Воспитательная ситема классного руководителя (6, 7 класс)
опыты и эксперименты по теме

Волгина Наталья Александровна

Главное в организации воспитательной системы класса – создание условий для развития личности каждого ученика и коллектива в целом и формирования активной жизненной позиции, признания личности человека как абсолютной ценности. Поэтому главной своей задачей считаю: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_6_i_7_klassy.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волгина Н. А., классный руководитель 7Б класса МОУ «СОШ №4» г. Называевскка Омской области

Воспитательная система.

Классным  руководителем являюсь с 1992-1993 учебного года. Обобщая свой опыт работы, выстроила воспитательную систему, в которую входят следующие направления:

  1. Аналитико-диагностическая деятельность:
  • Тестирование;
  • Микроисследования.
  1. Работа с семьёй:
  • Изучение воспитательного потенциала семьи;
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей;
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • Индивидуальная работа с родителями.
  1. Ценностно-ориентированная деятельность:
  • Классное самоуправление;
  • Тематические классные часы;
  • Изучение Конвенции о правах ребёнка;
  • Посещение музея;
  • Экскурсии.
  1. Дополнительное образование:
  • Вовлечение в кружки и секции;
  • Организация кружков.
  1. Интеллектуально- познавательная деятельность:
  • Познавательные классные часы;
  • Участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах.

6. Спортивно-оздоровительная деятельность:

  • Тематические классные часы «Мы за здоровый образ жизни»;
  • Участие в спортивных мероприятиях.

7. Свободное общение:

  • Дискотеки;
  • Вечера отдыха;
  • Игры

Главное в организации воспитательной системы класса – создание условий для развития личности каждого ученика и коллектива в целом и формирования активной жизненной позиции, признания личности человека как абсолютной ценности. Поэтому главной своей задачей считаю: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.

Ребенок в соответствии со своими индивидуальными особенностями должен уметь повышать свой образовательный уровень, конструктивно взаимодействовать с социумом. Моими партнёрами в работе являются: администрация школы, родительский комитет, школьное детское объединение «Мальчишки и девчонки», учителя предметники, спортивная школа, художественная школа, дом детского творчества, инспекция по делам несовершеннолетних.

Педагогические идеи воспитательной работы:

  • равенство всех участников;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой,    самокоррекцией, самовоспитанием;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
  • выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Приоритетными видами деятельности в воспитательной системе являются:

  • Коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали).
  • Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. В своей деятельности использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству. А это значит, органы самоуправления будут создаваться для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

Исходя из выше изложенной воспитательной системы, образ ученика складывается из 5 потенциалов личности:

  1. Нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “природа”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”; потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников; соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
  2. Познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  3. Коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
  4. Художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде;
  5. Физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Правила жизни классного коллектива

  • Старайся жить так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо рядом с тобой.
  • Каждый имеет право на собственное мнение.
  • Каждый должен чувствовать себя комфортно в коллективе, никто не имеет права унижать других.
  • Сумей найти добрые, приятные слова, чтобы утешить и помочь тому, у кого неприятности.
  • Если у тебя плохое настроение, старайся не показывать этого другим.
  • Врать стыдно.
  • Обещать и не сделать – это несерьёзно.

Индивидуальная работа с учащимися класса

  1. Индивидуальная работа по коррекции поведения ;
  2. Оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
  3. Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
  4. Заполнение листка здоровья совместно с мед. работником школы;
  5. Индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам и подготовке мероприятий;

Работа с педагогами, работающими в классе

  • Изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • Изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • Выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • Сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
  • Помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Форма:

индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.

Формы работы с родителями:

  • Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения учащихся на родительских собраниях, через записи в дневниках и записки извещения.
  • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе: знакомлю с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждаем возможные пути реализации; на родительских собраниях информирую родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах; приглашаю на уроки и внеклассные мероприятия.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Взаимодействие с родительским комитетом.

2008-2009 уч. год

Дата

Наименование дел

сентябрь

  1. 1. День знаний. КВН совместно с родителями.
  2.  

октябрь

  1. 1.Родительское собрание «Первые проблемы подросткового возраста» (с приглашением учителей предметников)
  2. 2. Индивидуальные беседы с родителями учащихся: Вакуленко В,
  3. Соловьёва С, Быструшкина В, Олькова Ю, Пинтюк С, Рыбиной Н.
  4.  

ноябрь

  1. 1. Посещение родителями уроков биологии и обществознания.
  2. 2. Беседа с родителями учащихся, получивших неудовлетворительные отметки.

декабрь

  1. Род. собрание “Как помочь ребенку хорошо учиться” (с приглашением учителей предметников). Анализ работы за 1 четверть.

