Методическая разработка классного часа" Выиграть может каждый"
методическая разработка (10 класс) на тему

Шемелина Светлана Аркадьевна

Тема конфликтов необъятна как сама жизнь и стоит на острие проблемы. Вот и моих  воспитанников волнует  проблема конфликтов.Это я поняла , читая рефлексию ребя после погружения "Давай общаться."     Так я вышла на тему классного часа.   Во время классного часа мы обсуждаем , что такое конфликт, выясняем признаки конфликта, анализируем различные конфликтные ситуации., определяем пути решения конфликтов и на письменной рефлексии ребята проектируют свою модель поведения в конфликте.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 35»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
классного часа
Тема « Выиграть может каждый»

Разработала : Шемелина С.А
преподаватель высшей квалификационной категории

2010 г

Аннотация

В методической разработке представлены материалы классного часа  по теме « Выиграть может каждый».

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых-третьих курсов .Цель ее написания – помочь классным руководителям в воспитании обучающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….4

1.Методическое обоснование  темы классного часа…………………5

2.Подготовительный этап ……………………………………………..5

3.План проведения классного часа……………………………………6                                                                

 

4. Список использованной литературы……………………………….9

            ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………….10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………..11

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………..13

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………..15

ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………………………………..17

ВВЕДЕНИЕ

           Тема конфликтов необъятна как сама жизнь и стоит на острие проблемы. Не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов.

             Я работаю в системе начального профессионального образования, имею большой опыт работы классного руководителя и хочу предложить свою формулу решения конфликтов. Вывести эту формулу  мне помогло ознакомление с технологией развивающего обучения, автором  которой является К. Я. Вазина - профессор, член-корреспондент Международной технической академии, руководитель авторской школы  «САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА» .

 Работая с  пятнадцатилетними, шестнадцатилетними подростками я поняла, что необходимы такие методы и стратегии, которые бы научили моих ребят не доводить противоречия до конфликта, а предотвращать их. Поэтому и решение проблемы основывается на системной деятельности, которая включает в себя несколько элементов:

1 элемент - культурологическое  погружение «ЧЕЛОВЕК - саморазвивающаяся система»;

2 элемент - рефлексия учащихся;

3 элемент - система классных часов;

4 элемент - работа с родителями, с педагогом- психологом , службой примирения.                                                                             

1.Методическое обоснование темы классного часа

Форма проведения занятия: беседа

Тема: «Выиграть может каждый», относится к ряду классных часов по теме «Человек-система отношений».

Место проведения: кабинет № 7

2 . Подготовительный этап:

Подготовка к классному часу  ведётся после проведения адаптационного погружения првокурссников « Познай себя». После проведения погружения, рефлексия обучающихся показала, что вступая во взаимодействие с другими людьми  они испытывают проблемы, касающиеся разных взглядов на жизнь, непонимания себя и других, разногласия с родителями , обиды на друзей, обиды на  педагогов  по поводу занижения оценок, обида на школьных учителей. А все эти проблемы могут стать причиной ссор, размолвок, драк, конфликтов.

Для организации работы предлагаются 2 микрогруппы «Упорные» и «Компромисс». Каждый самостоятельно делает выбор, в какой микрогруппе он будет работать. Заранее   создать  рабочую микогруппу «Посредники», в которую входят психолог, социальный педагог, представители службы примирения, классный руководитель и мастер п/о группы.

Для проведения упражнения « Следопыт» подготовить две  конфликтные ситуации, подобрать исполнителей на роли участников конфликта , провести репетиции.
Разработать  методическое сопровождение классного часа:

 Плакат « Чемодан знаний», презентацию классного часа, провести тестирование «Оценка  поведения в конфликте», обработать результаты и внести результаты в презентацию, разработать буклет –памятку.


3 .План  проведения классного часа « Выиграть может каждый»

Цели и задачи

Действия

Средства

Результат

Педагога

Обучающиеся

Научная норма

Развитие способностей

1Осознать, что включает в себя понятие «конфликт»

2.Выявить признаки конструктивного решения конфликта.

3.Оценить различные стратегии конфликта.

4. Выстроить собственную модель поведения в конфликте

1.Организация целевого пространства
1.1. Организация  творческих микрогрупп .

1.2.  Приветствие педагога.

1.3.Ознакомить с результатом рефлексии на ситуацию »Человек-система отношений» блока №1 « Познай себя».

1.4.Выйти на тему классного часа.

