Организация и развитие ученического самоуправления
методическая разработка (10 класс) на тему

 

Организация и развитие ученического самоуправления

в коллективе 10-11 класса (2013-2014 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samouprav.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Малобичинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка по теме

«Организация и развитие

ученического самоуправления»

Классный руководитель 10 – 11 класса

Швецова Ирина Сергеевна

Малая Бича – 2013 г

Пояснительная записка

В результате реформирования образования за последние десятилетия педагоги все больше и больше обращаются к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением. Классные руководители направляют свои усилия на сохранение единства и целостности классного коллектива. Режимом протекания совместной  и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности является школьное самоуправление.

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя  и означает, что та область, на которую  оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

 Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной  (общественной) жизни.

В школьном самоуправлении деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно-максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:

  • творческая инициатива;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  • ответственность за себя и за других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

Практика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи. Структура и формы ученического самоуправления формируются с учетом гарантий и желаний самих учащихся. Идеологические гарантии – это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученического коллектива, но и коллектива школы. Идеологические гарантии материализуются в том, что решение органов ученического самоуправления берутся во внимание при принятии управленческих решений, утверждении планов работы школы, при определении основных направлений работы школы. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. В организации самоуправления наиболее успешным является разноуровневый подход, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

Через самоуправление решаются задачи:

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
  • жизненное самоуправление;
  • формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
  • умение решать проблемы;
  • самораскрытие и самореализация личности;
  • принцип равноправия в совместной деятельности;
  • общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
  • повышение требовательности к себе и товарищам;
  • воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
  • адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
  • раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь.

Организация и развитие ученического самоуправления

в коллективе 10-11 класса (2013-2014 год)

Цель и задачи  самоуправления в классном коллективе

Цель:

  1. реализация интересов каждого учащегося;
  2. повышение активности учащихся в классных делах;
  3. привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи:

  1.  создать условия для развития самостоятельности, креативности, инициативности;
  2. формировать толерантность, умение общаться;
  3. формировать лидерские качества, создать условия для развития организаторских способностей каждого;
  4. дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
  5. создать благоприятные условия совместной деятельности детей, учителей и родителей.

Ожидаемые трудности:

-   низкая активность отдельных учащихся;

-   загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время.

Ожидаемые результаты:

  1. Активная жизненная позиция учащихся класса.
  2. Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
  3. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
  4. Разработки творческих и социальных проектов.

Принципы самоуправления

  1. Выборность – выборы полномочий членов коллектива.
  2. Законность – соблюдение правовых и нормативных актов.
  3. Равноправие – право голоса для всех членов коллектива при принятии решений.
  4. Гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всего коллектива.
  5. Ответственность – необходимость регулярного отчёта о проделанной работе перед коллективом.
  6. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
  7. Гуманность - деятельность органов самоуправления не должна противоречить нравственным принципам.

Содержание деятельности самоуправления

 классного коллектива

  1. Создание в классном коллективе микроклимата сотрудничества учащихся, учителей и родителей.
  2. Реализация личностного потенциала в профориентационной, военно-патриотической и общественно-значимой деятельности.
  3. Развитие творческих способностей каждого члена классного коллектива.

Организация работы органов самоуправления

  1. Решения органов самоуправления принимаются открыто.
  2. Работа органов самоуправления реализуется во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления.
  3. Ученические собрания и классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем.
  4. Решения принимаются большинством, но мнения меньшинства внимательно рассматриваются и учитываются.

Организация деятельности

Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма правления в классе – ученический совет.

Функции классного собрания:

  1. Определяет основные направления классной жизни;
  2.  Рассматривает и утверждает план внеурочной работы совместно с классным руководителем;
  3. Избирает актив класса, старосту, председателя, заслушивает и оценивает работу актива, обсуждает поведение и успеваемость учащихся;
  4.  Подводит итоги рейтинга учащихся в конце четверти.

Собрание проводится не реже одного раза в месяц, что контролируется старостой.

Функции актива класса:

  1. Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
  2. Организует помощь в учебе учащихся, имеющим проблемы.
  3. Готовит и проводит классные собрания.
  4. Отражает всю важную информацию в классном уголке.

