Урок мужества "Навеки в памяти народной"
методическая разработка (7 класс) по теме

Бородачева Наталья Викторовна

Разработка урока мужества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества «Навеки в памяти народной»

                                             Имена, события и даты

                                                                  В быль и сказку входят не в одну…

                                                        Меж собой бывалые солдаты

                                                        Вспоминают прошлую войну  

                                                                   Весь свой путь от первого сраженья

                                                             До последних схваток и побед...

Н.А.Смоляков.

Цель урока :привитие учащимся чувства гордости за свой народ и уважения к ветеранам ВОВ и труда.

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны и труда, традициям своей страны.
  2. Развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову, развивать интерес к истории своего края.
  3. Способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, способности воспринимать неравнодушно литературное и художественное творчество.

Форма проведения: устный журнал, литературно-музыкальная композиция.

Подготовительная работа к уроку:

  • Библиотечный урок. Знакомство с поэзией Н.А. Смолякова.
  • Выставка иллюстраций ребят к стихотворениям Н.А. Смолякова.
  • Подбор музыкального сопровождения.
  • Создание электронной презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фонотека, электронная презентация «Навеки в памяти народной».

Ход урока

Слайд 3.

Звучит музыкальное произведение «Лунная Соната».

Учитель:  Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и своей Родины, Отечества. Отечество начинается  с того незабываемого уголка, где он родился и вырос. Малая Родина воплощает в себе живой образ Отечества. Будучи ещё школьником, человек должен узнавать историю своего Отечества, людей прославивших его Малую Родину, беречь и продолжать добрые традиции.

       В этом году исполнилось 65 лет со дня великой Победы. Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война. Всё дальше уходят эти годы, всё чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых. Это верно, мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить  необходимо о тех, кому мы обязаны счастьем жить на земле.

Слайд 4.

Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, наша дань памяти.

       Мы им говорим «Спасибо». Мы хотим сегодня вспомнить имена и даты, стихи и песни тех, кто дал нам возможность с помощью этих произведений знать о войне.

Страница 1.  Детство и юность.

Слайд 5.

Ученик 1: Сегодня мы вспомним о нашем земляке, фронтовике, учителе, поэте Смолякове Николае Антоновиче. Николай Антонович родился 23 ноября 1914 года в селе Тростянка

.

На станции Тростянка я возрос

Среди друзей и ласковой природы.

В весёлых играх, в сонме бурных грёз

Прошли мои мальчишеские годы.

Я жил в селе,

Где скуки нету,

Привычной «моде» вопреки,

Где все немножечко поэты,

А есть и - просто  чудаки.

Ученица 2: Его родители через некоторое время переехали в посёлок Студенцы. Жили в частном доме.

На посёлок с рассветною ранью

Я любуюсь с Бузаевских гор:

Кораблями учебные зданья

На широкий выходят простор.

И над этой частицей планеты

Солнце с лебедем алым плывёт.

В СХИ идут на занятья студенты,

На работу шагает народ.

Страница 2.  Война.

Ученица 3: Мирная жизнь закончилась в одночасье…

Слайд 6.

Звучит сообщение о начале войны в исполнении Левитана

Слайд 7.

 Война…  На рассвете 22 июня 1941 года германская армия всей своей мощью

обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии. Прибалтики. Началась  Великая отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.

Звучит песня «Священная война»

Слайд 8.

Ученик 4: Когда началась война,  Николай Антонович решает, что должен быть на фронте, защищать свою Отчизну.

Отчизна

Для того чтобы нивы цвели,

Нам пока что нужны полигоны.

Мне Отчизна, как руки свои,

Положила на плечи погоны.

Пожелала удачи в судьбе –

Так нам матери счастья желают –

И сказала, как сыну: «Тебе

Всё, что есть у меня, доверяю:

Недопетые песни отца,

И побед своих будущих гимны.

Ты их должен допеть до конца

И оставить в наследство сыну,

Доверяю загадки планет

И мимозы стыдливые в марте,

И могучую силу ракет,

Постоянно готовых к старту…»

Как надежда страны и броня,

Я солдатом шагаю по жизни…

И лежат на плечах у меня

Руки матери – руки Отчизны.

