РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ
учебно-методический материал по теме

Фазлова Наиля Исмаиловна

Отчет об экспериментальной деятельности  учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_fazlovoy_naili_ismailovny_po_teme.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет об экспериментальной деятельности  учителя русского языка и литературы  Фазловой Наили Исмаиловны по теме: "РАБОТА С ТЕКСТОМ  КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ"

  В 2012-2013 учебном году я начала работать   в качестве эксперимента по теме "РАБОТА С ТЕКСТОМ  КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ».   Что в данной  теме  привлекает?  Необходимо качественно готовить старшеклассников к выполнению части «С» ЕГЭ, именно  составление текста  вызывает у учеников наибольшие затруднения; но, кроме дидактических возможностей, курс обладает большим воспитательным потенциалом.  Я бы хотела сначала остановиться на воспитательной стороне данного курса. Главной особенностью его является, с моей точки зрения, то, что в центре внимания личность старшеклассника как носителя родного языка. Для нас привычно звучат слова о том, что писатели – классики – эталон владения языком, но ведь и на каждом из нас лежит ответственность за то, как мы храним, обогащаем или обедняем язык.  Эксперимент дает возможность ученику оценить свой уровень речевой культуры, заставляет задуматься над тем, что он говорит и как говорит. Ученица 8 класса в письменной работе «Характеристика моей языковой личности» пишет: «Когда слышишь, как человек говорит, замечаешь неправильную постановку ударения, неверное употребление слов, то начинаешь иначе относиться к собеседнику и строже следишь за собственной речью…».

            Для работы беру замечательные тексты из художественной, научной, публицистической литературы, выдержки из творческих работ учеников, что делает каждую тему яркой, привлекательной для учеников.  

    В дидактической стороне курса меня привлекло следующее:  задания к упражнениям дают возможность повторить материал, необходимый для выполнения части «А», «В» ЭГЭ: идет повторение орфографии, пунктуации, из текста нужно выписать словосочетания с определенным видом связи, предложение, которое соответствует предложенной схеме. В этом прямая связь с уроками русского языка.

   Характеристика языковой личности литературного героя  помогла ученикам при написании сочинения по  рассказам писателей 19 века. И далее, при работе непосредственно над текстом, приводятся отрывки ученических сочинений по литературе, таким образом, осуществляется связь и с литературой. Это единичные примеры, которые говорят о том, что весь курс пронизан межпредметными связями.

   Предлагаю интересные письменные задания для учащихся: охарактеризуйте свою языковую личность, напишите о своем общении с людьми, проведите исследование применения речевого этикета в домашнем и внедомашнем общении.   В конце каждой темы предлагаю вопросы и задания, позволяющие  проверить уровень усвоения изученного материала учащимися.

Значение эксперимента определяется его актуальностью и новизной.

 Ученики средних и старших классов уже в школе могут развивать, углублять и отчасти реализовать свои общекультурные и филологические интересы и творческие способности, заниматься не только учебной, но и научной деятельностью в области русской словесности, овладевая как новым для них содержанием, так и новыми методами и формами работы. Многие из них (например, приемы и методы работы с научными источниками) имеют не только специальное, но и общепредметное значение. Ученики осознают необходимость и актуальность межпредметных связей, постигают реальную целостность системы школьного образования, благодаря чему значительно повышается мотивация к обучению.

Необходимо особо отметить практическую связь данного эксперимента с текущим учебным процессом, так как, применяя полученные в ходе экспериментальных занятий знания и умения, ученики  свободнее пользуются новыми технологиями в курсе обучения, эффективнее осваивают программные материалы, а также сдают экзамены.

   О результатах работы  экспериментальной  площадки можно судить по  участию в конкурсах различного уровня и занятым местам в них, а их у нас немало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей образовательной среды

Новый образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты отражают уровень сфо...

Интерактивная доска на уроках истории как средство создания развивающей среды для школьников

В данной статье я хочу познакомить Вас с практическими приёмами использования интерактивной доски на уроках истории. ...

Текст как основа создания на уроках иностранного языка развивающей речевой среды.

Методические рекомендации из опыта работы, как можно производить речевое взаимодействие на основе заданного текста....

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Текст как основа создания обучающей и развивающей речевой среды на уроках русского языка

Текст - это преде всего информация. Информация имеет разные уровни: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Работа с текстом является основой для обучающей и развивающей среды на уроках русского яз...