Формирование личности будущего подростка.
статья (7 класс) на тему

Галеева Раиса Борисовна

Особенности работы с подростками в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnosti_budushchego_podrostka_3.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личности будущего подростка.

1. Особенности и причины формирования личности подростков.

Личность - это человек, который достиг определенного достаточно высокого уровня своего психического развития. Человек становиться личностью тогда, когда он способен господствовать над случайностями, он способен и изменить обстоятельства своей жизни в соответствии со своими целями и задачами, желаниями; он также способен сознательно управлять с самим собой. Почему же большинство подростков не могут управлять своим поведением, но при этом не отказываются от своих целей быть кем-то, не отказываются и от своей мечты достичь определенного успеха в обществе.

Все подростки хотят быть успешными, самодостаточными гражданами общества. При опросе учащихся 10-11-х классов, не смотря на то, что из них только 12% учатся на «4» и «5» никто не выбрал рабочую профессию. Все претендуют на управленческие профессии. Как человек достигает способности создавать обстоятельства жизни и управлять своим поведением?

Все эти вопросы сложны, но их необходимо решить для того, чтобы организация воспитательного процесса  не вступала в противоречие с внутренней логикой психического развития ребенка, которое неразрывно связано как с развитием его организма, так и с воздействием окружающей среды.

При рассмотрении вопроса психического развития возникает еще один важный  вопрос о том, какую роль в этом развитии играют врожденные задатки, а какую внешняя среда. Конкретные исследования привели к установлению следующих общих закономерностей относительно  роли биологических предпосылок в психическом развитии ребенка:

1. Чем резче выражена та или иная врожденная предпосылка, тем большее значение она будет иметь при всех прочих равных условиях.

Например, ребенка с недоразвитием больших полушарий мозга, ни при каких условиях воспитания и обучения нельзя сделать интеллектуально полноценным. Нельзя из любого ребенка воспитать гения в области науки или искусства. Отсюда следует сделать вывод: врожденные предпосылки задают верхние и нижние границы, внутри которых социальные средовые воздействия могут оказывать огромное влияние на формирование личности, но они не безграничны.

2. В ходе развития личности ребенка, влияние врожденных предпосылок, как правило, становиться все, более косвенными, а результаты все более вариативными. Объясняется это тем, что на каждом уровне развития  появляются дополнительные психические и социальные факторы которые, вступая во взаимосвязь с природными задатками, все более и более опосредствуют его влияние.

3. Научно установленные данные свидетельствуют о том, что наследственные задатки оказывают тем меньшее влияние, чем сложнее соответствующее психическое образование. Метод изучения близнецов показал, что элементарные формы зрительной памяти связаны с генетическими особенностями ребенка, а более высокие и сложные формы как логическая память зависит, прежде всего, от среды, в которой ребенок растет и воспитывается.

Так обстоит дело с вопросом о роли наследственных и врожденных задатков в психологическом развитии ребенка.

Вопросом зависимости формирования личности от условий среды занимался С.Л. Выготский. Он утверждал, что для правильного понимания роли среды в развитии личности, нужно подходить не с абсолютной, а с относительной меркой.

Ее нельзя рассматривать как «обстановку развития», которая в силу только ей самой присущих качеств определяет формирование личности ребенка. По мыслям С.Л. Выготского результат влияния среды будет зависеть, прежде всего, от того, через какие индивидуальные особенности они преломляются и какие переживания возникают. Один и тот же «образец» для одного ребенка может стать притягательным, в то время как для другого – резко отрицательным. Влияние одного и того же фактора в том и в другом случае может быть прямо противоположным.

 В каком бы обществе ребенок не родился, без активности самого ребенка ничего из внешней среды не попадает вовнутрь его. Вступая во взаимоотношения с внешними предметами, проявляя активность, он приобретает новообразования.

 Качественно новые психологические образования, возникают в процессе развития, а не роста, и они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование — это:

— во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

— во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр, психических явлений, например, наглядно-действенное мышление, образное мышление в раннем детстве, критическое мышление и рефлексия в подростковом возрасте.

Значимость понятия «психологическое новообразование» состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов что-то новое, в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов. А для врачей новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной постановки неверного диагноза и ошибочного лечения, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса.

