Диагностика уровня компетентности лицеистов как средство создания оптимальной учебной среды
статья по математике

Анна Александровна Ганзера
В данной статье рассматриваются вопросы организации диагностики учебных достижений учащихся при поступлении в педагогический лицей, взаимосвязь уровня интеллекта и способностей с уровнем усвоения знаний, принципы организации учебно – воспитательного процесса в профильных классах педагогического лицея. 
Ключевые слова: диагностика, интеллект, способности, уровень усвоения знаний.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня компетентности лицеистов как средство создания оптимальной учебной среды

В данной статье рассматриваются вопросы организации диагностики учебных достижений учащихся при поступлении в педагогический лицей, взаимосвязь уровня интеллекта и способностей с уровнем усвоения знаний, принципы организации учебно – воспитательного процесса в профильных классах педагогического лицея.

Ключевые слова: диагностика, интеллект, способности, уровень усвоения знаний.

   В последнее время в большинстве стран наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни общества возрастает с каждым днем. Математические методы и математический стиль мышления проникают повсюду. С каждым годом математика будет находить все более широкое применение в различных областях человеческой деятельности.

 В наше время реализовать стремление к углубленному изучению математики ученики могут в специализированных классах. Основной целью учащихся при поступлении в профильные физико - математические классы есть желание продолжать математическое образование или освоить профессию, которая непосредственно связана с изучением математики, после окончания ими школы.

Это ставит перед школой задачу общего развития у учащихся математических способностей, склонностей и интересов, задачу повышения у учащихся математической культуры. Наряду с этим наше образование должно уделять особое внимание школьникам, проявляющим высокий уровень способностей к математике, способствовать математическому развитию учащихся, проявляющих особую склонность к математике.

Отбор учащихся в классы с углубленным изучением математики происходит с учетом итоговых оценок за предыдущие классы, рекомендации учителей математики и на основе собеседования, на котором выясняются сознание выбора, заинтересованность математикой, участие в кружках, факультативных занятиях, олимпиадах.

На этом основании блок диагностики предлагается представить в виде совокупности трех тестовых блоков:

1) Диагностика параметров интеллекта;

2) Диагностика уровня усвоения знаний по математике;

3) Диагностика структуры мотивационной сферы.

Под интеллектом понимают совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в том числе при овладении новым кругом жизненных задач.

Блок исследования интеллекта является базовым для организации всей дальнейшей работы с учеником.

Проведение числового теста Айзенка позволяет исследовать индуктивное мышление, способность оперировать числами, быть ловкими в логике и рассуждениях, может определить наличие математических способностей, способности мысли угадывать дальнейший ход действий на основе текущей информации. Дети, которые имеют высокий уровень интеллекта, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высоко успешны, проявляют одаренность, стремятся к школьным успехам.

На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимально выстроить образовательную стратегию для конкретного ученика или группы учащихся.

Логико – математические способности ассоциируются с хорошей успеваемостью в учебе. Но зависимость успеваемости от уровня развития интеллектуальных способностей не является однозначной. Если низкий уровень интеллекта всегда сопровождается низкой успеваемостью, то высокий интеллект еще не гарантирует высокой успеваемости. Если ученики не достигают результатов, прогнозируемых с помощью тестов IQ, то это означает только то, что ученики не работают в полную силу.

Способности человека - это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения зависит от множества условий. А именно, будет ли сам ребенок достаточно мотивирован на достижение результатов в учебе, будут ли окружающие люди (семья, школа, коллектив) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, где эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.

Поэтому среди принципов организации учебно-воспитательного процесса можно выделить следующие:

1. побуждать учащихся формулировать идеи и предположения, научить выражать их;

2. сталкивать учащихся с явлениями, которые противоречат уже существующим представлениям;

3. побудить учеников выдвигать альтернативные объяснения, догадки, гипотезы;

4. предоставлять учащимся возможности исследовать свои гипотезы в свободных обстоятельствах , особенно путем обсуждения в малых группах;

5. предоставлять ученикам возможность применять новые знания к широкому кругу ситуаций, чтобы они смогли на практике проверить их прикладное значение.

Практика показывает, что углубленное изучение математики на уроках, факультативах, организация научно – исследовательской, проектной, самообразовательной деятельности, участие в МАН, олимпиадах, конкурсах развивают способности ребенка.

Способности - это необходимое, но не достаточное условие для глубокого усвоения знаний; это потенциал, который может использовать ребенок в процессе получения знаний. Следовательно, нельзя отождествлять понятие способностей и интеллекта с одной стороны, и знаний, умений и навыков с другой, хотя они едины, потому что нельзя выявить способности, без соответствующей деятельности. Способность – это динамика их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко, прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями. Низкий уровень усвоения знаний не является показателем низкого уровня способностей.

Проведенные тесты в начале учебного года и по его окончанию дают основание утверждать, что таким образом организованный учебный процесс развивает интеллектуальные способности ребенка, которые в свою очередь являются предпосылкой высоких показателей образовательной компетентности лицеистов.

Все вышесказанное позиционирует выбранный метод диагностики как оптимальный и эффективный при поступлении в классы математического профиля.

Литература

1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ./Предисл. Ф. Горбова.- М.: Педагогика-пресс, 1992.- 173с.

2. Выготский Л. педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

3. Ганзера Г. Диагностические технологии при зачислении в лицей/Родная школа.-2007.- №2.- с. 54-56.

4. Ингенкамп К. педагогическая диагностика: Пер. с ним.- М.: Педагогика, 1991. - 240с.

5. Крутецкий В. А. Психология математических способностей.- М., 1968.- 431с.

6. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1980.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»

Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

«Интерактивное оборудование на уроках русского языка как средство создания современной обучающей среды ».

Деятельность учителя русского языка на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуника...

Школьный театр на английском языке,как средство создания игровой иноязычной среды в начальной школе

В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры, в современной системе ценносте...

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

Отчет об экспериментальной деятельности  учителя русского языка и литературы...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Клубная деятельность как средство создания дружественной детям среды

Представление опыта работы на районной межпрофессиональной научно-практической конференции "Детство как социокультурный феномен. Развитие социального партнёрства в решении проблем детства" /декабрь, 2...