Методическая разработка классного часа «Питаться здорОво – это здОрово!»
методическая разработка (5 класс) на тему

Захарова Татьяна Николаевна

Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение формирования позитивной оценки здорового образа жизни; побуждение учащихся к разумному, бережному отношению к своему здоровью, к борьбе с вредными привычками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Воркуты

Тема работы: «Здоровое питание – успешное образование»

для тит3

Захарова Татьяна Николаевна

тел. (882151) 6-41-23

169912, Республика Коми,

г.Воркута, ул.Димитрова, 9

10.04.2014

Оглавление

  1. Введение.
  2. Глава 1. Теоретические аспекты здорового питания.
  3. Глава 2. Методическая разработка классного часа «Питаться здорОво – это здОрово!»
  4. Заключение.
  5. Список литературы.
  6. Приложение.

Введение

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка. Именно здесь он будет проводить значительное время, поэтому сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Не случайно  Премьер-министр РФ Д.А. Медведев в очередной раз заявил: «Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом»

Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности. Лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают школьников в выборе будущей профессии.

Слова В. А. Сухомлинского о вступлении «мира в век Человека»: «Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности» отражают состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий для полноценного развития ребенка в  системе образования, учитывающих его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические особенности.

Решение  проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей - требует совместных усилий и координации деятельности всех организаторов и участников образовательного процесса в сотрудничестве с социальными партнёрами.

Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Проблемное поле реализации данной проблемы – рациональное качественное питание школьников.  Во-первых, во многом из-за несбалансированного питания с каждым годом сокращается количество детей, имеющих первую и вторую группы здоровья. Возросла распространенность основных алиментарно-зависимых заболеваний среди обучающихся: болезни органов пищеварения, ожирение и избыточная масса тела, кариес. Во-вторых, некоторые дети, подвергаясь воздействию рекламы, не питаются горячими завтраками и обедами в школьной столовой. Особенно это касается учащихся 9-11 классов, которые предпочитают приобретать буфетную продукцию. Это серьезно нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 6 - 7 часов ежедневно.  В-третьих, дети и их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания, многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую, можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию.

В настоящее время  работа школы ориентирована на сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание особой здоровьесберегающей среды, условий для   кардинального изменения и улучшения социальной, образовательной среды и среды межличностных отношений.          

               

Глава 1. Теоретические аспекты здорового питания.

Здоровое питание для школьника

Что такое здоровое питание?

Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом, под выражением «здоровое питание» подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.

Недостаточность питательных веществ представляет собой физическое состояние, вызванное неправильно подобранной диетой или физической неспособностью усваивать или метаболизировать питательные вещества. Это понятие включает в себя:

переедание: человек получает с пищей больше калорий, чем расходует, что приводит к избыточному телесному жиру;

недоедание: человек получает с пищей недостаточное количество калорий и питательных веществ, что приводит к уменьшению массы тела и/или дефициту питательных элементов.

Недостаточность питательных веществ может быть связана с различными причинами, к которым относятся бедность, инфекции, ухудшающие аппетит, отсутствие доступа к пище, недостаточно развитые медико-санитарные услуги. Недостаточность питательных веществ негативно отражается на качестве жизни и учебе и может привести к болезни и даже смерти.

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.

К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.
      Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка.
      Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условий жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость.
В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение.

Рыба и морепродукты — это здоровая пища.

Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.

Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.

Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. Овощи являются источником витаминов С, А, группы В, также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после.

Во фруктах содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью.

Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.      

Принципы сбалансированного питания

- если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;

- в пище мало белка — страдает иммунитет, кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; организм худеет за счет потери белка мышц;

- совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;

- процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) построены по принципу светофора:

Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.

Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия.

Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

Правила здорового питания:

Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.

Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.

Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий завтрак в школе, в 14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 — горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).

Следует употреблять йодированную соль.

В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.

Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.

Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.

Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.  

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.

Рекомендации:

- В питании всё должно быть в меру;

- Пища должна быть разнообразной;

- Еда должна быть тёплой;

- Необходимо тщательно пережёвывать пищу;

- Есть 3—4 раза в день;

- Не есть перед сном;

- Не есть всухомятку;

- Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

А также…
- Умеренность.
- Разнообразие.
- Биологическая полноценность.