январь

  1. 1. Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека». Анализ работы за 2 четверть.

февраль

  1. 1. Антинаркотическая акция «Родительский урок».
  2. 2. Индивидуальные беседы с родителями учащихся: Быструшкина В, Палатовой Я, Махт И, Соловьёва С.

март

  1. 1. КТД к празднику 8 Марта  «Весенняя сессия для мам, бабушек и девочек»
  2. 2. Индивидуальные беседы с родителями учащихся: Шаудулина Э,
  3. Бершауэра Д,  Махт И, Олькова Ю, Палатовой Я.

Апрель

  1. Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих    учащихся

май

  1. Итоговое собрание родителей

План воспитательной работы на 2008-2009 учебный год

6 класс

Направления работы

Форма реализации

Аналитико-диагностическая деятельность

  • Определение уровня воспитанности

(родитель + ученик + кл.руководитель)

  • Определение доминирующих мотивов в учении
  • Ранжирование предметов по степени значимости для учащихся
  • Микроисследование «Ассоциации» (ассоциации, которые вызывают школьные предметы)
  • Диагностика детей и родителей к род. собранию

Работа с семьёй

См. выше

Ценностно-ориентированная деятельность

Подготовка к празднику «День учителя»

Классные часы:

  • Кто я? Какой я?;
  • Выборы органов самоуправления;
  • Итоги за 1, 2, 3, 4 четверти и итоги за год;
  • Поведение на переменах;
  • Спешите делать добро;
  • Герои ВОВ

Организация дежурства

Оформление классного уголка

Уроки нравственности:

  • Человек и труд;
  • Прибавляем бережливость;

Этическая беседа-диспут «Можно ли победить жестокость?»

Круглый стол «Культура речи и культура общения учащихся МОУ СОШ №4»

КТД:

  • День Святого Валентина;
  • День защитника Отечества;
  • Весенняя сессия для мам, бабушек и девочек;
  • Подготовка к новогоднему празднику
  • Подарки к празднику 23 февраля и 8 Марта

Урок мужества «Славные сыны Отечества»

Беседы:

  • с инспектором по делам несовершеннолетних «Правила поведения в общественных местах. Режим дня в летнее время»
  • Правила дорожного движения  и поведения на воде

Дополнительное образование

Спортивная школа

Художественная школа

ДДТ

Интеллектуально- познавательная деятельность

КВН, посвящённый дню Знаний

Конкурс рисунков к 23 февраля

Неделя математики: конкурс «Путешествие по стране Математика»

Неделя русского языка и литературы: КВН

Неделя биологии и экологии: конкурс «Экологическое лото»

Конкурс стихов, посвящённый празднику 9 Мая

Спортивно-оздоровительная деятельность

Соревнования по мини футболу

Соревнования по пионерболу

Беседа «Вредные привычки»

Свободное общение

Праздник осени

Игровая программа «Половинка моя» (ДДТ)

Игровая программа «Самый смелый» (ДДТ)

Новогодний праздник

Праздник для мам, бабушек и девочек

План воспитательной работы 2009-2010 уч. год

1 полугодие

(7 класс)

Направления работы

Форма реализации

Аналитико-диагностическая деятельность

Анкетирование учащихся «Выполнение домашнего задания»

  • Определение доминирующих мотивов в учении
  • Ранжирование предметов по степени значимости для учащихся
  • Тест «Барометр взаимоотношений»
  • Тест «Я успешный ученик»

Работа с семьёй

  • Мониторинг родителей с целью составления плана работы на год
  • Индивидуальные встречи и беседы с родителями
  • Родительское собрание: «Роль домашнего задания»
  • Посещение уроков английского языка, биологии, обществознания, алгебры родителями
  • Организация дежурства родителей на новогоднем празднике

Ценностно-ориентированная деятельность

День знаний. Час общения «Найди свою звезду»

Открытие МИД (ученическое собрание). Выступление по нравственно-правовому воспитанию.

Подготовка к празднику «День учителя»:

  • создание газеты;
  • сочинение стихов.

Классные часы:

  • Выборы органов самоуправления;
  • Правила поведения учащихся
  • Погода в классе
  • Подведение итогов за 1 четверть;
  • Поведение на уроках и переменах;
  • Я успешный ученик
  • Хорошие и плохие привычки
  • Я и мой класс
  • Неделя безопасности
  • Беслан. Помним, скорбим.

