Адаптация пятиклассников к школьной жизни
материал (5 класс) на тему

Власова Светлана Анатольевна

Выступление на педагогическом совете классного руководителя 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_klassnogo_rukovoditelya_5.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление классного руководителя 5 «А» класса на

педагогическом совете школы (11.11.2013) по теме:

«Адаптация пятиклассников к учебной деятельности в основной школе».

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.

Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: 
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); 
• непривычное расписание (новые предметы, внеурочная деятельность, занятия по субботам); 
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (привыкли заниматься в одном); 
• новый классный руководитель; 
• в средней школе они  снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими. 

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников (из беседы с родителями) наиболее часто указываются: 
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; и в классе есть ребята, которые не глупые, а пишут медленно. Это Рожков Витя, который пишет левой рукой и другие;
• возросший объем работы,  как на уроке, так и дома; 
• новые, непривычные требования к оформлению работ; 
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу;

--- внеурочная деятельность заканчивается в 3-4, домой приходят поздно, а ещё выполнять уроки.

Но если говорить о загруженности детей, конечно же, они устают, но ходят на внеурочную деятельность с удовольствием. Некоторые учащиеся выбрали не 5 положенных направлений для посещения внеурочной деятельности, а даже 6.

Есть  дети, которые  быстро привыкли к новому укладу школьной жизни, а есть и такие ученики, которые испытывают тревожность и сейчас.

 Причины медленной адаптации в 5 классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова.

3.Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

( По итогам четверти, среди всех  оценок в журнале, по классу насчитывается 14 оценок «Удовлетворительно». По итогам годовых оценок в 4 классе троек не было. Для многих детей, да и не только ребят, но и для родителей это было просто трагедией. Расстройство, слёзы. Бабушка Кирилла Миннгазова позвонила Галине Николаевне уже в 11 ночи, ей так хотелось поговорить о своих тревогах: у Кирилла две «3».  А как расстраивалась мама Вити Рожкова, когда у него были   текущие двойки, ведь это было в первый раз). Поэтому, может быть, нам надо и принять в школе положение, разрешающее не аттестовывать учащихся  в

1 четверти в 5 классах, как и было когда-то у нас в школе).

А ещё: обратить внимание на Айвазян Юлию, Ерастову Александру, которые были отличниками по итогам начальной школы, сейчас у Айвазян «;» -по географии и русскому языку, и у Ерастовой две  «4».

4.  Повышение уровня тревожности самого ребенка.

(Когда Елена Викторовна,  психолог школы,  проводила анкетирование среди пятиклассников, то выяснилось, что  у 44% учащихся  тревог не выявлено; 34% - со средним уровнем тревожности и 22% - повышенный уровень тревожности по 1-2 факторам.)

 Какие же эти факторы?

По моим беседам с ребятами:

 некоторые ученики бояться, что их спросят на уроке, они привыкли отвечать с места на вопросы после параграфа, а не пересказывать весь материал; или боятся контрольных или проверочных работ.

5.Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

 Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, и эти трудности испытывают всегда ученики, переходя из начальной школы в основную.

 Меры, способствующие снижению тревожности у детей, которые были предприняты классным руководителем. 

Чтобы лучше ориентироваться в школе в начале года провела экскурсию по школе, показала, в каких кабинетах они будут учиться, познакомила с учителями заочно при помощи презентации и во время экскурсии.

Провела с детьми беседу о ведении дневника и о том, что необходимо подавать дневник для выставления оценок учителям-предметникам, записывать задания на дом, выполнять их, узнавать задания на дом, если заболели, чтобы не было пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к новым школьным условиям.(родительское собрание)

Первое  собрание для родителей учащихся 5 класса, посвященное адаптации ребят к новым условиям школьной жизни. Материал собрания предлагает родителям увитеть основные отличия учебной и общей нагр...

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

Текст предназначен для родителей 5-классников. Рассматриваются основные этапы, проблемы, возникающие у детей при переходе из начальной школы в основную. Предлагаются возможные варианты корректировки п...

Адаптация пятиклассников к школьной жизни в среднем звене

Данная статья об адаптации пятиклассников к школе в среднем звене. Рекомендуется классным рукодителям 5 класса и учителям, работающим с пятиклассниками....

Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям

Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям...

Возрастные и психологические особенности пятиклассников в период адаптации к новой школьной среде

В разработке представлен сценарий проведения родительского собрания для родителей пятиклассников. материал могут использовать как психологи образовательных организаций, так и классные руководители. Пр...

Родительское собрание: «Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям».

В материале представлено выступление классного руководителя на родительском собрании, посвященное проблемам переходного периода школьников в старшее звено обучения....