Статья "Воспитательная система: работа с органами классного самоуправления"
статья (8 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

Как вовлечь всех учеников в общественную жизнь класса и школы? Как воспитывать ответственность и формировать активную жизненную позицию? Автор статьи делится опытом воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_organami_klassnogo_samoupravleniya.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система: работа с органами классного самоуправления

     В классном руководстве существует серьезная проблема, хорошо знакомая каждому учителю: активные ученики устают выполнять различные поручения, а неактивные продолжают оставаться таковыми, то есть не только не проявляют инициативы, но и нередко отказываются принимать участие в общественной жизни. При этом речь не идет о каких-то принципах или  недовольстве школой. Чаще всего причиной отсутствия активности ученика является его застенчивость, низкая самооценка, боязнь критики в свой адрес, а также лень, бездушие, безответственность, ведь любое поручение требует времени,  сил и умения сопереживать общему делу.

     Один из способов решения названной проблемы – создание  органов самоуправления.

Многие учителя традиционно придерживаются одной модели: класс делится на группы, каждая из которых отвечает за какое-либо направление воспитательной работы (патриотическое, трудовое и т.д.).

     Есть и другая модель: органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела; как только оно заканчивается и подведены итоги, органы самоуправления считаются распущенными; для выполнения следующего дела вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

     Минус этих моделей в том, что они лишены игрового момента и романтики, а также не обеспечивают  вовлечения всех детей в общественную жизнь. Поэтому  в воспитательную систему класса я добавила следующие пункты:

     1. Приоритетный вид деятельности – коллективная творческая деятельность, основу которой составляет совместное творческое дело, сопровождающееся чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали).

     2. Самоуправление – обязательный элемент воспитательной системы, где главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Основной метод – чередование организационных поручений. Суть метода: с целью обучения всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству и формирования у них активной жизненной позиции класс делится на «звездочки», исходя из личных предпочтений ребят; «звездочка» путем тайного голосования выбирает командира; каждая «звездочка» получает задание (дело), которое необходимо выполнить в течение четверти; члены других «звездочек» присоединяются к выполнению задания по желанию.

     Поясню, как создавались «звездочки». На классном часе (5-й класс) детям было предложено представить себя на необитаемом острове, где им предстояло жить в 5 палатках. Соответственно, надо разместиться по 5-6 человек по желанию, то есть сесть по группам, что и было сделано. Затем каждый на листочке написал фамилию предполагаемого командира своей «звездочки» так, чтоб другие не видели, и в результате тайного голосования большинством голосов командиры были выбраны. Затем я на листочках написала 5 поручений, которые были распределены по «звездочкам» путем жеребьевки. В дальнейшем мы уже поочередно распределяли поручения по «звездочкам» по мере необходимости. А после этого классного часа на стенде появилась информация о проделанной работе.

      Через 2 года, когда дети были в 7 классе, у нас произошли некоторые изменения.

     Во-первых, вместо «звездочек» появились «звенья», поскольку ребята стали старше и солиднее.

     Во-вторых, распределение по «звеньям» произошло путем жеребьевки, то есть без личных предпочтений. Я это предложила детям, чтобы перераспределить состав микрогрупп, и им эта идея понравилась. Командиры тоже были выбраны путем жеребьевки, чтоб никому не было обидно. Кстати, в роли командиров оказались некоторые ученики, которые меньше всего могли бы на это рассчитывать.  

     В-третьих, я стала фиксировать все мероприятия в виде таблицы, которую размещаю на стенде и в электронном журнале. Кроме названия мероприятия, в таблице указано, какое «звено» является ответственным, кто исполнитель, каков результат. Фамилии исполнителей указываю, потому что это стимулирует, повышает самооценку и приучает к персональной ответственности. Если поручение не выполнено, пишу «Ждем». Если выполнено очень хорошо – «Здорово!», просто выполнено – «Молодец! Спасибо!», за призовое место – «Ура!».

     Особенно удобно работать со «звеньями» при подготовке к большим мероприятиям. Например, готовясь к Фестивалю народов мира, мы распределили обязанности так:

1 звено готовит  танец, 2 – презентацию, 3 звено – газету, 4 – блюда, 5 звено – песню.

     К празднику «Встреча весны» каждое «звено» должно было самостоятельно приготовить развлекательный номер. Получилось так: 1, 3 звенья показали пародию на сказку «Колобок», 2-е звено танцевало танго, 5-е пело частушки, 4-е отвечало за угощение. Кроме того, все пекли блины.

     Еще хочется обратить внимание на то, что в работе органов самоуправления должен быть такой этап, как отчет перед классом о выполненных поручениях. В конце четверти мы проводим отчетное собрание, где командиры отвечают на следующие вопросы:

     1. Кто самый активный в звене?

     2. Кто наименее активный?

     3. Что надо изменить в жизни класса?

     4. Какие мероприятия хотели бы провести?

     В конце 7 класса на отчетном собрании все пришли к такому решению:

     - звенья по-прежнему выбирать жеребьевкой, а командиров – тайным голосованием (выбор командира нельзя доверять случаю, командир должен быть всеми уважаемым человеком);

     - создать портфолио класса (и оно уже есть);

     - организовывать больше мероприятий интеллектуального характера;

 - нарушителей дисциплины вызывать на совет командиров.

В заключение хочу предостеречь классных руководителей от одной ошибки: не подменяйте собой детей, не спешите что-либо делать за них. Наша задача – напомнить, подсказать, проверить. Лучше пусть поручение останется невыполненным или выполненным плохо - будет повод поговорить об ответственности.

     

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.

В данной статье раскрыта модель организации  ученического самоуправления в школе....

Система работы и планирование классного руководителя.

Вся работа  направлена на подготовку учащихся к выбору дальнейшего образования и определения профессии.  Для работы в этом направлении необходимо было разработать и проана...

Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"

Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...

Система работы с классом классного руководителя 10«А» класса Зверевой Т.Г.

Данная презентация была представлена на заседании методического объединения классных руководителей. Это небольшой отчет о работе с классом....

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Выступление перед классными руководителями по теме: "Взаимодействие классного руководителя с органами ученического самоуправления"

Связь между классным руководителем и органами местного самоуправлеия очень тесная. Классный руководитель должен вдохновлять детей, помогать найти применение их способностям и талантам. В данном выступ...