Учитель:   22 июня в стремительной схватке столкнулись две крупнейшие к тому времени военные силы. Германия и выступившие на её стороне Италия. Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских.  Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равной и составляла в общей сложности около 6 миллионов человек.   Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегически важном Московском направлении в 1941 году.

Слайд 9.

Ученица 2: Война…Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки.

Второй год войны

Вот минул сорок первый год.

И он горит в сердцах, но верьте,

Пусть наши раны тяжелы,

Они не предвещают смерти.

Мы не отступим ни на пядь,

Мы жить не будем осторожно:

Нельзя свободу отобрать,

Но отстоять свободу можно!

Идёт война второй уж год.

Напрасно Гитлер кровью бредит

Мы с ним покончим. Мы придём

От поражения к победе!

Живые ветви сбросят лёд, -

Шуметь ветрам неусмирённым,

Отчизна наша расцветёт

Весенним пламенем зелёным.

Ученик 4: Какой была та война? Целых пять лет холода и голода, погибшие друзья, редкие письма из дома, болезни, госпиталя, встречи и прощания. А ещё война – это страх, страх за себя, своих близких, товарищей, которые с тобой в холодной землянке. На войне бывали минуты,  когда Николай Антонович  успевал черкануть одну – две строчки.

Иволга

На рассвете перед штурмом,

Сидя в тишине,

Говорили мы в окопе

О победном дне.

Зашумит опять пшеницей

Мирная земля,

И, гудя, комбайны выйдут

На заре в поля.

Слайд10.

И добавил друг мой тихо,

Думая, как я:

«Эх, скорей бы птиц послушать

В пойме Кинеля!..»

И, как будто соглашаясь

С этою мечтой.

Звонко иволга запела

В зелени густой.

Будто счастья обещала,

Прячась по ветвям…

Мир беспечный, свет весенний

Хлынул в душу нам.

Слайд 11.

И ясней дорога стала

Сквозь огонь и дым…

И рванулись мы в атаку

Валом штурмовым.

Слайд12.

Ученица 3:  При одной из оборон Николай Антонович попал в Нюрнбергский концлагерь, куда привели их обессиленных (не ели четверо суток).  Там их даже не покормили и повезли в другой, лагерь Цигенай. В этом лагере было около 60000 человек. Здесь он не увидел печей крематория, но зато были траншеи, в которых в день умирало по 300 человек.

Слайд 13.

Туча с востока

Стою за проволокой колючей

И в даль лазурную смотрю:

Плывёт с востока тихо туча,

А я ей: «Здравствуй» - говорю.

Любимый друг, она своею

Мне кажется в чужом краю:

Она с востока; может с нею

Мать сыну шлёт печаль свою?

А может быть, вот эта туча

Есть слёзы многих матерей?

Она плывёт волной могучей

С просторов Родины моей.

А может быть, над головою

Она любимой пронеслась

И вот теперь ещё покоит

Лучи её горячих глаз?

Скажи мне туча, если можешь,

Что стало с матерью, с отцом?

Что стало с той, кто всех дороже

Был для меня в краю родном?

Но эта туча дождевая

Ответ словами не дала,

А только, словно мать родная,

Меня слезами облила,

В край далёкий уплыла…

Слайд 14.

Ученик 1: В Нюрнбергском концлагере   Николай Антонович подружился с А.А. Пугачёвым. И только  во время налёта английской авиации им удалось бежать и скрыться от смерти в давно погасшей паровозной топке. Побег удался, потому что третьим наверное самым главным спутником была дружба. Различие языков, нравов, характеров и привычек – не было преградой для дружбы.  Свой номер, который получил в концлагере Смоляков,  он запомнил навсегда. Шесть цифр 175175 связывали его с горькими воспоминаниями столь короткой части, от его насыщенной жизни.

Слайд 15.

