Диагностика уровня коммуникативной компетентности суворовцев взвода.
методическая разработка на тему

Атрахманова Марина Владимировна

Коммуникативная компетентность является основой любой деятельности человека. Толковый словарь определяет коммуникативную деятельность как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

          При изучении всех без исключения предметов основной школы в сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий уделяется приоритетное внимание практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atrakhmanova_diagnostika_kommunikativnoy_kompetentsii_.doc160.66 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны РФ»

Диагностика уровня коммуникативной компетентности суворовцев взвода

                                 Атрахманова Марина Владимировна,

                                   воспитатель 2 взвода 4 учебного курса.  

Москва, 2013 г.

План.

1.Вступление. Законодательные федеральные документы о              коммуникативной компетентности.

          2.Основная часть.

           1). Проблема коммуникативной компетентности суворовцев в МсСВУ.

      2). Решение коммуникативных задач во время учебно-воспитательного     процесса.

            3. Заключение.

               Приложение 1.Тест коммуникативных умений Л. Михельсон.

     Приложение 2.Мониторинг коммуникативной компетентности.

                                                                                                                                                                                 

         

         Проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в законодательных федеральных документах.

Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, трактуют понятие коммуникативной компетентности так:  «Умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что, в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)».

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения требует формирования программы основной школы с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками. Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

          Коммуникативная компетентность является основой любой деятельности человека. Толковый словарь определяет коммуникативную деятельность как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

          При изучении всех без исключения предметов основной школы в сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий уделяется приоритетное внимание практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Согласно требованиям ФГОС при достижении цели воспитания и социализации на ступени основного общего образования обучающимися должны  быть достигнуты определённые результаты в сфере становления социальной ответственности и компетентности, воспитания нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Но развитие умений вести дискуссию, вести диалог и достигать взаимопонимания; умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении; умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви – это и есть становление коммуникативной компетентности. Именно эти черты (качества) личности должны быть присущи нашим воспитанникам в соответствии с сформулированной моделью выпускника Московского СВУ.

          Для диагностики уровня коммуникативной компетентности суворовцев взвода необходимо определить показатели. ФГОС предлагают в качестве основных показателей освоения Программы воспитания и социализации обучающихся рассмотреть особенности развития личностной, социальной и др. культуры обучающихся, общую психологическую атмосферу и нравственный уклад жизни в образовательном учреждении, особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Эти показатели можно взять за основу воспитателем взвода и для диагностики развития уровня коммуникативной компетентности.

          Между тем преподаватели общеобразовательных дисциплин и воспитатели Московского суворовского училища всё чаще констатируют, что суворовцы имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности, невысокую культуру чтения, теряются в ситуациях, требующих от них речевой активности, в связи со снижением уровня индивидуального словарного запаса, неумением аргументировать,  делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Всё чаще и чаще живая культурная речь заменяется невербальными способами общения (стандартной житейской мимикой и жестами). Это происходит вследствие того, что у многих детей отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту, у многих старшеклассников не сформировано умение использовать необходимую в жанре публичных выступлений логическую аргументацию, деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях.      

         Такой уровень коммуникативной компетентности суворовцев негативно отражается на результатах и качестве успеваемости, способности к конструктивному диалогу и социальной адаптации.

Воспитание коммуникативной компетентности  приобретает особое значение ещё и потому, что исследования учёных свидетельствуют о снижении уровня культуры и в повседневном общении, и средствах массовой информации, и в художественной литературе и публицистике. Интенсивный прогресс в области высоких технологий не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления, речи и культуры в целом. От педагогов требуется особое внимание к специальной организации процесса формирования коммуникативной компетентности, который мог бы гарантировать формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, а также успешной социализации.

          Думаю, что проблема культурного общения суворовцев – одна из самых важных сегодня в организации воспитательной среды учебного заведения. Для старших суворовцев в возрасте 15–17 лет общение является ведущим видом деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Поэтому я вижу задачу воспитателя на первых курсах суворовского училища (в 5 -7классах) в том, чтобы уделять достаточно внимания развитию коммуникативной компетенции суворовцев.

Юношеский возраст является наиболее сензитивным для формирования коммуникативной компетентности. Общение – межличностная деятельность, развивать которую возможно только в процессе организации спланированного межличностного взаимодействия. Ограниченная рамками темы данной работы, рассмотрю лишь вопросы диагностики коммуникативной компетентности суворовцев моего взвода. Идеи  компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М. Аронова, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г. Татура, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского, О.В. Чураковой, М.А. Чошанова, П.Г. Щедровицкого  и др.

