Из опыта гражданско-патриотического воспитания
проект на тему

Гражданско-патриотическое воспитание (из опыта работы классного руководителя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

143981, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, УЛ. ЮННАТОВ, Д.8, СТР.1

        E-MAIL: SCHKOLA8GD@YANDEX.RU, ТЕЛ./ФАКС: 527-70-42        

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия» (из опыта работы классного руководителя).

Автор: учитель истории и права Дианина И.В.

г.о. Железнодорожный

2013 г.

Актуальность.

          Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых передается и нашим детям. Школа, в стенах которой проходит детство, отрочество и юность подрастающего поколения, обладает  той силой, которая может донести до «неверующих» истину – гражданско – патриотическое воспитание – это важная часть жизни общества, основа стабильности и будущего, это залог сильной и непоколебимой России.  

          Важность гражданско-патриотического воспитания учащегося в деятельности образовательного учреждения подчеркивается в ФГОСах нового поколения. В «портрет ученика основной школы» заложены такие характеристики как: «любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством…».

           В общеобразовательном учреждении ключевая роль в деле воспитания школьника отводится классному руководителю. Ему в помощь представлено множество разнообразных методических разработок по указанному направлению. Однако для достижения наилучших результатов процесс гражданско-патриотического воспитания школьника должен иметь системный и непрерывный характер. В настоящее время, имея доступ к различным методическим разработкам внеклассных мероприятий, классному руководителю не хватает пособий по определению долгосрочной программы по гражданско-патриотическому воспитанию в порученном ему классе.

          Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия» представляет собой долгосрочную программу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся среднего звена для одного классного коллектива.              

Цель проекта – формирование патриотического сознания и становление активной гражданской позиции школьников посредством внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формирование понимания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).
  2. Воспитание у школьников чувства патриотизма и любви к Родине на примере героического прошлого нашей страны, бессмертного подвига ее народа.
  3. Приобщение учащихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию России.
  4. Воспитание любви и уважения к своей малой родине.
  5. Формирование активной гражданской позиции, политико-правовой культуры.

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
  3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
  4. Федеральный закон «Об образовании».
  5. Федеральный закон «О днях воинской славы».
  6. Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе».
  7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  8. Устав МБОУ СОШ №8 г.о.Железнодорожный.

География проекта:  г.о. Железнодорожный, МБОУ СОШ №8.

Целевая аудитория. Классный коллектив (среднее звено) МБОУ СОШ №8.

Сроки реализации проекта. Проект является долгосрочным. Сроки реализации: 2010-2014 гг.

Этапы реализации программы.

  1. Организационный.
  1. Диагностика уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся (анкетирование, тестирование, опрос).
  2. Изучение нормативно-правовой базы.
  3. Изучение имеющегося методического материала по данной теме.
  4.  Составление программы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников с учетом результатов мониторинга.
  1. Деятельностный:
  1. Реализация плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию классного коллектива.
  1. Заключительный (рефлексивный):
  1. Организация диагностических мероприятий с классным коллективом.
  2. Отчет-презентация.
  3. Составление перспективного плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию членов классного коллектива на 2014-2016 гг. (для старшей школы).

Основные принципы организации гражданско – патриотического воспитания учащихся.

  1. Системность,  непрерывность и преемственность.
  2. Гуманизм.
  3. Индивидуальность.
  4. Стимулирование активности.
  5. Организация и самоорганизация.
  6. Интеграция.
  7. Многообразие форм, методов и средств.
  8. Учет региональных условий.
  9. Адаптивность.
  10. Постоянное совершенствование.

Направления деятельности.

  1. Моя малая родина.
  2. Нетленные страницы Великой Отечественной войны.
  3. Правовая культура подрастающего поколения.
  4. Культурное наследие России.

                 Проект осуществляется через такие виды деятельности как поисково-исследовательская, учебно – познавательная, творческо – игровая.

Реализация направлений проекта осуществляется через следующие виды деятельности.

Деятельность

Сроки

1

Организация и проведение встреч с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны. Организация шефской помощи им.

В течение всего срока реализации программы.

2

Организация и проведение встреч с ветеранами локальных конфликтов на территории РФ.

В течение всего срока реализации программы.

3

Подготовка и проведение радиолинеек, посвященных значимым датам в истории России.

В течение всего срока реализации программы.

4

Подготовка стенгазет, посвященных значимым датам в истории России.

В течение всего срока реализации программы.

5

Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск».

В течение всего срока реализации программы.

6

Участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности различных уровней.

В течение всего срока реализации программы.

7

Организация и проведение ежегодной акции «Низкий поклон, Вам, ветераны», посвященной празднованию 9-го мая.

Раздача жителям микрорайона детских рисунков по данной теме.

В течение всего срока реализации программы.

8

Составление альбома памяти «Я помню! Я горжусь!» Поиск родственников, участников Великой Отечественной войны.

В течение всего срока реализации программы.

9

Поиск родственников, пропавших в годы Великой Отечественной войны.

В течение всего срока реализации программы.

10

Посещение музеев, театров, выставок Москвы и Московской области.

В течение всего срока реализации программы.

11

Организация экскурсий по городам Московской области.

В течение всего срока реализации программы.

12

Проведение анкетирования, опроса по выявлению уровня патриотизма и гражданственности учащихся.

В течение всего срока реализации программы.

13

Участие в в мероприятиях различного уровня

В течение всего срока реализации программы.


Перспективный план работы по  гражданско-патриотическому воспитанию

с 6-го по 9-ый классы (внеурочная деятельность).