Должностные обязанности членов актива

Староста класса

1.        Руководит работой актива класса.

2.        Несет ответственность за выполнение плана работы класса.

3.        Следит за порядком в классе. Организует дежурство в классе и школе

     ( во время дежурства класса по школе).

4.        Проводит заседания актива класса.

5.        Отчитывается на общем собрании класса 2 раза в год за всю работу актива.

Учебный сектор.

1.        Следит за посещаемостью в классе.

2.        Контролирует выполнение домашнего задания.

3.        Следит за состоянием учебных принадлежностей.

4.        Отчитывается на заседаниях актива.

5.        Совместно с культурно- массовым сектором организует мероприятия, направленные на развитие интереса к учебе: викторины, КВНы, интеллектуально- познавательные игры и др.

Спортивный  сектор.

1.Проводит физкультурные паузы.

2.Организует спортивно-оздоровительные мероприятия.

3.Отвечает за подготовку класса к общешкольным спортивным мероприятиям.

4.Отчитывается на заседаниях актива.

Культмассовый сектор.

1.Организует культурно- массовые мероприятия.

2.Обеспечивает подготовку и активное участие в общешкольных мероприятиях.

3.Организует поздравления учащихся и учителей.

4.Отчитывается на заседаниях актива.

Информационный сектор.

1. Следит за информационным обновлением уголка.

2. Ведет протоколы заседаний актива класса.

3. Участвует в выпуске общешкольной газеты.

4. Отчитывается на заседаниях актива.

Классные ученические собрания 2013-2014 учебный год

№ п/п

Тема собрания

Цель

Ответственный

Сроки

1.

Выборы органов самоуправления.

Выбрать органы самоуправления. Распределение обязанностей.

Староста класса

сентябрь

2.

День самоуправления

Планирование и организация мероприятий ко Дню учителя

Культмассовый и учебный сектор

октябрь

3.

«Международный день борьбы с курением»              

Организация классного часа

Спортивный и информационный сектор

ноябрь

4.

Представление  «Новогодняя карусель»                                                    

Планирование и организация новогодних праздничных мероприятий

Культмассовый и информационный сектор, староста

декабрь

5.

Проверка дневников

Проверка ведения дневников,  правильность заполнения расписания, наличие д/з 

учебный сектор

январь

6.

Вечер встречи выпускников

Планирование и организация мероприятий к вечеру встречи выпускников

Культмассовый и

информационный сектор

февраль

7.

Права и обязанности учеников (беседа)

Познакомить с правами и обязанностями учеников школы

Информационный сектор

март

8.

Поздравление с

8 Марта

Организация и проведение родительского собрания и спортивной эстафеты (ученики-родители)

Спортивный сектор

март

9.

Предварительные итоги успеваемости учащихся за год

Результаты подготовки к ЕГЭ

Учебный сектор, зам. дир. по УВР

апрель

10.

Отчётное собрание

Отчёт о проделанной работе за год актива класса и подведение итогов рейтинга учащихся

Староста

май

Эта система  делает активными практически всех учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. От распределения учеников по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу, им нужна поддержка классного руководителя.

Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива.

Литература

  1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
  2. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
  3. Никифорова Г.Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель № 3/2002 г.
  4. Степанов Е. Самоупровление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников №1 2006г.
  5. nsportal.rukonkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/…
  6. shk202012.narod.ruindex/0-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)

Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....

Организация классного самоуправления как условие самореализации личности

Из опыта работы по организации самоуправления в классе....

«Педагогические технологии и методики организации деятельности органов самоуправления детей и учащейся молодежи» Доценко Т.Н.

Авторский проблемно-тематический курсобучения  координаторов самоуправления детей и учащейся молодежи:«Педагогические технологии и методики организации деятельностиорганов самоуправления детей и ...

Детская общественная организация школьного ученического самоуправления "Наш дом"

Здесь вы найдете план работы, учетную карточку и Положение...

«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в ...

Организация деятельности ученического самоуправления

Представлена модель ученического самоуправления в старших классах в форме "Совет обучающихся"...