Опираясь на технологию профессионального развития личности Л.М.Митиной, при наблюдении поведения суворовцев можно выделить четыре уровня развития их коммуникативной компетентности – подготовку, осознание, оценку, действие, которые предполагают, соответственно, мотивационные, когнитивные, аффективные и поведенческие процессы изменения личности.

Для диагностики уровня развития коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений мною используются задачи из теста коммуникативных умений Л. Михельсона в переводе и адаптации Ю. З. Гильбуха.  В каждой из них предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). В опроснике представлено описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Работу с опросником, думаю, для повышения эффективности  проводить не в  виде тестирования, а в форме индивидуальной беседы, то есть предложить суворовцу обсудить определенную ситуацию и выбрать два варианта способа поведения в данной ситуации. Один -  присущий именно ему способ поведения, а второй – характерный для идеального выпускника суворовского училища, но уже во взрослой жизни. Беседу лучше проводить в несколько этапов, так как при обсуждении 27 коммуникативных ситуаций в процессе одной беседы у суворовца 5-7 класса может исчезнуть интерес из-за усталости. Обсуждение ситуаций требует душевных сил и соответствующего эмоционального напряжения, иначе оно может не достигнуть цели. Целенаправленная беседа позволяет сделать заключение о «коммуникативных умениях» и способности к «коммуникативным действиям»  суворовца.

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя:

  • оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон;
  • умение установить дружескую атмосферу;
  • умение понять проблемы собеседника и т.д.

           Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), а это значит:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

             К видам  коммуникативных действий также относят:

  • планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

Все ситуации разделены авторами методики на 5 типов коммуникативных ситуаций: ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера; ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания; ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой; ситуации беседы; ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека).

Выбор фиксируется мною в специальном бланке. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. Подсчёт числа правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов позволяет определить тип реагирования, представления об идеальном типе реагирования, оценить уровень развития коммуникативной компетентности и, главное, - выбрать направления для организации воспитательной работы по дальнейшему педагогическому сопровождению становления коммуникативной компетентности суворовцев.

Полное описание теста, содержащего описание коммуникативных ситуаций для обсуждения с суворовцами, приведено в приложении 1, мониторинг – приложении 2.

В настоящее время хочу поработать, именно, над этой темой, собрать данные для анализа динамики развития коммуникативной компетентности суворовцев своего взвода и использовать свои материалы в индивидуальной работе с суворовцами в дальнейшей своей деятельности. Предлагаемая отделом воспитательной работы училища форма индивидуальной работы с суворовцами «Суворовский зачет», очевидно, очень гармонично может быть выполнена предлагаемыми в данной работе методами диагностики.

                                                                                                   

                                    Список литературы:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm  (дата обращения 18.03.2013)

2. Ветрова В. В. Ребенок и его психологическое здоровье.- М.: Пед. об-во России, 2000. - 192 с.

3. Глоссарий ФГОС [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=283 (дата обращения 18.05.2012)

4. Мостова О.Н. Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников/ Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вые. 9.- СП б.: ЛАППО, 2005. – 288 с.

 5. Практика по психолого-педагогическим дисциплинам / Составители И. А. Архипова, Г. И. Вергелес, А. А. Денисова, А. А. Казакова, Л. А. Матвеева, С. А. Тимофеева, Л. Ю. Савинова. Науч. ред. Г. И. Вергелес. СПБ. Изд-во РГПУ им. А. И. Грецена, 2005. –93с.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

7. Cитаров В. А. , Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000., 216 с.

8. Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Основы коммуникации. СПб: Образование, 1995, -  195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

материал для диагностики уровня коммуникативной компетентости

В работе предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. Подсчёт числа правильных и непр...

Диагностика коммуникативной компетентности учеников 5-11 классов

Диагностика коммуникативной компетентности учеников 5-11 классов...

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...

Диагностика уровня компетентности лицеистов как средство создания оптимальной учебной среды

В данной статье рассматриваются вопросы организации диагностики учебных достижений учащихся при поступлении в педагогический лицей, взаимосвязь уровня интеллекта и способностей с уровнем усвоения знан...

Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей

Организация мониторинга позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, обновить ее содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентност...