Организация и развитие ученического самоуправления
методическая разработка (10 класс) на тему
Организация и развитие ученического самоуправления
в коллективе 10-11 класса (2013-2014 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samouprav.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Малобичинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка по теме
«Организация и развитие
ученического самоуправления»
Классный руководитель 10 – 11 класса
Швецова Ирина Сергеевна
Малая Бича – 2013 г
Пояснительная записка
В результате реформирования образования за последние десятилетия педагоги все больше и больше обращаются к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением. Классные руководители направляют свои усилия на сохранение единства и целостности классного коллектива. Режимом протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности является школьное самоуправление.
Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.
В школьном самоуправлении деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно-максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:
- творческая инициатива;
- умение ставить цели и достигать их;
- самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
- ответственность за себя и за других.
Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.
Практика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи. Структура и формы ученического самоуправления формируются с учетом гарантий и желаний самих учащихся. Идеологические гарантии – это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученического коллектива, но и коллектива школы. Идеологические гарантии материализуются в том, что решение органов ученического самоуправления берутся во внимание при принятии управленческих решений, утверждении планов работы школы, при определении основных направлений работы школы. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. В организации самоуправления наиболее успешным является разноуровневый подход, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Через самоуправление решаются задачи:
- развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
- жизненное самоуправление;
- формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
- умение решать проблемы;
- самораскрытие и самореализация личности;
- принцип равноправия в совместной деятельности;
- общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
- повышение требовательности к себе и товарищам;
- воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
- адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
- раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь.
Организация и развитие ученического самоуправления
в коллективе 10-11 класса (2013-2014 год)
Цель и задачи самоуправления в классном коллективе
Цель:
- реализация интересов каждого учащегося;
- повышение активности учащихся в классных делах;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития самостоятельности, креативности, инициативности;
- формировать толерантность, умение общаться;
- формировать лидерские качества, создать условия для развития организаторских способностей каждого;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей, учителей и родителей.
Ожидаемые трудности:
- низкая активность отдельных учащихся;
- загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время.
Ожидаемые результаты:
- Активная жизненная позиция учащихся класса.
- Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
- Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
- Разработки творческих и социальных проектов.
Принципы самоуправления
- Выборность – выборы полномочий членов коллектива.
- Законность – соблюдение правовых и нормативных актов.
- Равноправие – право голоса для всех членов коллектива при принятии решений.
- Гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всего коллектива.
- Ответственность – необходимость регулярного отчёта о проделанной работе перед коллективом.
- Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
- Гуманность - деятельность органов самоуправления не должна противоречить нравственным принципам.
Содержание деятельности самоуправления
классного коллектива
- Создание в классном коллективе микроклимата сотрудничества учащихся, учителей и родителей.
- Реализация личностного потенциала в профориентационной, военно-патриотической и общественно-значимой деятельности.
- Развитие творческих способностей каждого члена классного коллектива.
Организация работы органов самоуправления
- Решения органов самоуправления принимаются открыто.
- Работа органов самоуправления реализуется во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления.
- Ученические собрания и классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем.
- Решения принимаются большинством, но мнения меньшинства внимательно рассматриваются и учитываются.
Организация деятельности
Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма правления в классе – ученический совет.
Функции классного собрания:
- Определяет основные направления классной жизни;
- Рассматривает и утверждает план внеурочной работы совместно с классным руководителем;
- Избирает актив класса, старосту, председателя, заслушивает и оценивает работу актива, обсуждает поведение и успеваемость учащихся;
- Подводит итоги рейтинга учащихся в конце четверти.
Собрание проводится не реже одного раза в месяц, что контролируется старостой.
Функции актива класса:
- Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющим проблемы.
- Готовит и проводит классные собрания.
- Отражает всю важную информацию в классном уголке.
Должностные обязанности членов актива
Староста класса
1. Руководит работой актива класса.
2. Несет ответственность за выполнение плана работы класса.
