             Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную здорового человека, умеющего быть счастливым.

    Основные задачи работы:

    1.       Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности   школы.

    2.       Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

    3.       Формирование здорового образа жизни, как основополагающей системы воспитания ребенка с ОВЗ.

    4.       Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

    5.       Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья.

    6.       Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, оздоровления, просвещения и др.

     

    Воспитательная функция семьи заключается в следующем:

    1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

    2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

    3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

                Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

    Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

    Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

     

    Работу с родителями можно разделить на два направления:

    1)      со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры, культуры здоровья;

    2)      с частью родителей в форме  занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

    Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

    1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации);

    2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

    Формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

    Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

    Формы работы с родителями

    Традиционные

    Нетрадиционные

    ● Родительские собрания

    ●  Общешкольные конференции

    ● Индивидуальные консультации педагога

    ● Посещения на дому

    ● Родительские тренинги



    ● Круглые столы

    ● Устные журналы

    ● Практикумы

    ● Родительские вечера

    ● Родительские чтения

    ● Родительские ринги

    Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

    Формы психолого-педагогического просвещения

     Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

     Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

    Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, здоровый образ жизни. сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

    Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в Центре. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

    Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

     Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

     Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

     Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

    Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

    – особенности здоровья ребенка;

    – его увлечения, интересы;

    – предпочтения в общении в семье;

    – поведенческие реакции;

    – особенности характера;

    – мотивации учения;

    – моральные ценности семьи.

     Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

     Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

    1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

    Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

    Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

    2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

    Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

    Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

    Рекомендации по проведению родительских собраний:

    1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

    2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

    3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

    4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

    Примерная тематика консультаций для родителей:

    1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

    2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

    3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

    4. Наказания детей. Какими им быть?

    5. Тревожность детей. К чему она может привести?

    6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

    7. Грубость и непонимание в семье.

    8. Талантливый ребенок в семье.

    9. Друзья детей – друзья или враги?

    10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

     Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

     Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

    Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

     Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2–5 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

     Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

    И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

                    Степанова  Е.А. №102-022-575.г.Екатеринбург ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр».

    Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Тезисы.

    В данной статье рассматриваются методы и формы работы с родителями учащихся Речевого центра. Особое внимание в работе с родителями учащихся с ОВЗ уделяется психологическим тренингам, пропаганде формирования здорового образа жизни у детей. Работа с родителями ведется как в традиционной, так и в нетрадиционной формах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

    Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

    Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...

    Мастер-класс «Организация работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Как лучше организовать психологическую помощь родителям, чьи дети обучаются в коррекционных образовательных учреждениях....

    ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...

    Внеурочная деятельность, как одна из форм работы профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников нашей школы выступает разноплановая внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеяте...

    Дистанционные формы взаимодействия с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

    Статья об используемых в нашем детском саду дистанционных форм взаимодействий с родителями....

    Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                                    Одной...