Пирамида здорового питания

Пирамида здорового питания

Полноценное питание – важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста, физического и умственного развития детей.

Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро- и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды, способствует успешному усвоению школьной программы.

 

 

Глава 2. Методическая разработка классного часа «Питаться здорово – это здорово!»

Классный час в 5 классе, посвященный теме здорового питания.

Тема: Питание и здоровье.

Цели: углубить представление детей о рациональном питании; продолжить формирование позитивной оценки здорового образа жизни; побуждать детей к разумному, бережному отношению к своему здоровью, к борьбе с вредными привычками.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выбирать полезные продукты питания;

- познакомить учащихся с вредными для человека продуктами.

Развивающие:

- развивать кругозор учащихся.

- развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- воспитывать ответственное отношение учащихся к выбору продуктов питания.

- воспитывать негативное отношение к вредным продуктам питания;

Место проведения классного часа: учебный кабинет

Продолжительность классного часа: 45 минут.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, интерактивные, информационные.

Прогнозируемый результат: учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово классного руководителя.
  3. Определение учащимися темы беседы классного часа.
  4. Ознакомление учащихся с информацией о вредных и полезных продуктах питания.
  5. Составление правильного рациона питания.
  6. Подведение итогов, рефлексия.

Ход классного часа.

1. Организационный момент, приветствие, распределение учащихся в группы.

2. Вступительное слово. (На экране картинка Приложение 1)

you-are-what-you-eat-t-shirt

- Сегодня наш классный час мне хотелось бы начать словами Гиппократа, древнегреческого врача, философа, реформатора античной медицины:

«Мы есть то, что мы едим» (буквальный перевод «Ты есть то, что ты ешь») Он считал, что болезнь человека – это результат нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами.

Неправильное и нерациональное питание это не только лишние килограммы на теле, это еще и нарушенный обмен веществ, гипертония, сахарный диабет и многие другие заболевания.

Современной медициной уже изучено и определено оптимальное количество калорий для человека в день, а также определён правильный режим приёма пищи.

Для начала, базой здорового питания нужно избрать здоровые продукты питания. «Поступок рождает привычку, привычка рождает характер, а характер рождает судьбу».

По свидетельству врачей, на сегодняшний день основные заболевания школьников - гастриты и анемия, и это напрямую связано с качеством питания детей. На прилавках магазинов присутствуют продукты, признанные опасными для здоровья. И многие дети, ориентируясь на рекламу, предпочитают именно эти продукты, а не обычные завтраки и обеды.

  1. Определение учащимися темы беседы классного часа.

- Как вы думаете, ребята, что нам сегодня предстоит обсудить на классном часе?

(Здоровое питание)

- Давайте вместе попробуем разобраться, какие продукты нам следует выбирать, чтобы сохранить собственное здоровье?

Все вы, наверное, помните забавное английское стихотворение про Робина-Бобина:

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит".

(перевод К.И. Чуковского)

- Как вы думаете, ребята, почему заболел живот у Робина?

(Съел много и неподходящую пищу)

- Взгляните на изображение Робина-Бобина. Выглядит-ли он здоровым человеком?

(на экране картинка Приложение 2)

робин3

(Нет)

-Хотите ли вы быть похожим на Робина-Бобина?

(Нет)

  1. Ознакомление учащихся с информацией о вредных и полезных продуктах питания.

- К сожалению, и в наше время есть много людей, которые очень похожи на Робина-Бобина. Почему так случается? Найти ответ нам поможет фотография. (на экране картинка Приложение 3)

памятник

- Это один из самых необычных памятников мира, он находится в Чехии, и представляет собой жертву фастфуда. Развалившийся на земле человек призван напоминать людям о вреде такого питания.

Фастфуд (Fast Food) в переводе с английского означает…?

(Быстрая еда)

- Выглядит она весьма аппетитно, давайте убедимся (на экране презентация Fast Food)

- Я вижу, кое у кого разыгрался аппетит, так как вид у этих продуктов очень привлекателен. К сожалению, они не так полезны, как кажутся. «Познакомимся» поближе, например, с гамбургером.

Вечный гамбургер

В 1996 году консультант по здоровому питанию Карен Харахан начала эксперимент: сколько, без порчи, сможет сохраниться гамбургер из МакДональдса. Оказалось, минимум 12 лет.