1.5.Ознакомить с условиями работы, представить  микрогруппы , представить микрогруппу « Посредники»

2.Организация поискового пространства.

2.1 Работа по микрогруппам

Задание 1.Выяснить сущность  понятия « конфликт».Время выполнения -5 минут.
Микрогруппа «Посредники»-определение конфликта

Микрогруппа «Компромисс»-положительное воздействие конфликта

Микрогруппа « Упорные»-отрицательное воздействие конфликта

2.2. Защита мнений микрогрупп и общее обсуждение

2.3.Информация классного руководителя « Признаки конфликта»

2.4.Упражнение «Следопыт»-Анализ ситуациий 1.Разговор .
Анализ ситуации 2. Телефон.
Подведение  итогов анализа ситуации  классным руководителем.

2.5.Предоставляет слово  микрогруппе « Посредник»

2.6. Ознакомить с результатами теста « Оценка своего поведения в конфликте»

3.Организация рефлексивного пространства

3.1Устная рефлексия.

3.2.Письменная рефлексия по созданию собственной модели поведения в конфликте.
Вручение  буклета-памятки  участникам классного часа.

                           

Рассаживаются по микрогруппам.

Просматривают фото с погружения и результатами рефлексии.


По результатам рефлексии предлагают тему разговора

Работают со словарями Даля и Ожегова

Рассуждают и записывают  свои выводы

Рассуждают и записывают выводы

Высказывают своё мнение, слушают мнения товарищей, задают вопросы, полученные результаты прикрепляют к чемодану знаний.

Слушают информацию классного руководителя

Просматривают сценки-ситуации.

Определяют наличие объекта столкновения, участников и наличие инцидента.

Делают вывод о том, что является или нет эта ситуация конфликтом.

Информация микрогруппы  « Посредник»  о трёх результатах конфликта и о способах разрешения конфликта

Высказывают  отношение к результатам тестирования.

Названия микрогрупп

Компьютерная презентация, мультимедийное оборудование

Слайд № 1 Погружение

Слайд № 2
« Проблемы»

Слайд № 3 Тема классного часа

Плакат Чемодан знаний

Слайд № 4 Конфликт- это

Словари Даля и Ожегова

Листы бумаги и красные фломастеры.

Листы бумаги и чёрные фломастеры

Слайд № 5 Выводы.

Слайд № 6.
Следопыт

Приложение 1
сценки.

Приложение 2.
Способы решения конфликта.

Слайд № 7

Способы разрешения

конфликтов.

Слайд № 8 Результаты теста

Приложение 3.
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Приложение 4

Тетради саморазвития

Приложение 5

Конфликт-это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьёзное разногласие , острый спор.
Конфликт может иметь и положительное и отрицательное воздействие.
Противоречие –это движение вперёд.
Противоборство может привести к разрыву отношений.

Признаки конфликта :
-наличие объекта конфликта;
-участники конфликта ;
-Наличие инцидента.

Инцидент-случай, недоразумение.
Результаты конфликта :
1.Победа-поражение;
2.Поражение- поражение.
3.Победа-победа.

1.Развитие потребности в конструктивном решении конфликта как необходимом условии самосохранения себя.

2.Коммуникативные

3.Рефлексивные.


Список используемой литературы

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005

2.        Вишнякова Н.Ф. Конфликт- это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.-Минск, 1996

3.        Барыбина Т.В. Статья «Внеклассное мероприятие по теме «Конфликт», 2005

Приложение 1

Ситуация 1. Разговор

Мама:    Подай мне, пожалуйста, книгу.
Дочь:    Отстань от меня, мне не до тебя, голова болит.
Мама:    Почему ты со мной грубо разговариваешь?
Дочь:     А что я такого сказала!?

Ситуация 2. Телефон

Учитель: Дима, перестань играть в телефоне. Я объясняю новый  

                 материал.
Дима:       АГА, да-да, сейчас. ( продолжает играть)
Учитель:  Вон из класса и без родителей на урок не допущу.

Приложение 2

Способы решения конфликта

Самый лёгкий и общедоступный способ – юмор. Беззлобное, насмешливое отношение к чему-либо или кому-либо. В данном случае необходимо подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемент. (А давай закопаем эти деньги на Поле Чудес, их станет больше и нам обоим хватит)

 Следующий способ- нежность. Она может проявляться как словами, так и при помощи нежных взглядов, через прикосновение, через трепетное отношение и т.д. Чтобы лучше понять, как действует этот способ, обратимся к рассказу Чехова «С женой поссорился» .

