Публичная лекция для родителей "Формирование личности подростка в семье"
статья по теме

Малина Елена Васильевна

Каждый человек с легкостью согласится со мной, что быть родителем – тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: мол, ужасно жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупреждают, скажу я вам. Только мы не верим. Мы ведь точно знаем, что у нас-то все будет по-другому, не так, как у наших родителей… И тут же наступаем на старые грабли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_publichnaya_lekciya_malinoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Публичная лекция для родителей на  тему:

Формирование личности подростка в семье.

Каждый человек с легкостью согласится со мной, что быть родителем – тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: мол, ужасно жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупреждают, скажу я вам. Только мы не верим. Мы ведь точно знаем, что у нас-то все будет по-другому, не так, как у наших родителей… И тут же наступаем на старые грабли.

Мне кажется, что наиболее важные вопросы для нас – те, о которых мы вообще не задумываемся. Что такое воспитание? Нужно ли оно кому-нибудь? Как этим самым воспитанием не навредить? И кого вообще нужно воспитывать? Детей или родителей? А нужно ли? И если нужно, то когда начинать? И где остановиться?

Вы когда-нибудь задумывались об этом?

Большинство родителей воспитывают своих детей как Бог на душу положит. Вернее, так, как это делали их родители с ними. Почему? Да потому что мы, родители, впитали определенные методы воспитания с молоком наших матерей. Мы получили опыт, которым начинаем пользоваться совершенно бессознательно. Или осознанно. Даже если мы понимаем, что все эти методы не были эффективны, мы все равно настойчиво внедряем их в жизнь, потому что ПОЛУЧАТЬ ДРУГОЙ ОПЫТ НАМ ЛЕНЬ. И мы маскируем свою лень словами о том, что нам некогда, мы деньги зарабатываем, чтобы прокормить детей, потому что это – базовая потребность, самая важная…

И пока мы кормим своих детей, дети подкармливают нас своими идеями, примерами из жизни, вопросами и критикой, обратной связью и, прежде всего, любовью и вдохновением. Но замечаем ли мы это? Открываемся ли мы своим детям? Идем ли им навстречу?

Раскрыть смысл темы лекции я постараюсь через презентацию книги Дианы Балыко «11 законов эффективного воспитания подростка»

Надеюсь, эта книга поможет вам стать более открытыми по отношению к миру, к своим собственным детям, поможет вам не учить, а учиться у своих детей, учиться вместе со своими детьми… по законам НЛП – нейролингвистического программирования.

Моя задача проста. Я хочу, чтобы вы захотели учиться законам воспитания, чтобы после прочтения этой книжки ваши любимые дети, ваши беспокойные подростки, трудные парни и непослушные девчонки сказали:

– Отлично! Теперь у меня Новые Лучшие  Родители Непонятно, как это получилось, но факт!

Мы все сегодня Сократы. Особенно в воспитании и отношении к детям. Не верите? Хотите знать, что еще за 400 лет до нашей эры говорил Сократ о подрастающем поколении?

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»

Да-да, это слова мудрого древнегреческого философа Сократа, которого мы так любим цитировать и ставить в пример.

И знаете что? Я не согласна! Я спорю! Мне кажется, мы приписываем детям наши собственные пороки. А если то, о чем говорил Сократ, и есть в наших детях, то, прежде чем ругать ребенка, стоит задуматься: нет ли в нас этих качеств, ведь это же НАШИ дети… И научить мы их можем только тому, чем с успехом владеем сами. Но мы не хотим признаваться даже себе, что неудачи нашего ребенка – плоды нашего воспитания. Мы берем в руки ремень и начинаем «вкладывать в ребенка всю душу» (как правило, рассчитывая на высокие проценты).

Но когда родители вкладывают в ребенка всю свою душу, у него не остается места для его собственной.

Я часто вспоминаю слова Януша Корчака…

«Вы говорите:

– Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

– Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь!

Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть».

Что такое НЛП?

Нейролингвистическое программирование – это процесс моделирования уникальных возможностей для каждого человека, возможностей, направленных на то, чтобы постоянно двигаться к раскрытию своего потенциала. Разве не об этом мечтает каждый родитель для своего ребенка?