Учитель: На одном из вечеров посвящённом узникам Бухенвальда Николай Антонович сидел и просто молчал. Но потом не выдержал и взял слово. Он был краток в рассказе из своей жизни, но про восстание узников Бухенвальда рассказывал с большой гордостью за свою страну. «Люди везде остаются людьми» - с этими словами Смоляков  начал историю. В концлагере была организована подпольная работа, где солдаты делали гранаты, бомбы, взрывчатки и  бутылки с зажигательной смесью. И вот 11 апреля 1945 года узники восстали и им не помешали ни вышки, ни рвы с водой, ни огневые укрепления. И труд людей увенчался успехом, а в то время когда началась схватка на помощь им уже шли Советские Солдаты.

Слайд 16.

 Зал притих… тишина была даже немного устрашающая. И вдруг кто то,  запел песню о бухенвальдском набате и её подхватили все…

Звучит песня «Бухенвальдский набат». Все встают.

Слайд 17.

Ученица 2: 8 мая 1945 года Германия капитулировала. Наступил долгожданный конец войны.

Звучит сообщение Левитана о полной капитуляции фашистской Германии.

Слайд18.

Ученица 3: В военное время, будучи в плену Николай Антонович был переводчиком, и в его побеге это сыграло значимую роль. Но все,  же,  главное было для него это искусство! Стихи!

Слайд 19.

Память солдата

Войны умолкли дальние раскаты,

Ушли в былое грозные года,

Но помним мы: советские солдаты

Врагов громили всюду и всегда.

Забыли жены о разлуке с нами,

Живут ребята в мирной тишине.

 Но не затмится у солдата память,

Он вечно будет помнить о войне!

Страница 3. Мирная жизнь. Учительство.

Слайд 20.

Ученик5: После суровых военных испытаний началось мирное время. Николай Антонович всю жизнь посвятил своему призванию. Он был школьным учителем. Преподавал в средней школе №2 посёлка СХИ русский язык, литературу, немецкий язык.

Учитель!

Учитель!

Как бесценно это имя

Среди богатых россыпей сердец!

Учитель!

Это имя чище света,

Он – мой отец, духовный мой отец.

Он надо мной склонил виски седые

И учит – мол, как надо понимать,

И под его диктовку я впервые

Два слова вывел: «Родина» и «Мать».

Слайд 21.

Ученик 6: Будучи классным руководителем Николай Антонович ежегодно ездил с учениками на летнюю практику в соседние сёла Сырейку, Сколково, Чубовку и всегда брал с собой дочек. Вечером после полевых работ все сидели около костра, пели песни, он читал стихи….

Я вспомнил всё

Я вспомнил школу…. Осень ту,

Что много лет назад

У всех прохожих на виду

Спускалась в школьный сад.

И листья золотом с берёз

Слетали на порог…

Я очень важно сумку нёс

И первый свой урок.

Я вспомнил школьную семью,

Что знала лучше всех

И первую печаль мою,

И первый мой успех…

И класс,  и парту у окна

Сегодня вспомнил вновь.

Здесь дружбу первую узнал

И первую любовь.

Я поражён был красотой

И глубиной наук,

И первой детскою мечтой

Я был взволнован вдруг.

Узнал, что лучше друга нет –

Хороших, умных книг,

Они давали мне совет

И полюбил я их…

Мне стала более близка

Товарищей, подруг

Седая женщина в очках –

Мой самый верный друг,

Казалось, строже нет её

И нет её добрей…

За всё хорошее, за всё

Я благодарен ей!

Ученица 7: За свои годы работы в школе он стал одним из любимых учителей для многих выпускников, отдав преподавательскому труду,  более сорока лет своей жизни. Он, бывший участник Великой отечественной войны, был не только педагогом, но и поэтом, выражавшим любовь к Родине, к детям, к жизни самой в творчестве, в поэзии.

Слайд 22.

Свою любовь к учителю выразила в стихах выпускница Кинельской средней школы №2 1958 года Валерия Маклова.

Памяти замечательного

Учителя Кинельской

Средней школы №2

Николая Антоновича

Смолякова.

Школьные годы, светлая юность,

Жажда познаний в глазах.

В памяти вечной едва ли сотрутся

Люди с живинкой в делах.

Был наш учитель простым в обращенье,

Но с вдохновеньем в словах,

Каждым уроком дарил озаренье

В наших открытых сердцах.