3. Следит за порядком в классе. Организует дежурство в классе и школе
( во время дежурства класса по школе).
4. Проводит заседания актива класса.
5. Отчитывается на общем собрании класса 2 раза в год за всю работу актива.
Учебный сектор.
1. Следит за посещаемостью в классе.
2. Контролирует выполнение домашнего задания.
3. Следит за состоянием учебных принадлежностей.
4. Отчитывается на заседаниях актива.
5. Совместно с культурно- массовым сектором организует мероприятия, направленные на развитие интереса к учебе: викторины, КВНы, интеллектуально- познавательные игры и др.
Спортивный сектор.
1.Проводит физкультурные паузы.
2.Организует спортивно-оздоровительные мероприятия.
3.Отвечает за подготовку класса к общешкольным спортивным мероприятиям.
4.Отчитывается на заседаниях актива.
Культмассовый сектор.
1.Организует культурно- массовые мероприятия.
2.Обеспечивает подготовку и активное участие в общешкольных мероприятиях.
3.Организует поздравления учащихся и учителей.
4.Отчитывается на заседаниях актива.
Информационный сектор.
1. Следит за информационным обновлением уголка.
2. Ведет протоколы заседаний актива класса.
3. Участвует в выпуске общешкольной газеты.
4. Отчитывается на заседаниях актива.
Классные ученические собрания 2013-2014 учебный год
№ п/п | Тема собрания | Цель | Ответственный | Сроки |
1. | Выборы органов самоуправления. | Выбрать органы самоуправления. Распределение обязанностей. | Староста класса | сентябрь |
2. | День самоуправления | Планирование и организация мероприятий ко Дню учителя | Культмассовый и учебный сектор | октябрь |
3. | «Международный день борьбы с курением» | Организация классного часа | Спортивный и информационный сектор | ноябрь |
4. | Представление «Новогодняя карусель» | Планирование и организация новогодних праздничных мероприятий | Культмассовый и информационный сектор, староста | декабрь |
5. | Проверка дневников | Проверка ведения дневников, правильность заполнения расписания, наличие д/з | учебный сектор | январь |
6. | Вечер встречи выпускников | Планирование и организация мероприятий к вечеру встречи выпускников | Культмассовый и информационный сектор | февраль |
7. | Права и обязанности учеников (беседа) | Познакомить с правами и обязанностями учеников школы | Информационный сектор | март |
8. | Поздравление с 8 Марта | Организация и проведение родительского собрания и спортивной эстафеты (ученики-родители) | Спортивный сектор | март |
9. | Предварительные итоги успеваемости учащихся за год | Результаты подготовки к ЕГЭ | Учебный сектор, зам. дир. по УВР | апрель |
10. | Отчётное собрание | Отчёт о проделанной работе за год актива класса и подведение итогов рейтинга учащихся | Староста | май |
Эта система делает активными практически всех учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. От распределения учеников по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу, им нужна поддержка классного руководителя.
Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива.
Литература
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
- Никифорова Г.Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель № 3/2002 г.
- Степанов Е. Самоупровление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников №1 2006г.
- nsportal.ru›konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/…
- shk202012.narod.ru›index/0-14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социальное партнерство Совета Спикеров с общественными организациями, органами местного самоуправления и префектурой".
Статья для журнала "Право в школе"...
Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)
Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....
Организация классного самоуправления как условие самореализации личности
Из опыта работы по организации самоуправления в классе....
«Педагогические технологии и методики организации деятельности органов самоуправления детей и учащейся молодежи» Доценко Т.Н.
Авторский проблемно-тематический курсобучения координаторов самоуправления детей и учащейся молодежи:«Педагогические технологии и методики организации деятельностиорганов самоуправления детей и ...
Детская общественная организация школьного ученического самоуправления "Наш дом"
Здесь вы найдете план работы, учетную карточку и Положение...
«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в ...
Организация деятельности ученического самоуправления
Представлена модель ученического самоуправления в старших классах в форме "Совет обучающихся"...