Рассказ АЛ. Чехова «С женой поссорился»(раздать текст)

Вернувшийся с работы муж, уставший и голодный, недоволен предложенным обедом. Он в гневе бросает ложку и выходит из столовой, с остервенением хлопнув дверью. Жена, рыдая, тоже покидает столовую. Обед кончился.

Муж входит к себе в кабинет, ложится на диван и утыкается лицом в подушку. В это время его посещают мысли о бесполезности и даже вредности семейной жизни.

Через четверть часа за дверью раздаются робкие шаги. И муж начинает думать о том, что так бывает всегда. Сначала жена его обругает, оскорбит, а затем идет мириться. «Ну, черта с два! Скорей повешусь, чем помирюсь!»- думает муж. Дверь отворяется и робкими шагами кто-то направляется к дивану. Муж себя уговаривает, что, даже если жена будет рыдать, молить о прощении, все равно в ответ ни слова не услышит. Но, почувствовав за своей спиной «теплое тело», он думает, что все же надо ее простить, что в ее положении волноваться нельзя, что он «помучит» ее еще часик и простит. В это время над самым его ухом пролетает глубокий вздох, затем другой, третий. На плечо его ложится маленькая ручка. «Ну, бог с ней! Прощу в последний раз, - думает муж. – Будет ее мучить, бедняжку! Тем более что я сам виноват! Из-за ерунды бунт поднял… Ну, будет, моя крошка». Оп протягивает назад руку и обнимает тёплое тело…

     Смотрите, как незаметно ушёл конфликт, уступив место нежности и доброму отношению к близкому человеку. Но вернёмся назад к рассказу и посмотрим, как заканчивается история.

… Он протягивает назад руку и обнимает тёплое тело. – Тьфу! Около него лежала его большая собака Дианка.

 Следующий способ- компромисс. Это соглашение на основе взаимных уступок. Суть компромисса в том, чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться. Умение идти на уступки –– очень важное умение.

Бывают ситуации, когда в «пылу борьбы» участники конфликта уже не могут сами решить конфликт. Что же делать в таком случае? А тогда можно обратиться к незаинтересованному лицу за помощью. Такой способ называется третейским судом. Существенным является то, что третейский судья должен быть авторитетом для обеих сторон конфликта.

Анализ. К нему прибегают, если все предыдущие способы не сработали. Анализ конфликта позволяет добраться до его истоков и найти решение. Важным условием является проведение анализа на нейтральной территории, чтобы ни у кого не было преимущества. Большинство международных конфликтов решаются этим способом. Люди садятся за стол переговоров и пытаются решить возникший конфликт.

Ультиматум. К нему прибегают, когда все предыдущие способы не дали положительного результата. Ультиматум – это предъявление требований с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. (Не хочешь делиться, не надо, но и на меня в случае чего не надейся.)

Разрыв связи происходит, если затронуты личностные структуры, которыми стороны конфликта не могут поступиться, т.е. кто-то кого-то очень сильно обидел.  Дальше мы не должны двигаться, чтобы не доводить до уничтожения личности.

 Приложение 3

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята!
Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Возможные ответы:
-мне такое поведение свойственно-3 балла;
-мне такое поведение свойственно в малой степени(от случая к случаю)- 2 балла;

Мне такое поведение  несвойственно – 1 балл.

Утверждения теста

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения  противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов

«А»

«Б»

«В»

«Г»

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения в конфликтной ситуации.

 «А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы  стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда правым.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые  удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны   на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не  обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Приложение 4

Рефлексия

Тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов.

Вопросы для устной рефлексии :

1.А  может ли в конфликте выиграть каждый?

2. Какие знания , умения вы положили в свой чемодан ?

3.Какие черты характера, качества человека являются значимыми в конфликте?

Задание для письменной рефлексии.

Разработайте свою «модель» поведения в конфликте.

 Приложение 5

C:\Users\Admin\Pictures\2014-09-09\003.jpg


C:\Users\Admin\Pictures\2014-09-09\004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа «Каждый сам за себя или дружная семья»

Материал может быть использован для формирования классного коллектива в любом классе...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа в 7классе на тему: «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: касается всех, касается каждого!»

Цель: профилактика правонарушений в интернете,повышение безопасности и правовой защищенности в глобальной сети....

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...