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, и они являются основным результатом ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития. Новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка, и действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий. К появлению новообразований при психическом развитии ребенка не всегда готовы родители, не только они их не подхватывают, порой и не замечают.

Именно в этот момент происходит перелом в психическом развитии  подростка.

1.2. Социальная ситуация и движущие силы развития подростка.

 К старшим классам у подростка в школе  вместо одного учителя, появляются, несколько учителей - предметников, каждый со своими требованиями, особенностями характера, стиля работы. В погоне за школьной программой, учителя предметники в основном видят в подростке только учебные умения и навыки. Заглянуть в душу подростка, понять его мотивы и не желание учиться, у учителей чаще нет времени на уроках, либо не хватает знаний, что бы охарактеризовать его состояние. Да и не всегда подросток будет откровенен с учителем, в лучшем случае может поделиться с классным руководителем, если доверяет ему. С классными руководителями у подростков не всегда складываются доверительные доброжелательные отношения, так как основная функция классного руководителя это систематический контроль за поведением опозданием на уроки, посещением занятий, успеваемостью, внешним видом и т.д. Школьные психологи зачастую занимаются больше с документацией, чем конкретной личностью.

Сами  подростки, тоже не считают нужным обращаться к школьному психологу за помощью. Он может быть только принудительно направлен учителем предметником, прогнавшим его с урока за плохое поведение. И куда идти ему со своими проблемами и кто поймет его, когда он сам не понимает своего состояния и не может объяснить свое поведение? Остается улица и сверстники, с подобными проблемами.

 В связи с указанными обстоятельствами подросток уже не испытывает полного единства требований, он начинает сталкиваться с различной оценкой, которые взрослые дают явлениям окружающей жизни, а также собственному поведению, взглядам и отношениям и самое главное его личности. Все это представляет совсем другую позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их более самостоятельными. Если младшие школьники в основном доверяли учителю и во всем следовали его авторитету, то теперь школьникам приходиться самостоятельно организовать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести более полную ответственность за свои поступки, самостоятельно решать многие вопросы, самим вырабатывать мнение о товарищах. В подростковом возрасте начинают формироваться те внутренние процессы, которые к концу подросткового возраста приводит к формированию уже относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, устойчивой системы отношения подростка к окружающему и к самому себе.

Ни в одной стране нет полного единообразия в условиях жизни воспитания и образования  подросткового возраста. Одни живут в деревне, другие – в городе, некоторые в детских домах интернатах. Условия учебы подростков то же не одинаковы, одни учатся в общеобразовательной школе, другие в суворовских училищах, в школах – интернатах и т.д. В настоящее время есть значительные различия в домашних условиях жизни и воспитания детей. Значительные изменения  претерпевает подросток в семье.

3. Семья и школа – главные факторы формирования личности.

 Немаловажное значение в адаптации и успешности подростка в школе имеет семейное воспитание. На воспитание детей в семье влияют, социально-экономические факторы: безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность; психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний, которые приводят к стрессу родителей и далее — к жестокому обращению с домочадцами. Если в обязанности родителей входит - по утрам будить своих детей и отправить их в школу, то  результаты опроса, к сожалению, показали, что сегодня есть и такие семьи, где дети стали будить по утрам своих родителей, чтобы те в свою очередь пошли на работу.

 В собственных семьях подростки часто страдают от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.

Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса, хуже алкогольного или наркотического опьянения.

 Многие  дети воспитываются в неполных и дисфункциональных семьях или приемными родителями от второго брака. Сегодня, к сожалению, семейные разводы и вторые браки стали обычным явлением, и мнение ребенка при разводе никто не учитывает. Подросток одинаково любит своих родителей, и ему хотелось бы жить и с папой и с мамой, разрываясь между родителями, подросток испытывает сильное эмоциональное переживание, и учеба у него отходит на второй план. Участились случаи злоупотребления спиртных напитков самими подростками. Нельзя исключить и такое  явление, как токсикомания и наркомания, которые приводят не только к девиантному поведению, но, несомненно, влияют на развитие и формирование личности подростка.

