Формирование компетенций ученика через внеклассную жизнедеятельность класса.
статья по теме

Фёдорова Анастасия Николаевна

Доклад к педагогическому совету по формированию ключевых компетенций школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Доклад

Формирование компетенций ученика

через внеклассную

жизнедеятельность класса.

Выполнила: Фёдорова А.Н.,

классный руководитель 7Б класса.

г. Саранск

2014г.

     

 

Чаще всего учитель одновременно является и предметником, и классным руководителем. Формируя учебные и воспитательные цели, мы нередко создаем независимые друг от друга учебные и воспитательные программы.

Перед учениками и учителями возникает проблема выбора: усилить подготовку к урокам, предметным неделям и олимпиадам или принимать участие в творческих конкурсах по плану воспитательной работы. Приоритетной в большинстве случаев считается исключительно учебная деятельность.

                 

Педагог может много раз объяснять у доски новую тему и радоваться оттого, что даже двоечник написал контрольную на «3», но не всегда способен задуматься: насколько в жизни этого двоечника важно, то или иное правило, физическое определение или историческая дата.

Почему, говоря об образовании, мы по-прежнему говорим отдельно об учении и отдельно,  о воспитании? Разве обучая,  мы не воспитываем? А проводя интересное воспитательное мероприятие, мы разве ничему не учим?

 

Вопрос о приоритетности обучения и воспитания всегда  оставался актуальным.

Составляя план воспитательной работы, продумывая формы внеучебной деятельности, мы должны «решить задачу с двумя известными»:

*

подчинить внеучебную деятельность формированию ключевых компетенций, необходимых для становления личности самостоятельной и активной.                  

По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, вчерашних школьников, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди.

 *

Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

*

Т.е., это и есть  цель образования на современном этапе  (см. слайд)

   

     Цель планируется реализовать через ряд задач:

- мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

- создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

- создать условия для развития коммуникативных навыков.

Отсюда Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":

  • САМОактуализации,
  • САМОопределения,
  • САМОсозидания,
  • САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель:

Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.

Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:

  • развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
  • Развитие форм общественной составляющей в соуправлении школой, в том числе через создание детских объединений и организаций

Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на  группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

 1) формы самоуправления школьной жизнью (собрания, часы классных руководителей, заседания Совета старшеклассников и др.);

 2) познавательные формы (экскурсии, тематические декады,  предметные недели, конкурсы, кружки);

 3) спортивные формы (соревнования, спартакиады, праздники);

4) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «классные посиделки» и т.п.)

Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

Система традиций нашего учебного заведения такова:

Традиции познавательной, спортивной и развлекательной  направленности: 

  • День Знаний;
  • Предметные недели;
  • Спортивные  праздники “День здоровья”, «Веселые старты»;
  • Тематические декады;
  • Тематические классные часы;
  • Праздник   “СтарТинейджер”;
  • Конкурс «В семье единой»
  • Новогодние праздники;
  • ……..(не перелистывать слайд)
  • Смотр строя и песни
  • Последние звонки
  • Парад ко Дню Победы

Традиции общественной деятельности:

  • Поздравление ветеранов
  • Сбор макулатуры

Традиции общественно полезного труда: 

  • организация дежурства в классах;
  • дежурство по школе;
  • субботники по благоустройству класса;
  • субботники по благоустройству территории города;

Такие формы внеучебной деятельности, как кружки различной направленности, школьные мероприятия помогают вовлечь не только "отличников" и "хорошистов", а каждого, кто еще не нашел себе достойного места в образовании, научить тому, что востребовано современным обществом.

Внеклассная работа   подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.

 Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве. 

Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:

  • коммуникативных,
  •  информационных,
  • личностных,
  • социально-политических.

                   

В результате формируются:

  • ценности деятельности, общения, самообразования;
  • привычка быть мобилизованным;
  • личностные умения — рефлексивные, оценочные;
  • личностные качества — самостоятельность, ответственность;
  • опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.
  • профессиональная ориентированность;
  • становление социальной активности.

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

Презентация к докладу "Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную работу".

Презентация для выступления на педагогичесом совете по формированию ключевых компетенций школьников....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В нашей школе все учителя МО ЕМЦ проводим образовательную экскурсию,для повышения интереса по этим предметам и чтобы помочь при выборе профессии....

Представление собственного опыта "Формирование компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики"

Формирование компетенций учащихсячерез применение ИКТ на уроках математики            Задача системы образования всегда состояла в формировании у...

Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка"....

Формирование компетенции чтения через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов на уроках онлайн и офлайн.

В настоящее время чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.  Данные разработки онлайн и ...

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....