Здоровьесбережение в работе с кадетами
статья на тему

Карпов Сергей Александрович

В статье рассмотрены возможности здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_rabote_s_kadetami.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

В документах по модернизации образования в РФ ставится большой объем задач, связанных со здоровьем учащихся, что обусловлено снижением показателей здоровья подростков, наличием примеров негативного влияния образовательных учреждений на образ жизни и здоровье всех участников образовательного процесса. Основными задачами в области здоровья и образования являются следующие:

- обеспечение психологической и физической безопасности учащихся;

- социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь учащимся;

- ранняя диагностика резервов развития учащихся;

- оптимизация учебной, психической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья за счёт разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, организации мониторинга здоровья, осуществления деятельностного подхода к сопровождению обучаемых, ориентированного не только на решение проблем будущего, но и сегодняшнего дня.

Главная цель всех новшеств, изменений в образовании – повышение его качества, эффективности, степени соответствия потребностям общества в получении образовательных услуг. Требования к выпускнику школы постоянно растут, увеличивается объем информации, уровень умений и навыков, происходит интенсификация процесса обучения. В связи с этим, ставится и решается задача сохранения, укрепления и развития здоровья обучаемых, мотивации здорового образа жизни. Это является одним из приоритетных направлений образовательной политики, отраженном в документах модернизации образования РФ.

Включение в содержание образования вопросов здорового образа жизни позволит сформировать валеологическую грамотность учащихся. О здоровом образе жизни, взаимосвязи компонентов здоровья учителя говорят на уроках биологии, химии, физической культуры, литературы, истории, права, но воспитатель должен отводить достаточно времени решению валеологических вопросов. Задача воспитателя – научить активности в преодолении жизненных проблем, что не только способствует социальной адаптации, но и повышает резерв здоровья, увеличивает иммунитет и устойчивость к заболеваниям.

Человек XXI века должен быть способен предотвратить использование достижений современной науки и техники во вред человечеству, обеспечить устойчивое развитие и сохранение жизни на Земле. Духовно-нравственное воспитание личности – гарант устойчивости по отношению к нестабильным факторам социальной среды, устойчивости к вовлечению в секты, и экстремизму, терроризму, вредным привычкам. Рассмотрение духовно-нравственного воспитания как стержня образования продиктована и заботой о здоровье человека. Нравственное чувство является врожденным и поддерживается физиологическим механизмом. За муками совести следуют эндокринно-вегетативные расстройства (гипертонические кризы, нарушение ритма сердечной деятельности, нарушение сна, аппетита, пищеварения, доходящие до гастритов и язв). Происходят изменения характера – подросток становится подозрительным и обидчивым, часто наступающая бессонница утяжеляет проявление неустойчивости, развиваются неврологические проявления. Лечение мук совести связано с осознанием своей виновности и покаянием, после чего могут уйти связанные с этим психосоматические расстройства.

Такие факторы, как беспомощность и безысходность производят массивное повреждающее воздействие на иммунную систему, а успешное преодоление трудностей дает благоприятное воздействие на здоровье, т.е. справиться с ситуацией значит уметь усиливать защитные силы организма, поддерживать здоровье души и тела. Невозможность одолеть стрессовую ситуацию переживается человеком как поражение или неспособность регулировать своё поведение и физиологические функции. Избыточный стресс приводит к психосоматическим расстройствам.

К психосоциальным влияниям, способствующим возникновению психосоматических заболеваний у детей относят воспитание в интернате и проблемы в школе.

Роль воспитателя в профилактике психосоматических заболеваний у суворовцев заключается прежде всего в поддержании и развитии желания добиться успеха в гуманистически оправданных видах деятельности, показе и помощи в осознании «выгод» от здорового образа жизни, помощи в принятии ответственности за своё здоровье и дальнейшее распространение этой ответственности на своё социальное окружение, развитии способностей к самоорганизации, помощь в личностном развитии, способности изменить своё отношение к себе и своему социальному окружению в направлении адекватного восприятия внешнего мира и себя в нем, способности быть «здесь и теперь», избегать ухода в виртуальную реальность, как доминирующего способа защиты.

Валеологическое развитие учебного взвода предполагает работу в следующих направлениях:

- включение валеологических знаний в содержание образования (через проведение классных часов, бесед, минуток здоровья и др.);

- обеспечение валеологической грамотности и культуры здоровья;

- внедрение валеологических технологий воспитания;

- коррекционную и профилактическую работу.

Для планирования и организации данной работы необходимо проведение валеологической диагностики. Здоровье человека включает в себя не только физический, но и эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный и духовно-нравственный компоненты. Поэтому валеологическая диагностика тесно связана с психологической, социальной и дидактической.

Важную роль в валеологической работе воспитателя играет диагностика. В своей работе автор использует структуру валеологической диагностики, представленную на рис. 1.

Рисунок 1. Структура валеологической диагностики.

Методики диагностики состояния здоровья кадет

Группы здоровья: 1 – здоровые, 2 – с некоторыми функциональными отклонениями, 3 – с хроническими заболеваниями.

Группы физического развития: 1 – показатели веса соответствуют возрасту, 2 – снижение или превышение веса, 3 – дифицит веса, 4 – задержка физического развития.

Анкета для кадет о выполнении домашних заданий

  1. Как вы проводите свободное время?
  2. Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания по каждому из предметов?
  3. В какое время вы начинаете делать уроки?
  4. По какому предмету выполнение домашнего задания вызывает наибольшие трудности?
  5. Кто обычно помогает вам в выполнении домашних заданий?
  6. Почему вы делаете домашнее задание?
  7. Какие способы запомнить информацию вы используете при выполнении домашнего задания?

