Мастер-класс «Организация работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
учебно-методический материал по теме

Белова Алёна Николаевна

Как лучше организовать психологическую помощь родителям, чьи дети обучаются в коррекционных образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organ_rab.doc127 КБ
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_rodit.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Организация работы  психолога в работе с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Г.В.

Здравствуйте, меня зовут Галина, хочу вам представить соведущую Алену.  Сегодня мы с вами проведем Мастер-класс  в виде тренинга на тему: «Организация работы  психолога в работе с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

А.Н.

Для начала давайте с вами познакомимся в виде игры, которая называется «Интервью». Правила такие: сейчас мы с вами разобьемся по парам и возьмем друг у друга интервью. Сначала первый задает вопросы, внимательно слушает и если хочет, конспектирует, потом – наоборот. Затем мы с вами будем представлять по очереди друг друга. Интервью должно состоять из таких, вопросов, как возраст, работа, где учились, семья, увлечение, любимые блюда, фильмы, книги, ….

(обсудили, затем) Начиная, справа будем представлять друг друга таким образом «я хочу вам представить моего соседа справа. Его зовут….»

Г.В.

- Дорогие коллеги, сегодня мы постараемся разобраться в том, как лучше организовать психологическую помощь родителям, чьи дети обучаются в коррекционных образовательных учреждениях.

А.Н.

Теперь давайте с вами установим правила группы, которым мы будем сегодня придерживаться во время проведения тренинга.

Г.В.

(См. слайд № 2).

1. Не перебивать

2. Конфиденциальность

3. Правило взаимопонимания и    уважения мнения другого

4.  Правило этичности

5.     Правило  взаимодействия – работаем сообща, учимся друг у друга

- Какое правило хотите добавить вы?

А.Н.

- А я приготовила Вам сюрприз. Конфеты. И хотела бы, что б за время нашего общения каждый из вас съел по конфете, а фантик сохранил до конца занятия. Пишу правило на слайде.

Г.В.

- Принимаете эти правила? Давайте сотрудничать.

Актуальность темы:

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды ,Ангелы земли

Сколько не заслуженной обиды

На себе они перенесли

Сколько раз ,они лицом в подушку

Чтоб не плакать на глазах у всех

Говорили ночи как подружке…

Разве то что есть мы ,-это Грех?

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых ,не добрых ,немощных людей

Немощны они не телом бренным..

Немощны душой своей холодной

Не помочь пытались детям бедным

Прочь всегда их гнали взглядом злобным

Не грустите матери не надо

Ваши дети-ангелы ,не зло

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь ,тепло

Ну а тех кто нас не понимает

Пусть простит Господь за волю их

Пусть они услышат как рыдают

Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны

Больше тех кто хочет нам помочь

Открывая душу нам радушно

Горе помогают превозмочь

Пусть Господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской

Чтоб на всей Земле ,во всей Вселенной

Мир всегда царил ,царил покой

Чтоб ни войн и не землетрясений

Ни цунами страшных ,НИКОГДА

Сбереги Господь от потрясений

Всех людей ,ОТНЫНЕ и ВСЕГДА

А.Н.

Мы с вами прослушали стихотворение, которое написала женщина, у которой умерла дочь.  Всё стихотворение пронизано болью матери, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Именно с такими родителями нам, педагогам  и психологам коррекционных школ приходится работать каждый день. И от того, как мы сможем им помочь, во многом зависит их психологическое состояние.

Г.В.

Давайте проведем небольшое тестирование.  

А Н К Е Т А

Дополни ответы  на вопросы анкеты своими вариантами.

1. Как вы считаете, какие основные задачи решает работа с родителями?

  • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
  • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
  • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;
  • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.
  • обучение родителей знаниям психологической культуры

  1. Какие методики для диагностики детско – родительских отношений используете Вы?
  • Тест «Моя семья»
  • Тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)

Информационный блок.

    А.Н.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании  системы базовых составляющих психического развития, вероятности возникновения  дизадаптивного состояния, социальных связей детей.

Родители таких детей должны иметь правильное понимание сущности проблемы, знать особенности развития их ребенка для успешной организации общения с ним, его воспитания и образования, Знание  возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания и обучения ребенка.