Мы о звонке у него забывали,

И не спешили домой.

Все с нетерпеньем «немецкого» ждали.

С ним и «язык» был как свой.

Сколько прекрасных бесед о природе,

Об эпизодах войны…

Эти уроки у дня на исходе

Были для нас продлены.

Чистым, душевным и добрым порывом

Яркий оставил он след.

И, сознавая поэзии силу,

В рифмах давал нам совет.

Учитель:  Из воспоминаний дочери: «Папа  был хорошим семьянином. Он часто возил нас с сестрой  в театр, цирк, что оставило у нас неизгладимые впечатления. Путешествовали всей семьёй по Волге на пароходе, видели Куйбышевскую ГЭС. Папа был рыболовом – любителем, и мы всей семьёй ходили на рыбалку. В свободное время с удовольствием и довольно часто ходил в лес, был хорошим грибником. Собирал грибы с ранней весны до поздней осени.  Папа любил ландыши, но никогда их не рвал, говорил, что этот цветок занесён в Красную книгу. Он всегда восторгался красотой русских берёз, особенно тех, что растут аллеей под окнами дома, в котором мы жили. Каждое утро, выходя на балкон пятого этажа, папа здоровался с ними, протягивая хрупким берёзовым веточкам свои тёплые, заботливые руки».

Слайд23.

Ученик 8:                                          

                                                              Берёзка

Солнышко – в лазури,

На земле – она.

Изумрудны кудри,

И сама стройна.

Проплывут по небу

Дождевые тучи, -

И берёзке белой –

Что ни день, то лучше.

Пусть подует ветер,

Хлынет дождик хлёсткий!

Жить с людьми на свете

Хорошо берёзке.

Учитель: Из воспоминаний дочери: «Папа любил слушать пение и щебет птиц, с тоской в сердце провожал перелётных птиц в далёкий путь. Зимой всегда вместе с ним мы мастерили кормушки для оставшихся зимовать птиц и ежедневно кормили их семечками и хлебными крошками.

У отца было горячее сердце. Он обладал большим чувством юмора и, пройдя трудный военный путь, не потерял оптимизма. Был отзывчивым, никогда не оставался равнодушным к чужой беде, не держал зла и никого не обижал.

С большим уважением относился к своим родителям, братьям, сёстрам. Очень любил нашу маму и очень часто дарил ей букеты полевых цветов, в которых преобладали ромашки».

Слайд 24.

Ученица 9:

Ромашки

Ромашки, ромашки

На летнем лугу,

Я светлую память

О них берегу.

Брожу я однажды

По той полосе.

Ромашки, ромашки

Склонились к росе.

Срываю, забывшись,

Одну за другой,

Букет собираю

Влюблённой рукой.

И «любит – не любит», -

Нежны и легки,

Снежинка к снежинке,

Летят лепестки.

Ромашки, ромашки,

Тяжёлая горсть.

Недаром сегодня

В уме пронеслось,

Что это цветут они

Снега белей

На светлую радость

Влюблённых людей.

Страница 4. Признание потомков.

Учитель:  Какие прекрасные стихи писал Николай Антонович, жаль, конечно, что свои стихи он не собрал в сборник. Но за него это сделали его наследники.

Слайд 25.

В 2003 году в читальном зале школы №2 состоялась презентация вышедшего из печати  сборника стихов Н. А. Смолякова «Человек с пылающей душой». Эта книга увидела свет благодаря стараниям педагогического коллектива школы, а также при участии родных и близких поэта. Тираж книги в 300 экземпляров быстро разошёлся. К сожалению, не все желающие смогли приобрести этот сборник. Популярность стихов Смолякова из года в год растёт. Возникла необходимость в переиздании книги. Второй сборник был издан, благодаря спонсорской помощи Администрации посёлка Усть – Кинельский, ООО «Экосервис» и добровольным пожертвованиям педагогов, родителей и учащихся МОУ СОШ №2.

Слайд 26.

        На презентации  книги Н. А. Смолякова был создан первый пионерский отряд, который носит имя поэта. Ежегодно эстафета памяти передаётся новым членам школьной пионерской организации.

Слайд 27.