Гамбургер и фри сроком годности 979 дней: За это время гамбургер нисколько не испортился, никакая живность в нем не завелась. В США многие бросились повторять этот эксперимент.

За это время гамбургер нисколько не испортился. В США многие бросились повторять этот эксперимент. Среди них – фотограф Салли Дэвис. 15 декабря её гамбургеру исполнилось 979 дней – и он всё еще в порядке.
Итог эксперимента Карен Харахан – слева только что купленный гамбургер из МакДональдса, справа – которому 12 лет. За это время продукт не сгнил, не покрылся плесенью, а только иссох до состояния подошвы – что булочка, что говяжья котлета. Харахан, как специалист по здоровому питанию, уверяет, что вечным гамбургер становится потому, что он напичкан консервантами и солью.
Гамбургер и фри сроком годности 979 дней: Результат эксперимента Дэвис фотографирует каждую неделю, а снимки выкладывает на свою страничку во Flickr. 15 декабря 2012 года её гамбургеру

Разумеется, эти эксперименты не остались незамеченными МакДональдс, и компания выпустила заявление в духе «У нас всё нормально, а в жилищах экспериментаторов просто очень сухой воздух». Ещё одним и более правдоподобным объяснением «вечности» еды из американского МакДональдса может быть то, что в США разрешены генномодифицированные продукты (ГМО).

- А каким образом мы получаем информацию о составе продукта?

(Прочитав состав на упаковке)

Разумеется, чем больше зашифрованных добавок и химических компонентов содержится в продукте, тем менее он полезен для человека.

- Как определить, можно употреблять тот или иной продукт или нет?

(Посмотреть срок годности продукта)

- Многие из вас знают о вреде фастфуда, но почему же люди так упорно покупают подобную еду?

(Это вкусно, не надо разогревать, готовить, постоянная реклама по телевизору, красивая упаковка…)

- Получается, что все любители фастфуда – просто несчастные жертвы рекламы, наносящие непоправимый вред своему здоровью!

- Давайте вспомним самое главное, что нужно для здорового питания?

(Нужны витамины, минеральные вещества.)

- На какие 3 большие группы подразделяются продукты питания? (Белки, жиры, углеводы.)

- Сейчас многие люди, особенно девушки, предпочитают различные диеты, питаются только одними определёнными продуктами и полностью избегают других, а в итоге зарабатывают себе целый букет заболеваний. Чем это можно объяснить?

(В одном продукте не хватает микроэлементов, витаминов, других веществ, которые присутствуют в других продуктах. Еда должна быть разнообразной.)

- Что значит рациональное питание?

(Рациональное значит правильное, разумное.)

- Что значит сбалансированное питание?

(В пище должно быть уравновешено содержание различных веществ.)

- Как соблюдать режим питания?

(Нужно есть в определенное время, на ночь не переедать.)

  1. Составление правильного рациона питания.

- Как вы думаете, знает ли герой стихотворения Робин-Бобин что-нибудь о правильном и рациональном питании?

(Нет)

- Давайте поможем Робину и расскажем ему, как питаться правильно и полезно.

Для начала разберёмся, какая пища действительно полезна.

Поможет нам в этом пирамида здорового питания (Приложение 4) Она показывает не только качественное, но и количественное соотношение продуктов в нашем рационе.

Пирамида здорового питания

- Ребята, на столе у каждой из трёх групп лежат карточки с названиями видов продуктов и некоторых блюд. Каждой группе необходимо составить меню для Робина-Бобина на 5 дней. Группу 1 попросим составить меню для полезных завтраков Робина, группу 2 – для обедов, группу 3 – для ужинов. Карточки нужно разместить на листах А4 с помощью скрепок. Готовое меню представляет один учащийся из состава группы.

(Учащиеся обсуждают задание в группах, составляют меню, представляют работу классу).

6. Подведение итогов, рефлексия.

Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. Быть здоровым может каждый, нужно только очень захотеть. Когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся. У здоровых людей ясный ум, крепкая нервная система, хорошая память. Здоровые люди готовы к новым знаниям, открытиям, достижениям в жизни.

- С каким настроением вы уходите с классного часа?

- Что запомнилось, какие новые факты и знания будут полезными в жизни?

