Формирование компетенций ученика через внеклассную жизнедеятельность класса.
статья по теме
Доклад к педагогическому совету по формированию ключевых компетенций школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
Доклад
Формирование компетенций ученика
через внеклассную
жизнедеятельность класса.
Выполнила: Фёдорова А.Н.,
классный руководитель 7Б класса.
г. Саранск
2014г.
Чаще всего учитель одновременно является и предметником, и классным руководителем. Формируя учебные и воспитательные цели, мы нередко создаем независимые друг от друга учебные и воспитательные программы.
Перед учениками и учителями возникает проблема выбора: усилить подготовку к урокам, предметным неделям и олимпиадам или принимать участие в творческих конкурсах по плану воспитательной работы. Приоритетной в большинстве случаев считается исключительно учебная деятельность.
Педагог может много раз объяснять у доски новую тему и радоваться оттого, что даже двоечник написал контрольную на «3», но не всегда способен задуматься: насколько в жизни этого двоечника важно, то или иное правило, физическое определение или историческая дата.
Почему, говоря об образовании, мы по-прежнему говорим отдельно об учении и отдельно, о воспитании? Разве обучая, мы не воспитываем? А проводя интересное воспитательное мероприятие, мы разве ничему не учим?
Вопрос о приоритетности обучения и воспитания всегда оставался актуальным.
Составляя план воспитательной работы, продумывая формы внеучебной деятельности, мы должны «решить задачу с двумя известными»:
*
подчинить внеучебную деятельность формированию ключевых компетенций, необходимых для становления личности самостоятельной и активной.
По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, вчерашних школьников, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди.
*
Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.
*
Т.е., это и есть цель образования на современном этапе (см. слайд)
Цель планируется реализовать через ряд задач:
- мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;
- создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;
- создать условия для развития коммуникативных навыков.
Отсюда Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":
- САМОактуализации,
- САМОопределения,
- САМОсозидания,
- САМОреализации.
Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель:
Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.
Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:
- развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
- Развитие форм общественной составляющей в соуправлении школой, в том числе через создание детских объединений и организаций
Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:
1) формы самоуправления школьной жизнью (собрания, часы классных руководителей, заседания Совета старшеклассников и др.);
2) познавательные формы (экскурсии, тематические декады, предметные недели, конкурсы, кружки);
3) спортивные формы (соревнования, спартакиады, праздники);
4) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «классные посиделки» и т.п.)
Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.
Система традиций нашего учебного заведения такова:
Традиции познавательной, спортивной и развлекательной направленности:
- День Знаний;
- Предметные недели;
- Спортивные праздники “День здоровья”, «Веселые старты»;
- Тематические декады;
- Тематические классные часы;
- Праздник “СтарТинейджер”;
- Конкурс «В семье единой»
- Новогодние праздники;
- ……..(не перелистывать слайд)
- Смотр строя и песни
- Последние звонки
- Парад ко Дню Победы
Традиции общественной деятельности:
- Поздравление ветеранов
- Сбор макулатуры
Традиции общественно полезного труда:
- организация дежурства в классах;
- дежурство по школе;
- субботники по благоустройству класса;
- субботники по благоустройству территории города;
Такие формы внеучебной деятельности, как кружки различной направленности, школьные мероприятия помогают вовлечь не только "отличников" и "хорошистов", а каждого, кто еще не нашел себе достойного места в образовании, научить тому, что востребовано современным обществом.
Внеклассная работа подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.
Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве.
Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:
- коммуникативных,
- информационных,
- личностных,
- социально-политических.
В результате формируются:
- ценности деятельности, общения, самообразования;
- привычка быть мобилизованным;
- личностные умения — рефлексивные, оценочные;
- личностные качества — самостоятельность, ответственность;
- опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.
- профессиональная ориентированность;
- становление социальной активности.
В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Презентация к докладу "Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную работу".
Презентация для выступления на педагогичесом совете по формированию ключевых компетенций школьников....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В нашей школе все учителя МО ЕМЦ проводим образовательную экскурсию,для повышения интереса по этим предметам и чтобы помочь при выборе профессии....
Представление собственного опыта "Формирование компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики"
Формирование компетенций учащихсячерез применение ИКТ на уроках математики Задача системы образования всегда состояла в формировании у...
Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка
Выступление на педагогическом совете школы на тему "Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка"....
Формирование компетенции чтения через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов на уроках онлайн и офлайн.
В настоящее время чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Данные разработки онлайн и ...
«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....