В России родители ежегодно избивают до 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. В 1992 году органами внутренних дел России зарегистрировано более 155 тысяч детей, убежавших из дома из-за жестокости родителей. Ежегодно около 9 тысяч родителей лишаются родительских прав, и более 2,5 тысяч детей забирается у родителей без лишения родительских прав, так как дальнейшее их пребывание в таких семьях угрожает жизни детей.

 Какой бы родитель не был, он всегда видит в своем ребенке – единственного, неповторимого, и хотел бы воспитать, успешного, здорового, достойного человека. Беда только в том, что они не знают, как правильно воспитать ребенка, многие из них педагогически неграмотны и им кажется, что они делают все правильно.

В 1912 году Адлер в своей статье «Воспитание родителей» дает родителям рекомендацию по воспитанию умственно здорового ребенка.

1. Воспитатель или родитель, прежде всего, должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка – безусловная, гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него.

3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя. Он должен ему доверять.

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал не правильно, и концентрировать ею внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются равенство, сотрудничество и естественные результаты. С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка.

'Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении.

Учеба занимает большое место в жизни подростка. Большую часть времени он проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются все условия для развития его личности. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах и в глазах своих сверстников. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Ему это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. В идеале так и должно быть. Однако есть негативная сторона школьного обучения. Недостаток финансирования, несовершенство системы образования в общеобразовательных  учреждениях, приводит к нарушениям образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения. В некоторых школах учебные классы все еще переполнены, есть классы, где сидят по 33-34 учащихся, из них, не все мотивированы к обучению. Как может учитель с  такой  наполняемостью  классов  осуществлять  дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных и психологических особенностей учащихся. Обучение в таких классах носит чисто формальный характер и превращается в управление «массой». Есть еще один порог в образовании это – «повальное списывание». Списывают учащиеся домашнее задание, контрольные работы, затем  пытаются и на экзаменах. Все об этом знают, но умалчивают. В итоге и отличник, допустив одну ошибку, получить «4» и двоечник, списав тоже, может, получит оценку «4». Такая ситуация резко снижает мотивацию к обучению среди способных учащихся и снижает самооценку.

Целью образовательного процесса является не просто выдача «аттестатов об образовании» и усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося. Большую роль в формировании личности играет учитель. Он является организатором жизни и деятельности учеников

Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группы, которые существуют в классах, объединять мотивированных, симпатизирующих друг другу и дружащих между собой ребят. Но в общеобразовательных школах очень часто старшие учебные классы создаются по оценкам учащихся, без учета мотиваций и их индивидуальных и психологических особенностей.

К великому сожалению, за последние годы отношение к школе, как у учащихся, так и общественности в целом резко ухудшилось, авторитет учителя резко упал, и это усложняет работу с подростками. Любое действие учителя подвергается критике и сомнению. Недоверие к учителю приводит к формальным не искренним взаимоотношениям между учителями и учениками, и эти отношения  отражаются на учебной деятельности учащихся, и на отношение к школе в целом.

Для более успешной работы с подростками  консервативным учителям  тоже стоит меняться, прежде всего, от авторитарного стиля работы перейти на стиль: «я к вашим услугам». С ростом качества образовательных услуг, несомненно, вырастит авторитет учителя и рейтинг школы.

От развития и формирования конкретной личности зависит развитие общества в целом, поэтому это проблема интересует каждую семью и каждого из нас.

Чем больше будет в обществе образованных и воспитанных личностей, тем легче нам строить взаимоотношения с окружающими и комфортнее жить в этом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция для родителей "Формирование личности подростка в семье"

Каждый человек с легкостью согласится со мной, что быть родителем – тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: мол, ужасно жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупрежда...

Формирование личности старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса

В  статье  рассматриваются   направления  влияния  занятий  физическими  упражнениями  на  личность...

Презентация на тему: "Влияние СМИ на формирование жизненных установок подростков, здоровья будущих граждан российского общества".

В данной презентации представлены материалы исследующие тему влияния СМИ на психическое и физическое здоровье подростков. Данные выкладки подводят родителей обучающихся, как и педагогов школ,  к ...

Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание-основа формирования личности будущего специалиста

Главной целью педагогов было и остается воспитать каждого студента культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личностью. Стать личностью – значит осознать себя человеком чел...