Для определения работоспособности в течении определенного времени (например, 5 мин) кадет просят выполнять однотипное действие (решать арифметические задачи, зачеркивать одинаковую букву (корректурная проба), время разрыва круга (кольца Ландольда). Число правильно выполненных задач до самостоятельной подготовки приравнивается к 1. Разница измерений до и после самостоятельной подготовки указывает на спад или подъем работоспособности.

Валеологическая экспресс-диагностика (по В.Н.Максимовой)

тревожность

радость

раздраженность

чувство успеха

чувство страха

хорошее настроение

усталость

бодрость

головная боль

уверенность в себе

плохое самочувствие

хорошее самочувствие

сонливость

стремление к общению

плохое настроение

активность

нежелание разговаривать

высокая работоспособность

агрессивность

спокойствие

1.С какими чувствами ты обычно:

- идёшь на самоподготовку? (выбери три чувства)

- уходишь с самоподготовки? (выбери три чувства)

2. Сколько времени ты тратишь:

- на подготовку уроков?

- на прогулку на свежем воздухе?

Для определения валеологической устойчивости рассчитывается разница между выбором положительных и отрицательных чувств.

Валеологический анализ самостоятельной подготовки

  1. Внешний вид кабинета, соответствие гигиеническим требованиям и санитарным нормам.
  2. Внешний вид воспитателя и эмоциональный настрой.
  3. Средние показатели по учебной группе:

- пульс 10 сек;

- число вдохов за 30 сек;

- интерес к самостоятельной подготовке;

- прилежание (стараюсь, нет, не очень);

- уверенность в себе;

- утомляемость (устал, нет, не очень).

4. Наличие на самоподготовке содержательных связей с проблемой сохранения и укрупнения здоровья.

5. Наличие гимнастики для рук, ног, позвоночника, глаз, дыхательных упражнений, релаксационных приёмов.

6. Активность суворовцев на самостоятельной подготовке.

7. Учёт индивидуальных особенностей суворовцев.

8. Учёт динамики работоспособности.

Шкала оценки: 0 – отсутствует на уроке, 0,5 – недостаточно, 1 – ярко выражено. Валеогический коэффициент равен сумме баллов, умноженной на (1-8)/13. Все пункты кроме 3 заполняются по интуитивной оценке по шкале от 0 до 1. Данные в пункт 3 вносятся средние для учебной группы: пульс до 90 = 1, от 91 до 120 = 0,5, более 121 = 0; дыхание: до 18 = 1, от 19 до 26 = 0,5, более 27 = 0.

По результатам диагностики создаётся Карта проблемности учебной группы. Это сводная ведомость, куда заносятся все те проблемы, которые были выявлены у каждого отдельно взятого учащегося в результате всех видов диагностики – медицинской, дидактической, психологической, валеологической, социальной, наблюдения педагогов. Это могут быть следующие проблемы – группы здоровья, большая частота заболеваний, зрение, слух, осанка, вредные привычки, частота пульса, частота дыхания, режим дня, утомление, боли, двойки в четверти, отсутствие интереса к учёбе, отсутствие прилежания, низкая валеологическая устойчивость к обучению, работоспособность, плоскостопие, самооценка, общеучебные  умения и навыки, уверенность в себе, коммуникативные способности, агрессивность, слезливость, тревожность, неполная семья т.д. Таблица заполняется по мере получения новых данных и поскольку желательно, чтобы все проблемы были видны на одной странице, графы получаются узкие и, чтобы в течении учебного года можно было дополнять карту данными, удобно ввести обозначения. Например, низкая самооценка – «*», отсутствие интереса к учёбе – «0» и т.п. Каждый воспитатель может ввести удобные для себя обозначения, которые необходимо указывать внизу таблицы.

Из таблицы станет видно, какие проблемы взаимосвязаны, что удобно для воспитателя.

Из анкет о самочувствии кадет в карту вносятся только крайние показатели, такие как устал, не отдохнул, плохое настроение, нет желания учиться…

Валеологические рекомендации к организации самоподготовки

1. Учёт динамики работоспособности при планировании хода самостоятельной подготовки. Учёт индивидуальных особенностей изменения работоспособности.

2. Учёт индивидуальных особенностей при организации деятельности кадет.

3. Органичное включение в самостоятельную подготовку различных видов (гимнастики для рук, ног, позвоночника, глаз, дыхательные упражнения) и релаксационных приёмов.

4. Периодическое проведение прогулки в период перемены.

5. Обсуждение валеологических вопросов. Системное рассмотрение проблем человека в современном мире.

6. Мотивация здорового образа жизни. Воспитатель – модель здорового образа жизни.

7. Создание благоприятного для обучения микроклимата в классе.

8. Периодическая корректировка учебного процесса на основе анализа данных валеологической диагностики.

Литература:

1. Полетаева Н.М. Валеологическая диагностика в школе. – СПб: РГПУ, 2011. – 189с.

2. Полетаева Н.М. Педагогика и здоровье: учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2010. – 165с.

3. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2011. – 288с.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.:АРКТИ, 2003.-272с.

5. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классного руководителя 5-9 классов: учебно-методическое пособие под ред. Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: издательство ВЛАДОС, 2002. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."

В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня  визитная карточка кадетов -это представление на  конкурсах и фестивалях....

Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."

В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня  визитная карточка кадетов -это представление на  конкурсах и фестивалях....

Здоровьесбережение - основа работы каждого педагога дошкольного образовательного учреждения

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Оно не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.Нет задачи слож...