Мероприятие

Время проведения

(ориентировочное)

6 – ой класс

2010-2011

7 – ой класс

2011-2012

8 – ой класс

2012-2013

9 – ый класс

2013-2014

Урок  Мира и Добра

1 сентября

Классный час

Активная беседа

Презентация по данной теме, подготовленная учителем

Презентация по данной теме, подготовленная членами классного коллектива

День

г. Железнодорожного

Сентябрь

Презентация для учащихся школы, подготовленная с помощью классного руководителя членами классного коллектива

Презентация для учащихся школы, подготовленная членами классного коллектива

Презентация для учащихся школы, подготовленная членами классного коллектива

Презентация для учащихся школы. Школьная викторина: «Знаешь ли ты свой город». Мероприятия готовят члены классного коллектива

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)

8 сентября

Урок – мужества

Урок -  мужества:  выступления учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников

Организация и проведение школьной викторины «Бородино» учащимися под руководством учителя для учеников школы

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)

11 сентября

Урок – мужества

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников

Выпуск стенгазеты

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

21 сентября

Урок – мужества

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников

Выпуск стенгазеты

Международный день пожилых людей

1 октября

Классный час

Активная беседа «Наши бабушки, наши дедушки»

Организация и проведение встреч с ветеранами труда и войны

Организация и проведение встреч с ветеранами труда и войны

В мире права

октябрь

Беседа по теме: «Права и обязанности школьника»

Составление памятки «Права и обязанности школьника»

Подготовка и проведение презентации «Права и обязанности школьника» для начальной школы

Подготовка и проведение викторины: «Знаешь ли ты свои права и обязанности» для учеников средней и старшей школы

Культурное наследие России

октябрь

Презентация «Святые иконы»

Подготовка и проведение презентаций на тему «Храмы России – душа России»

Подготовка виртуальной экскурсии по теме: «Храмы России – душа России»

Проведение виртуальной экскурсии по теме: «Храмы России – душа России» среди учащихся школы

День народного единства

4 ноября

Беседа «Толерантность – путь к миру»

Классный час  «Наш многонациональный класс»

Классный час «Пока мы едины – мы непобедимы»

Организация и проведение семинара с привлечением учеников школы «Пока мы едины – мы непобедимы»

День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)

1 декабря

Урок - мужества

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников

Выпуск стенгазеты

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)

5 декабря

Классный час: «Велика Россия, а   отступать некуда – позади Москва»

Выпуск стенгазеты, посвященной битве за Москву

Проведение радиолинейки, посвященной битве под Москвой. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Участие в городских мероприятиях.

Проведение радиолинейки, посвященной битве под Москвой. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение викторины. Организация  и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях.

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год)

24 декабря

Урок – мужества

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников

Выпуск стенгазеты

День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)

27 января

Урок - мужества

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Проведение радиолинейки, посвященной Дню снятия блокады города Ленинграда. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях.

Проведение радиолинейки, посвященной Дню снятия блокады города Ленинграда. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение викторины. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях.

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

2 февраля

Урок - мужества

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Проведение радиолинейки. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях.

Проведение радиолинейки. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение викторины. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

15 февраля

Урок – мужества.

Активная беседа

Проведение радиолинейки. Участие во встречах с россиянами, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Участие в городских мероприятиях

Проведение радиолинейки. Организация и проведение встреч с россиянами, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Участие в городских мероприятиях

День защитника Отечества

23 февраля

Участие во внутришкольных мероприятиях

Участие во внутришкольных мероприятиях

Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях

Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях

Международный женский день

8 марта

Участие во внутришкольных мероприятиях

Участие во внутришкольных мероприятиях

Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях

Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях

Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

11 апреля

Беседа

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Проведение радиолинейки. Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников. Участие в городских мероприятиях

Проведение радиолинейки. Организация и проведение встреч с бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей. Участие в городских мероприятиях

День космонавтики

12 апреля

Беседа. Сообщения учащихся

Подготовка и проведение презентаций учащимися

Проведение радиолинейки. Подготовка и проведение презентаций учащимися для начальной школы

Проведение радиолинейки. Организация и проведение викторины

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (ледовое побоище, 1242 год)

18 апреля

Урок - мужества

Урок -  мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций)

Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников

Выпуск стенгазеты

Боевая слава Подмосковья

май

Беседа

Подготовка сообщений, презентаций.

Подготовка и проведение презентации для начальной школы

Подготовка и проведение презентации для учащихся школы. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.

День Победы

9 мая

Участие во внутришкольных  и городских мероприятиях

Участие во внутришкольных  и городских мероприятиях

Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных  и городских мероприятиях. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы.

Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных  и городских мероприятиях. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы.

        Степень вовлеченности в мероприятия членов классного коллектива с каждым учебным годом увеличивается. К 9-ому классу ученики при поддержке классного руководителя самостоятельного проводят мероприятия гражданско-патриотической направленности в стенах школы. Перспективный план работы позволяет развить личностные качества каждого члена классного коллектива, в том числе: ответственность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Данный план помогает ученику приобрести умения выступать на публике и оппонировать;  навыки поисковой, исследовательской, проектной деятельности. Подобная работа раскрывает творческий потенциал учащегося.


Ожидаемые результаты:

  1. Формирование гражданственности, всестороннего развития личности, ее социализации.
  2. Воспитание у учащихся чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.
  3. Воспитание учащихся в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства.
  4. Формирование высокого уровня правовой, политической культуры.

          И как следствие этого -  устойчивое развитие России, формирование гражданского общества и укрепление демократического правового государства

Практическая значимость: возможность реализации в общеобразовательных учреждениях Московской области.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "За честь школы" (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе)

Эссе представляет собой описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе МБОУ "Идрицкая средняя общеобразовательная школа"....

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...