 Закончить наш классный час хочу известной мудростью: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Заключение.

Во всем цивилизованном мире сейчас модно быть здоровым. Здоровье волнует человека в связи с желанием иметь физические силы, бодрость, крепкий сон и ясный ум. Но лишь столкнувшись с проблемами, мы начинаем искать причины. И рано или поздно находим их в себе, в своём отношении к собственному организму. Перейдя на здоровое питание, мы закладываем серьезное и крепкое основание нашим детям. Но дети воспитываются не нашими словами, а нашими поступками. Нашим примером (выбором здорового питания, а не того, что на полках супермаркетов), мы снизим вероятность возникновения многих заболеваний. И возможно, от мудрых родителей родятся и вырастут дети, которые составят новое поколение здоровое поколение на здоровом питании. Главное при этом не забывать еще один принцип Гиппократа – «Все хорошо, что в меру!».

Образование – это важная часть процесса становления человеческой личности. В ходе этого процесса учащийся приобретает не только необходимые знания, умения и навыки, но и усваивает культурные ценности, правила поведения.

Решение сложных задач обучения и воспитания школьников во многом зависит от учителя. Проводя систематическую работу по формированию у учащихся правильного отношения к своему здоровью, в частности, обучая правилам здорового питания, учитель способствует и успешному образованию.

Доказано, что правильное, рациональное, здоровое питание положительным образом влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности, память. Таким образом, от полноценного, сбалансированного рациона зависит не только здоровье учащихся, но и успешное овладение знаниями, готовность к применению их в жизни, закладывается фундамент благополучного будущего.

Список литературы:

1. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

2. Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми», Москва, «Медицина», 1989
3. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1979. - 335 с.

4. Электронные ресурсы:

http://presentway.com/ty-est-to-chto-ty-esh/

http://greenstate.ru/images/bamburger.jpg

http://www.usiter.com/uploads/20101011/eda_fastfud_3164.jpg

http://www.publy.ru/wp-content/uploads/2013/06/232.jpg

http://s1.1zoom.ru/big3/193/335607-svetik.jpg

http://volgacosm.ru/_bl/0/97689112.png

http://usiter.com/uploads/20101010/eda_fastfud_8019.jpg

http://st.gdefon.com/wallpapers_original/wallpapers/348414_novyj_1936x1276_(www.GdeFon.ru).jpg

http://namonitore.ru/uploads/catalog/food/vipechka_na_zavtrak_1440.jpg

http://www.russianistanbul.com/wp-content/uploads/2012/10/morozhenoe2.jpeg

http://tourists-journal.ru/wp-content/uploads/2012/10/0_14ae2_3ea0805a_XL.jpg

http://www.galich-hospital.ru/wp-content/uploads/2013/08/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B21.jpg

http://static.eva.ru/eva/170000-180000/177770/channel/10878417093036496.jpg

http://eva.ru/recipes/read-7468.htm

http://www.liceum4.ru/activity/eating-3.html

http://yandex.ru/yandsearch?text=здоровое+питание+школьников&clid=124994&lr

http://tvoiobraz.ru/ 
http://www.deti-pogodki.ru/ 
http://subscribe.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Методическая разработка классного часа "Плен иллюзий.Береги здоровье смолоду."

Цель:   формировать у учащихся осознанное негативное отношение к                    а...

Методическая разработка классного часа по здоровому образу жизни

Представляю методическую разработку классного часа,посвященного здоровому образу жизни. Данная разработка предполагает исследовательскую деятельность учащихся. Классный час проводится в игровой форме:...

Методическая разработка классного часа «Здоровые дети –в здоровой семье» для 6-8 классов

Задачи: 1. Напомнить основные правила здорового образа жизни. 2. Мотивировать обучающихся к ведению здорового образа жизни. 3. Развивать внимание, мышление, речь, умение обучающихся работать ...

Методическая разработка классного часа для старшеклассников «ГОВОРИМ ЗДОРОВЬЮ – ДА!»

Данный материал будет полезен для классных руководителей и социальных педагогов. Может быть использован на классных часах....

Методическая разработка классного часа "Быть уверенным - это здорово!"

Главная воспитательная цель: формирование лидерских качеств личности в условиях сетевого взаимодействия с субъектами местного сообщества. Цель классного часа: познакомить подростков с признаками, хар...