Работа с родителями решает ряд основных задач:

  • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
  • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком; правильной тактики воспитания ребенка;
  •  помощь в адекватной оценке возможностей ребенка
  • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;
  •  информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития
  • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей,  помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам.

Г.В.

- Какие задачи предлагаете включить Вы?

Свою работу с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляю по  3 направлениям: консультативная, просветительская, психопрофилактическая.

Консультативное направление.

Одним из важных этапов в оказании помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальная консультативная работа - психологическое консультирование.  

Первым этапом психологического консультирования идёт установление контакта с родителем, «настройка» на совместную работу. При общении с родителями очень важно, чтобы ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.

В ходе первичной беседы я выясняю причину обращения и намечаю предварительную программу дальнейших действий. Моя главная задача - услышать родителя, понять, как видится проблема ему самому, как он воспринимает ребёнка и сложившуюся ситуацию

Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно спокойное, но не безразличное отношение к выслушиваемым жалобам.  Общая позиция во время первичной беседы - это доброжелательное, заинтересованное и сочувственное выслушивание родителя, но не идентификация с ним и не критика его высказываний.

На основе жалоб родителей формулируется предположительная психологическая проблема.

Обычно, за помощью родители  обращаются по следующим вопросам:

- проблемы, возникающие в процессе обучения, воспитания или лечения ребёнка;

- взаимоотношения ребенка с матерью (его непослушание, агрессивность);

- отношения ребенка с другими детьми в семье (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, не хотят с ним общаться);

- отношения ребенка с учителем в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, занижает возможности их ребенка);

- отношения между матерью и отцом ребенка (примерно треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, неполные).

        Следующим этапом становится психологическая диагностика. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка, выявления причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

 Чаще я использую следующие методики:

«Рисунок семьи», который служит для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Помните, что при интерпритации рисуночных тестов нужно учитывать многие показатели: поведение ребёнка во время рисования,  задаёт ли он дополнительные вопросы, нажим на карандаш, особенности линии, размер, расположение на листе, тщательность и детализированность рисунков, цвет.  Показать 

Мы представляем Вам рисунки детей, обучающихся в коррекционной школе. Предлагаем Вам проанализировать данные рисунки и сделать выводы о семейной ситуации в данных семьях.

В своей работе так же применяю методику  Рене Жиля. Данная методика подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья и позволяет выявить отношение ребёнка к родителям и социуму, «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное».

помогают  выявить личностные особенности ребёнка

В психологической литературе часто советуют для диагностики детско – родительских отношений пользоваться опросниками А.Я. Варга, В.В. Столина родительского отношения  к детям (61 вопрос). И. др  из-за особенностей родителей учащихся коррекционных школ такими опросниками не пользуюсь.  

Причины:

  1. 61 вопрос – слишком много занимает времени для заполнения родителями и для обработки специалистом.
  2. Некоторые вопросы некорректны по отношению к родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, вызывают психотравмирующую  ситуацию.


11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
22. К моему ребенку постоянно "липнет" все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

- Какие методики используете Вы?

А.Н.
Консультирование семьи в рамках стандартного психологического подхода предполагает полную добровольность обращения к специалисту. Это означает достаточную мотивацию, эмоциональную готовность к встрече, желание изложить все, что кажется важным. В нашей ситуации картина принципиально иная: зачастую семья вынуждена обратиться за помощью в связи с серьезными проблемами в обучении или особенностями поведения ребенка в школе: значительное количество проблем, связанных с отклоняющимся развитием их ребенка, в том числе нарушений   психофизического развития, наличие знаков неврологического неблагополучия. Многих родителей на консультацию направляют педагоги или воспитателями. Это означает отсутствие добровольности, как следствие, недостаточность собственной мотивации.

Основной особенностью работы является то, что в большинстве случаев у родителей не просто  не сформирован запрос на помощь, а складывается негативное отношение к процедуре взаимодействия со специалистом: один из важнейших факторов - желание скрыть от окружающих происходящее с ребенком, что, и определяет конфиденциальную направленность консультирования.

Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем, такое поведение объясняется тем, что большинство обучающихся в коррекционных школах из неблагополучных, малообеспеченных, асоциальных семей. Многие из этих семей плохо материально обеспеченные, безработные, или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Это и многие другие факторы определяют низкий социокультурный уровень, что отражается на взаимоотношении семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования.

Г.В.

Психопрофилактика и психопросвещение.