Организация дежурства

КТД:

Оформление классного уголка

Новогодний кастинг

Антинаркотическая акция

Беседы:

  •  «Правила поведения в общественных местах. Режим дня в дни каникул»
  • Правила дорожного движения  и поведения на льду

  • Инструктаж по ТБ в дни каникул
  • Профилактическая беседа по гриппу

Дополнительное образование

Спортивная школа

Художественная школа

ДДТ

Интеллектуально- познавательная деятельность

Участие в школьных и муниципальных предметных олимпиадах

Неделя русского языка и литературы

Спортивно-оздоровительная деятельность

Соревнования по баскетболу, мини-футболу

Кросс по лёгкой атлетикен

Беседа «О здоровом образе жизни»

Свободное общение

Новогодний праздник в классе

 2полугодие

Направления работы

Форма реализации

Аналитико-диагностическая деятельность

Тест-анкета самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Тесты

  •  Я познаю себя
  • Мой характер
  • Кто я в классе?
  • Круг моих интересов. Мой выбор
  • Моё здоровье
  • Стрессоустойчивость

Изучение творческих способностей учащихся

Мини-исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»

Изучение общеучебных умений и навыков

Социометрия

Мониторинг здоровья «Самооценка факторов риска ухудшения здоровья»

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»

Работа с семьёй

Родительское собрание «Почему грубит подросток». Форма – круглый стол

Индивидуальные беседы с родителями (по ситуации)

Родительский лекторий «Причины подростковых взрывов»

Родительское собрание «Итоги года»

Мониторинг родителей «Карта наблюдений за состоянием ребёнка дома»

Анкетирование родителей о состоянии здоровья обучающихся

Ценностно-ориентированная деятельность

Организация дежурства

Классные часы:

  • Моя самооценка, или как полюбить себя
  • Строим дом своего здоровья
  • Возможности человеческой памяти
  • Что значит учиться мыслить?
  • Что мы едим?
  • Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека»

Уроки нравственности:

  • Что значит быть порядочным человеком
  • Мои жизненные ценности
  • урок мужества «Славные сыны Отечества»

Ситуативная игра (2 часа)

  • «Человек среди людей»

КТД:

  • День защитника Отечества;
  • Весенний праздник;
  • Подарки к празднику 23 февраля и 8 Марта

Беседы:

  • Искусство каждодневного общения
  • Учитесь добру
  • Совесть – мерило нравственности
  • Как развивать свои физические возможности
  • Мифы о наркомании
  •  «Правила поведения в общественных местах. Режим дня в летнее время»
  • Правила дорожного движения  и поведения на воде

Тематические линейки:

  • Алкоголь и подросток

Тренинг «Разрешение конфликтов без насилия»

Круглый стол-дискуссия «Согласны ли вы с тем, что в жизни надо пробовать всё?»

Интеллектуальный марафон «Будь здоровым и живи в радости»

Антинаркотический урок «Как научиться говорить нет»

Дополнительное образование

Спортивная школа

Художественная школа

ДДТ

Интеллектуально- познавательная деятельность

Конкурс рисунков к 23 февраля

Неделя математики

Заочная интеллектуальная викторина «В плену у вредных привычек»

Конкурс кроссвордов о витаминах

Конкурс сочинений «Невыдуманные истории о настоящем спорте» или «Мой спортивный кумир»

Конкурс «рекламных проспектов «Здоровье России начинается с моего здоровья»

Спортивно-оздоровительная деятельность

Соревнования по мини футболу

Соревнования по пионерболу

Футбол на снегу «Детки-предки»

Брейн-ринг «В здоровом теле – здоровый дух»

Информационные пятиминутки (по материалам прессы о ЗОЖ)

Школьные олимпийские игры «Сильные, ловкие, дружные, смелые»

Свободное общение

Праздник девочек

День школы

Созданная воспитательная система помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это  способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. В моей воспитательной системе  реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....

план воспитательной работы классного руководителя с классом

предлагаю шаблон плана воспитательной работы с классом, группой продлённого дня для классных  руководителей, воспитателей в ГПД...

План воспитательной работы классного руководителя 7 класса

План воспитательной работы классного руководителя 7 класса. План составлен по разделам. В него включены рабочие таблицы , которые классный руководитель заполняет в течение года. Особое внимание уделен...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 5 класса.

В анализе воспитательной работы попыталась в системе рассмотреть такие вопросы:- адаптация пятиклассников в основной школе,- какие задачи ставились на начало учебного года и чего удалось достичь (над ...

План воспитательной работы классного руководителя 10 класс

Планирование классного руководителя в 10 классе специальной коррекционной школы - интерната....

Анализ воспитательной работы классного руководителя 6 класса

В материале представлен анализ воспитательной работы по критериям локального акта общеобразовательного учреждения...

Программа воспитательной деятельность классного руководителя 7 класса.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениями об истин...