НЛП поможет вам выстроить свою собственную максимально эффективную модель воспитания. Потому что НЛП обучает МОДЕЛИРОВАНИЮ УСПЕШНЫХ СТРАТЕГИЙ.

НЕЙРО – это мыслительная деятельность

И изучение того, как мы думаем, как думают наши дети, позволит нам раскрыть внутренние ресурсы.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ –значит, языковое

Наш язык – наша жизнь. Мы можем сказать лишь то, что мы можем подумать и что можем сделать. Только язык может научить нас и наших детей открыто выражать свои мысли и желания, верно и ясно их формулировать.

Вадим Шефнер – советский поэт, размышляя о судьбах языка и роли слова, написал такие строки:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…

И сейчас, в начале XXI века, строки эти звучат не только не менее, но и более современно. Я бы даже сказала – современно и своевременно.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Мы управляем жизнью при помощи эффективных и неэффективных программ так же, как компьютер использует программу для достижения конкретных результатов. Когда мы осознаем модели и стратегии поведения, у нас появится выбор: продолжать действовать по прежней программе или взять на вооружение что-то более эффективное.

По своей сути НЛП – это исследование мышления, поведения и речи, при помощи которых можно выстроить набор эффективных программ для взаимоотношений с окружающими людьми и миром в целом.

Конечная цель НЛП состоит в том, чтобы породить в человеке желание развиваться и учиться дальше, а это и есть – главная задача современной школы  и умных родителей

Книга состоит из 11 глав, в  каждой  из которых формулируются закон эффективного воспитания подростков.

Закон позиций восприятия

Закон позиций убеждения

Закон разделения реальности и влияния раппорта

            Закон репрезентативных систем

            Закон ресурсного якорения

Закон магии НЛП и знаков Вселенной

            Закон позитивного намерения и лучшего выбора

Закон абсолютного принятия себя

Закон целеполагания

Закон настоящей любви

Закон бесконечного шанса

Я не буду, да и просто не успею знакомить вас со всеми этими законами сегодня. У меня другая цель  - зародить в вас желание прочитать книгу, захотеть учиться воспитывать.

С этой целью я познакомлю вас с первым законом - Закон позиций восприятия

Зачастую родители, воспитывая детей, как врачи в реанимации, действуют мгновенно. Им кажется, что промедление, необходимое для мыслительного процесса и обдумывания воспитательных решений, подорвет их авторитет гуру в глазах ребенка. Поэтому мамы и папы включают программы «быстрого реагирования» на поведение своего чада: ругать, кричать, запрещать, прощать, позволять, унижать, обижать.

Откуда они берут эти программы? Из опыта! Вся наша жизнь состоит из пазлов нашего предыдущего опыта – наших успехов, обид, достижений – короче, моделей, как говорят НЛПеры.

Однако с помощью подобного «блицкрига» цели либо не достигаются, либо достигаются с точностью до наоборот: воспитывают отвращение к учебе, домашнему труду, получению знаний, культуре, духовности и к самой жизни. Но ребенок все равно заполнит пустоту, найдет занятие по душе – Интернет, компьютер, телевизор, наркотики…

Родители и позиции восприятия

Вообще-то, все родители разные. Но НЛПеры их объединяют в три группы, по позициям восприятия мира.

ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ: «Я»

Я – Вселенная! Есть два мнения: мое и неправильное.

Такие родители – деспоты – хотят заставить своих детей реализовывать их собственные нереализованные цели.

Как говорил Ларошфуко: «Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны». Это о людях, застрявших в первой позиции.

У ребенка в такой семье есть только один шанс – со всем соглашаться…

ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ: «ТЫ»

Я не боюсь, я за других волнуюсь!

Такие родители спешат прожить вторую жизнь: одну за себя, вторую – за своего ребенка. Дети в таких семьях не моют за собой посуду, не подметают пол и не наводят порядок в своей комнате. Все это сделает за них заботливая мать

«Для матери ты всегда будешь ребенком!» Разве вам так не говорили? Разве вы так не говорите своим детям?

Матери, застрявшие во второй позиции, – наседки, отцы – страусы нанду в Южной Америке, где самец целый месяц высиживает яйцеклад, а потом самостоятельно растит потомство.