Психологическое просвещение родителей— это приобщение их к психологическим знаниям.     т.к. психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать часто приводят к конфликтам в семьях, к отторжению членов семьи, особенно в семьях, где воспитываются  дети с ограниченными возможностями здоровья. 

 Основной смысл психологического просвещения родителей   заключается в том, чтобы знакомить их с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.

Содержание просветительской работы школьного психолога с родителями  -  ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных и общешкольных родительских собраниях,  предлагают подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

А.Н.

Очень интересно проходят родительские собрания, где родители могут увидеть и услышать непрямое обращение к ним их детей. Проанализировать мысли, переживания, слова ребёнка и сделать выводы, постараться изменить к лучшему семейную ситуацию. За простыми детскими словами, порой, кроется душевная боль, отчаянье и даже прогноз на будущую свою семейную жизнь.

Запись детей.

Г.В.

Осуществляя основные формы работы с родителями, предлагаю в помощь «психологические памятки».

 Памятки  раздать, зачитать выдержки.  

А.Н.

Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических, психологических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться  личность самих родителей

Родительское собрание является основной формой просветительской работы с семьей. При этом оно имеет ряд специфических особенностей:

 - Родительское собрание обычно воспринимается родителями как обязательное формальное мероприятие.

 - На родительском собрании повышается уровень тревожности родителей.
- Группа родителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам.
- Родители могут воспринимать психолога как учителя, что затрудняет обращение к нему.
            Чтобы минимизировать перечисленные трудности, необходимо руководствоваться принципами безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества.

Г.В.

Психопросвещение на родительском собрании провожу в форме:
1. Выступления-презентации. Непродолжительное выступление информационного характера.
2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования.
3. Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.
4. Тематическое родительское собрание.

Привожу некоторую традиционную тематику родительских собраний за последние 3 года 

                 Начальные классы:

  • Психофизиологические трудности адаптации учащихся к школе,
  • Сформированная мотивация  - одна из основных движущих сил учения ребенка
  • Возрастные особенности психического развития ребенка 8-9лет;
  • Организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;
  • Особенности учебной деятельности учащихся школы VIII вида;
  • Обучение родителей навыкам воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Общешкольные родительские собрания:

1. Семья – основа развития и становления личности ребёнка.

2. Детско – родительские отношения. Психологическая поддержка в семье и школе.

3. Секреты семейной профилактики.

4. Роль семьи в подготовке к взрослой жизни.

5.Межличностные отношения: родитель-ребенок    

Динамика взаимодействия с родителями

2006-2009 годы

Из сравнительной диаграммы видно, что потребность в психопросвещении растет из года в год

А.Н.

            Тематические встречи с родителями направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития образования детей.
                 Справедливы слова Я. Корчака: "Мы взвалили на ребенка труд согласования противоположных интересов параллельных авторитетов. Конфликты между семьёй и школой ложатся всей тяжестью на ребенка". Именно поэтому так важно в отношениях семьи и школы согласование позиций, интересов, требований, создание условий, гарантирующих каждому ребенку получение образования.

            Для реализации основной цели психологической коррекции - переструктурирования жизненного стереотипа родителя больного ребенка – в психопросветительскую работу включаю специальные рассказы, которые позволяют обсуждать определенные жизненные ситуации, хорошо знакомые родителям.  Также обсуждению подвергаются внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родителей по поводу той или иной ситуации.

            Эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой "житейских" историй родителей больных детей.            В рассказе описывается типичная ситуация, в которой родителям детей с отклонениями в развитии приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родителей, так и лиц, их окружающих. Одновременно рассказ используется как ведущий механизм коррекционного воздействия, при котором обсуждение или проигрывание конфликтной ситуации осуществляется не от первого, а от третьего лица.

 Текст рассказа, написанный крупным шрифтом, помещается перед членами группы таким образом, чтобы каждый из слушателей мог его хорошо видеть. Этот текст затем прочитывается вслух. Каждый рассказ завершается вопросами, касающимися конкретной жизненной ситуации, которая подвергается обсуждению.

            В конце обсуждения такого рассказа обычно задаются вопросы, например:  Как бы вы поступили на месте героини? Что вы посоветуете?

            Рассказ "Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?" повествует о жизненных историях двух женщин, которые по-разному справились со своей трагедией. Он направлен на переориентировку жизненных ценностей родителей и способствует переструктурированию их мировоззренческих позиций.