       Впервые, итоги большой поисковой, исследовательской работы по изучению жизни и творчества Н. А. Смолякова были представлены 23 ноября 2001 года. Было положено начало замечательной традиции – ежегодно в школе проводятся Смоляковские чтения в день рождения поэта.

Слайд 28.

 За 8 лет в них участвовало более  500 школьников 2 – 11 классов. Смоляковские чтения не ограничиваются чтением стихов Николая Антоновича. Учащиеся представляют собственные стихи, прозу, знакомятся с творчеством других поэтов  - земляков.

Слайд 29.

Завтра многие из вас примут участие в 9 Смоляковских чтениях. Это будет завтра, а сегодня накануне очередного дня рождения, в год 65 летия Победы и в год Учителя мы вспоминали прекрасного человека, фронтовика, учителя, поэта Николая Антоновича Смолякова. В наших сердцах всегда будет память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне.

Слайд 30.

Ученица 10.

У обелиска

Со Дня Победы шестьдесят пять лет прошло,

И мы теперь стоим у обелиска.

В честь памяти погибших на войне

Мы головы свои склоняем низко.

Никто из наших славных земляков

От ран тяжёлых не стонал в бою

Лишь потому, что каждый больше жизни

Любил всем сердцем Родину свою.

Солдат советский недругов громил,

Мечом в их гуще прорубая след.

Враги убили только тень его,

Герой же сам не умирает, нет!

Из тех, кто пал героем на войне,

Храним мы много дорогих имён.

Разгромлен враг! Отважные друзья

Не зря клялись у полковых знамён!

Так слава им – Отечества сынам,

Орлам, свершившим подвиг благородный!

Они сложили головы свои,

Но вечно живы в памяти народной.

Учитель: Мы помним всех: и героев и рядовых, и мальчишек и девчонок, и солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю. И пусть слова «Никто не забыт, ничто не забыто» не будут только словами. Память живёт тогда, когда она становится памятью сердца. Пусть трепещут сердца не от страха, а от гордости за свою страну, за её героев, сумевших не покориться врагу, выстоять в страшной той  войне и создать  во славу солдата – героя, народа – героя такие произведения, которые спустя много лет после войны не оставляют человека равнодушным.

Страна моя

Страна моя, Советская держава,

Ты создана на радость всех людей,

И о тебе по всей планете слава

Летит бессмертьем ленинских идей.

Тобой, Отчизна, много пережито,

Тебя враги хотели покорить, -

Но каждый раз их сила была бита,

Ведь мы умеем Родину любить!

Слайд 31.

Учитель: Вот и закончился наш рассказ о человеке, который не только воевал, но и описал, какой была та война. Благодаря именно миллионам, таких как, Николай Антонович Смоляков, страна наша выстояла, выжила и стала ещё лучше и краше, чем была раньше.

А нам остаётся только память о тех, кто никогда не сможет видеть свободу страны, добытую их собственной кровью. Это наш долг и наша обязанность – помнить о них, чтить их память и радоваться жизни за всех тех, кто остался на полях войны.

Слайд 32.

Все встают. Минута молчания.

Звучит музыкальное произведение «Аве Мария».

Затем учащиеся заполняют анкету обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ. ТЕМА: «НАВЕКИ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ»

В декабре 2011 года наша страна праздновала 70-летие победоносной Московской битвы. Готовясь к этому событию, мы снова обратились к героическим страницам нашего государства. Нас заинтересо...

Навеки в памяти народной («Житие Александра Невского»)

Творческая работа по литературе выполнена на основе анализа текста. Тема сопряжена с проблематикой изучаемого учебного материала по литературе.Может оцениваться учителем как вариант зачётной работы....

НАВЕКИ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ.

Данная презентация содержит материал викторины, посвященной Великой Отечественной войне....

Час общения по теме "Сталинград в памяти народной", посвящённый 73 годовщине со дня Сталинградской битвы

Материал может использоваться классными руководителями 4 классов для подготовки классного часа...

Разработка внеклассного мероприятия «Навечно в памяти народной»

Разработка       внеклассного  мероприятия«Навечно в памяти народной», устный журнал...