ТРЕТЬЯ ПОЗИЦИЯ: «НАБЛЮДАТЕЛЬ»

В этом случае родитель выступает в роли «видеокамеры», которая за всем наблюдает, ни во что не вмешиваясь. В принципе, это самая правильная позиция в деле воспитания. Однако и здесь есть подводные рифы.

Оставаясь только в этой позиции, можно лишить ребенка такой нужной ему поддержки, недодать ему любви, нежности, чувства плеча…

ЧЕТВЕРТАЯ ПОЗИЦИЯ: «МЫ»

Секрет силы четвертой позиции восприятия заключается В ЕДИНОЙ ЦЕЛИ. Общей глобальной цели всех людей, кто объединен в команду «Мы». В данном случае под командой подразумевается семья.

Позиция «Мы» – это особенность лидерского мышления. Только тот может увлечь людей за собой и получить их искреннюю веру в свою идею, кто способен мыслить в рамках коллективных интересов. А тот, кто может еще и показать другим людям, КАК в коллективных интересах реализуются их личные интересы, способен воодушевить массы на воплощение любой идеи.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

К какой позиции примкнуть?

Быть гармоничным. Легко перемещаться из одной позиции в другую. Скользить. Маневрировать. Проявлять твердость из первой позиции. Переживать радости и горести подростка как свои собственные – из второй. Не мешать ребенку выбирать жизненный путь – из третьей. И эффективно руководить – из четвертой.

Все, что нужно от родителей, – это делать простые вещи.

ПРОСТЫЕ ВЕЩИ

1. ПОМНИТЕ: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе след на всю жизнь.

2. ПОМНИТЕ: дать жизнь другому человеку было вашим осознанным решением. И этот человек пришел в мир не для того, чтобы расплачиваться с вами за этот подарок. Он просто даст жизнь кому-то другому. Таков закон времени и природы.

3. ПОМНИТЕ: живая душа, которую вы не знаете, – тайна вселенская, которую не постичь… Позвольте быть этой тайне.

Если честно, я верю в вас, родители. Если вы слушаете меня и сейчас готовы прочитать предложенную мной книгу, я уверена, что вы всегда читаете утреннюю газету с внутренним вопросом: «А что, если бы это случилось с моим ребенком?» Я знаю: каждая авиакатастрофа, каждый пожар преследуют вас. И когда вы смотрите на фотографии детей, умирающих от голода, вы думаете о том, что на свете нет ничего хуже смерти ребенка… Так позвольте ему ЖИТЬ!

Поверьте, однажды ваши дети выбрали вас. Они поверили в вас. Вы стали их родителями. Они пришли с другой планеты, из небытия, к вам, выбрали вас среди сотни тысяч других людей… Будьте достойны своих детей. Не разочаруйте их.

__________________________________________________________________

Я завершила лекцию для родителей и хотела бы сказать несколько слов для конкурсантов и жюри.

Для классного руководителя самая сложная работа – это работа с родителями по их педагогическому просвещению. Здесь тоже надо учиться, учиться работу свою строить программно. В 5 классе мы изучали и сейчас продолжаем изучать программу для родителей «Полезные навыки». В этом году начали изучение законов эффективного воспитания подростков.

И эта книга помогает мне в работе. Она написана очень доступным языком, понятным для родителей. Я советую вам познакомиться с этим материалом и оставляю вам буклеты – презентации этой книги. В них есть сайт Дианы Балыко, где вы можете найти представленную мной книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

публичная лекция

Напечатанный материал может быть использован для родителей на родительских собраниях, учителями 1-5 классов на методических объединениях...

Презентация лекции: "Этапы формирования личности и жизненные кризисы. Теория личности Э. Эриксона"

Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умею...

"Влияние семьи на становление личности подростков"

Проблема влияния воспитательной тактики родителей по отношению к своим детям, взаимоотношений родителей и детей, общего психологического климата семьи на формирование личности ребенка интересует многи...

Взаимодействие семьи и школы в становлении личности подростка

План работы "Школы семейного воспитания"...

Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...

КАТЕГОРИЯ АКЦЕНТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖАНРОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕКЦИИ Р. СИДОРОВА О РОМАНАХ М.Ф. ДОСТОЕВСКОГО)

В статье детально характеризуется жанр публичной лекции по литературе и особое внимание уделяется категории акцентности как ключевому показателю жанров соответствующего стиля речи....