Г.В.
«Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?».

Рассказ мамы Толи

           Моему сыну 26 лет. Он инвалид. Таким и родился. Рассказывать свою жизнь очень трудно, особенно если эта жизнь вся в нем, в сыне.

 Что рассказывать?

           Одна правда. Семья мужа не приняла Толю. Нет, какие-то проявления внимания оказывались: подарки копеечные были. Но, по сути, это было не внимание, а скорее любопытство. Помощи же настоящей не было никакой. Они, знаете, очень боялись чего-то: свекровь говорила, что я им весь род испортила. Вот так: сыночком моим, Толей, я им, оказывается, что сделала.  Вскоре после рождения Толи начались скандалы, муж стал выпивать и загулял, конечно. Мы разошлись. И осталась я... одна с сыном. Алименты то приходили, то не приходили и были всегда какие-то крошечные.

              Нужно было деньги зарабатывать. Да и пошла бы на хорошую работу, приглашали, а его куда девать? Пришлось искать такое место, куда и его можно было бы с собой брать или где был свободный график. Где только я не работала: в химчистке, в прачечной, на почте, нянечкой, уборщицей. Всего и не перечесть. Поработаю, поработаю, увольняюсь. Его оставлять не с кем. Все его жалела. А меня кто? Никто.
              Мои родители жили в другом городе. Да и вся родня там. Сюда, в Москву, я замуж вышла, думала, что счастливой буду... Но где там. Видно, не суждено. Намучилась я... Помощи ждать было не от кого... И, знаете, никакой награды взамен. Жизнь прошла мимо меня. Иногда думаю: лучше бы я его сдала, как мне одна докторша подсказывала. Семью бы сохранила или бы новую завела. Может... и еще одного ребеночка бы родила... А так все он помеха. Нет, теперь всем говорю: сдавайте, лучше будет. Вы что же думаете, что его учеба в какой-то специальной школе, или как там их называют, что-нибудь даст? Или лечение какое-то со временем в нем что-либо улучшит? Все пустое. Он как был нечеловеком, так им и остался. В этом вся истина и есть. Я так думаю...

А.Н.

Рассказ мамы Ильи

               Трудно вспоминать то, что было. А было все, понимаете, все: и скандалы, и истерики, и нестерпимая боль, и понимание безвыходности положения, и чувства вины и стыда, и желание бросить все и всех... и уйти из….

              Мне никто не подсказывал, как нужно себя вести в такой ситуации, которая сложилась у нас в семье после рождения Илюши, никто не говорил, как теперь нам с ним быть. А он был первенцем. Представляете, вместо величайшей радости — горе, кромешная тьма. Знаете, мне тогда казалось, что весь свет обрушился и нет возможности жить.
                Вы спрашиваете: что же мне помогло выжить? Наверное, помогла привычка, сложившаяся еще в период моей работы: никогда не впадать в панику. В стрессовой ситуации сдержаться и удержаться на плаву.  Было очень трудно. Я пыталась сдерживаться и хладнокровно оценивать ситуацию. Но вначале отчаяние чаще брало верх. Ведь это же был мой сын, моя кровиночка. А у него с каждым днем врачи все больше и больше находили проблем. Визит к врачу всегда стоил мне очень больших нервов. Так было в первые годы жизни сына, сейчас уже все иначе. Теперь мы дружим со многими специалистами и даже, можно сказать, стали близкими людьми.

            Что еще помогло? У меня было правило: ни в коем случае не обвинять кого-либо в том, что случилось, в первую очередь мужа. Все укоры и уколы его родственников не воспринимать всерьез или промолчать. Хотя, знаете, их вопли по поводу меня и моего сына иногда доводили до полного отчаяния. Было очень больно и обидно. Но я старалась не держать на сердце камень и вообще в сердце не допускать обиду. Я поняла, что если начну ссориться с мужем, то его родственники уж точно доведут дело до конца. А как я с Илюшей одна останусь? Первое время было очень трудным. Не было сил вообще что-либо делать. Мне очень помогли мои родители. Потом друзья. Наверное, если бы не они, нам бы не выжить с сыном. Да и семья наша распалась бы.

             Когда я немного успокоилась и определилась с положением сына, стала привлекать для занятий с ним и мужа. Я всегда старалась показать мужу наши небольшие с Илюшей успехи, вызвать у него интерес к сыну, занять его проблемами.
             Было очень трудно. Порой муж не понимал меня, часто раздражался оттого, что у Илюши не получается то или другое. Но постепенно он включился в работу с сыном и даже стал, как мне теперь кажется, гордиться тем, что и его труд вложен в успехи сына. Затем, видя наши совместные усилия и настойчивость, ко мне смягчилась свекровь и стала также мне помогать.

           Я не строила себе иллюзий в отношении будущего моего сына, хотя поначалу они, конечно, были. Я сказала себе: нужно научиться полноценно жить с таким сыном, с МОИМ СЫНОМ. Ведь он у меня один, он единственный и неповторимый. Другого такого не будет, даже если у меня и будут еще дети.

           Первые годы жизни сына я нигде не работала, нужно было очень много заниматься с Илюшей. Затем я смогла найти себе такую работу, которая позволила мне уделять достаточно времени как развитию сына, так и моему собственному профессиональному росту. Сейчас я директор фирмы, которая оказывает патронажную помощь семьям, в которых родились такие же дети, как и наш Илюша.   В нашей семье царит мир, спокойствие и согласие. Я очень люблю мужа. Мы с ним счастливы. В этом году Илюше исполнилось семнадцать лет. У него есть друзья, которые довольно часто приходят к нам в гости. Сейчас Алексей, мой муж, повез Илюшу на прогулку. Но они скоро должны вернуться. А вот и они, смотрите...

(Мы подошли к окну. По дорожке, ведущей к дому, шел красивый, статный мужчина и катил перед собой инвалидную коляску. Рядом с ним бежал рыжий лохматый пес. Сидящий в коляске юноша о чем-то увлеченно разговаривал с мужчиной. Они весело смеялись над проделками четвероногого друга. Пес радостно кружил вокруг них.)

  • Выскажите ваше мнение по поводу обоих рассказов.

Г.В.

Каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как–то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются  ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.  

«Любить ребенка, безусловно – значит любить его независимо не от чего. Независимо от его внешности, способности, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, что мы ждём от него в будущем и, что самое трудное, независимо о того, как он ведёт себя сейчас… Безусловная любовь означает, что мы любим ребёнка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение.» Р. Кэмпбелл.

Ребёнок, которого любят только потому, что он есть, чувствует себя защищённым, он уверен в себе, имеет чувство собственного достоинства, стабилен, у него развито чувство внутреннего равновесия и позитивной самооценки.

Для того чтоб научить родителей безусловной любви нужно  научиться воспринимать и любить себя, такими, какие мы есть.

А.Н.

Я - ЭТО Я.

  1. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
  2. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
  3. Поэтому все, что исходит от меня - это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.
  4. Мне принадлежит - все, что есть во мне: мое тело, включая все,  что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы.
  1. Мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому.
  2. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Все это принадлежит мне.
  3. Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой.
  4. Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
  5. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и что есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но, поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом.
  6. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
  7. Я могу отказаться от того, что, кажется, неподходящим, и сохранить то, что кажется  очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.
  8. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносит! смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
  9. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Г.В. Я - это Я, А.Н.  и Я - это замечательно!

Вирджиния Сатир

Г.В.

Одним из условий нашего сегодняшнего мастер – класса было сохранение фантиков от конфет. Предлагаем достать фантики и провести игровой  тест.

А.Н.

Автор Доктор

Мюррей Ландхам

(Новозеландский сексопатолог – терапевт)

По конфетным оберткам можно судить о сексуальной жизни. Если представить жизнь вообще как коробку конфет, то сексуальная жизнь – это фантики.

Кто есть кто?

  1. СМИНАЛЬЩИК. Фантик сминает как попало и отбрасывает от себя подальше. Этот тип не слишком оригинален в постели. Рассеян и упускает много возможностей флирта – сам охотник до сладенького. Он полагает, что секс – это приятно, но не понимает, почему все придают ему такое большое значение.
  2. СГИБАТЕЛЬ. Аккуратность складывает ее или превращает в «гармошку». Любовная жизнь – книга инструкций. Попросят – сделает, покажут – повторит. Обожает все планировать. Бурные порывы страстей и спонтанные романы – не для него.
  3. КАТАЛЬЩИК. Обнимальщик. Скатывает фольгу в аккуратные шарики. Шибко зол, но охоч до любви, обожает прижиматься, обниматься, но в постели быстро устает, теряет сексуальный интерес к партнеру и откатывается на бочок к стеночке. Очень - очень ревнивый.
  4. РВАЧ. Раздирает на полочки. Отрывает их друг от друга напрочь, делая что-то вроде бахромы. Ему очень трудно сохранить длительные отношения с партнером. Часто считает, что много удовольствий проходит мимо него, боится что-то упустить, теряет то, что имеет. В постели не лишен изобретательности, неутомим, любопытен, требователен, хочет сразу всего.
  5. СКУЛЬТПОР. Фигурку смастерит, бантик, тарелочку, ложечку… Художник всегда художник, выдумщик, экспериментатор. Ему все равно где: дома, в саду, в лесу, море… остановить может только явный дискомфорт. «Скульптор» запоминается на всю жизнь.
  6. ТРУБАЧ. Легко сворачивает фантики в трубочки, куличи. Вертит в пальцах. Обожает флиртовать, герой «одуванчиковых романов», пофлиртует, но до серьезного дело не дойдет. А жалко!
  7. ГЛАДИЛЬШИК. Любит разглаживать, чтобы было ровненько. Потом, может смять, но опять разгладит. Такой может часами гладить, почесывать, массировать и всячески ублажать партнера «гений прелюдий!. Очень ласковый и нежный.
  8. КРУТИЛЬЩИК. Нервный тип, который окручивает обертки, как канатики. Ему бы в партнеры «конфетного массажиста» - гладильщика, хоть успокоится немного. А он всем недоволен, чего-то боится, сдерживается. Грубоват. Любит советовать. Идеальная сваха, а сам без семьи.
  9. ПРОСТАКИ. Те, кто вообще никогда ничего не делает с фантиками. От них сексуальных пометов ждать не приходится. С изобретательностью туго. Зато – минимум глупостей, минимум риска. Не любят никого удивлять в любовной жизни. Не делают из любви культа и при необходимости сохраняют верность и в длительной разлуке.

Рефлексия.    Готова  

Завтра будет день счастливый!

Учитесь управлять собой!

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой, –

Умейте начинать сначала:

Споткнувшись,  самому вставать,

В себе самом искать опору;

При быстром продвиженье в гору –

Друзей в пути не растерять.

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

А.Н.

Мы благодарим Вас за сотрудничество! И в заключении нашей работы, просим заполнить небольшие анкетки.

Анкета оценки дня

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Оцените наш мастер-класс      удовлетворительно           хорошо

Что особенно запомнилось?___________________________________________________________________________________________________________________________________

Что особенно понравилось.___________________________________________________________________________________________________________________________________

С П А С И Б О !



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА  для родителей

  1. Чаще обнимайте, целуйте, хвалите его. Не думайте, то ваш ребенок и так знает, что вы его любите.
  2. Каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела?» Начните с простых вопросов: « Что было в школе?» сделайте такие разговоры привычкой.
  3. На самом деле слушайте ребенка. Пусть для детей станет очевидным тот факт, что вы цените их мнение, знание, уважайте их чувства.
  4. Пусть ребенок самостоятельно делает то, что ему положено делать. Одновременно он должен чувствовать, что вы можете прийти на помощь. Приходите  на помощь, когда она требуется.
  5. Некоторые дети очень подвижны: им надо постоянно бегать, им трудно сидеть на месте. Не настаивайте на том, чтобы ребенок полностью успокоился и уселся до того, как вы будете с ним разговаривать.
  6. Воспитывая ребенка, родителям (матери и отцу) следует придерживаться единых взглядов и требований и не противоречить друг другу.
  7. Никогда не сравнивайте между собой детей, сравнить можно только с ним самим в другой промежуток времени.
  8. Поощряйте, хвалите ребенка за старания и усилия так же,  как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.
  9. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка.
  10. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
  11. Поощряя ребенка,  поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам  рассказывает.
  12. Помните: нормой для ребенка является – что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  13. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

     Желаю вам успехов в воспитании ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...

Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В статье  рассмотрены методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Статья на тему: «Принципы ведения работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Трудности в работе специалистов,  работающих с родителями особых детей, связаны с тем, что семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности....

Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...