Классный час по теме "Семья и семейные ценности"
классный час (9 класс) по теме

Жуйко Татьяна Анатольевна

Сценарий классного часа «Семья и семейные ценности»

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

1) укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности.

2) формирование  нравственного долга детей перед родителями;

3) определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений.

4)  ориентировать  учащихся на создание крепкой и дружной семьи;

5) развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблематикой;

6) способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Невинномысска

Классный час

«Семья и семейные ценности»

Составитель:

Жуйко Т.А.,

классный руководитель

9 б класса

г. Невинномысск

2014-2015 учебный год

Сценарий классного часа

«Семья и семейные ценности»

(Классный час + презентация)

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

1) укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности.

2) формирование  нравственного долга детей перед родителями;

3) определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений.

4)  ориентировать  учащихся на создание крепкой и дружной семьи;

5) развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблематикой;

6) способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, фломастеры, бумага, ручки, плакаты с пословицами и поговорками о семье, запись песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского), эскиз дома и солнца, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; видеоролик о семье.

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой

Высказывания великих людей:

1. На родителях… лежит Священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства». В. Белинский

2. «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей и для родителей». В.А. Сухомлинский.

3. «Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей. Он развивается в ответ на их характер и поведение». Эрих Фром.

4. «Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Родители – пример ему». Себастьян Брандт (16 век)

5. «Брак – это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей!» Бернард Шоу

6. « Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности» А Шопенгауэр.

7. «Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливает меня от дурных поступков». А. Нащокин (Из письма А.С. Пушкину)

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном классе. Я поздравляю вас с началом нового учебного года. Я рада видеть вас повзрослевшими уже в 9 классе.

Но давайте поздороваемся не совсем обычно. Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики!» - все мальчишки крикнут «Салют» и помашут мне рукой, когда я скажу: «Здравствуйте, девочки!», все девочки улыбнуться, крикнут мне «Привет!» и помашут двумя ручками.

Поздоровались мы классно,
а теперь поговорим о прекрасном!

Сегодня, 1 сентября – в День Знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.  Прошу Вас сесть по кругу.

Я не случайно выбрала такую форму общения как круг. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг – это гарантия вашей защищенности.

Правила, которые при этом надо выполнять!

1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинства присутствующих.

2. Говорит один, все слушают не перебивая.

3. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или   не можете.

  1. Сообщение темы и цели классного часа.

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место - самое важное и т. д.)

Посмотрите, как единодушно распределились у вас  1 и 2 места – семья и дети. Почему же семья ассоциируется со счастьем? (варианты ответов)

Действительно, почему для человека так важна семья.

  1. Беседа по теме классного часа.

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…  Давайте попытаемся продолжить этот список (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

(на экране фотография «Счастливая семья»)

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

  1. Беседа с учащимися.

- Что же такое «семья»?

(ответы детей) Молодцы, ребята. Вы правильно понимаете значение этого слова. Обобщив ваши ответы, получаем: 

  • Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети)
  • Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.
  • Семья – это великий дар.

Учитель: Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные  люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половинки. Одну половинку сделал женщину, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединенные люди, ищут свою половинку. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем крепче любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить не «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких - же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Само число «7» само по себе особенное – оно не делимое. Потому оно говорит нам, что семья единое целое.

Но есть еще одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете, почему? Действительно, маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если ты так будешь жить, у тебя  появятся замечательные и нежные плоды – это дети. Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.  Я  хочу, чтобы эти слова заставила вас задуматься о своей семье, о своих родителях. 

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? – работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое в БСЭ и словаре Ожегова:

- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

- значимость, польза, полезность

Нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности.

- Они тоже бывают самыми разнообразными

  • Ценность родительства
  • Ценность родства
  • Ценность супружества
  • Ценность здоровья
  • Обычаи и традиции
  • Взгляды

-Я хочу прочитать вам одну легенду.

«Как появилась дружная семья».

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»

Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей?

- (высказывания детей)

Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.

Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй? (ученики: высказывают свои мнения).

Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

Учитель: В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

  1. Игра «Строители»

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (учащиеся распределяются, считаясь любым способом).

- При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:

* Начало и конец работы по звонку;

* Согласие и несогласие движением руки.

- Правила понятны?

Учитель: Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием.

(учащиеся выполняют рукопожатие).

(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Учитель: Все бригады готовы, осталось только построить дом. (12 слайд)

Учитель: Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова.

Ученики: «Прораб» зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Учитель: IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

Пора сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль всё же играют хозяева дома.

Поиграем с Вами. Я называю определения терминов – ваша задача, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание

Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство

Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка

Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность

Умение уступать друг другу - компромисс

Нежная забота друг о друге - любовь

Преданность друг другу - верность

Чуткое отношение друг к другу - нежность

Прислушиваться друг к другу - умение слушать

Уважение и благодарность -  признание

Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость

Чувство безопасности и уверенности – доверие

Дополните фразы:

Если семья – это постройка, то какая……

Если семья – это цвет, то какой…..

Если семья – это музыка, то какая….

Если семья – это геометрическая фигура, то какая….

Если семья – это название фильма, то какого…

Если семья – это настроение, то какое…

  1. Рефлексия

Помните ребята, какой бы век не стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое это семья. Берегите своих родных, будьте внимательны и заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо». В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу?

Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы.

«Добрые дети – дому венец, худые дети дому конец». Видите, ребята, как много зависит от вас? Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем!

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

В заключение показать видео-ролик.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карьера Счастье Семья Дети Отдых, путешествия Материальные блага

Слайд 2

Семья и семейные ценности

Слайд 3

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром!

Слайд 4

Семья…

Слайд 5

Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети) Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда. Семья – это великий дар.

Слайд 6

Ценности: - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл; - значимость, польза, полезность. (словарь С.И.Ожегова )

Слайд 7

Семейные ценности: Ценность родительства Ценность родства Ценность супружества Ценность здоровья Обычаи и традиции Взгляды…

Слайд 8

«Как появилась дружная семья». Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»

Слайд 9

Родительский дом – начало начал, Ты в жизни моей, надёжный причал. Родительский дом! Пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопереживание Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте

Слайд 2

Равенство Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга

Слайд 3

Поддержка Всей семьёй Вы способны на многое

Слайд 4

Толерантность Умение принимать человека таким, какой он есть

Слайд 5

Компромисс Умение уступать друг другу

Слайд 6

Любовь Нежная забота друг о друге

Слайд 7

Верность Преданность друг другу

Слайд 8

Нежность Чуткое отношение друг к другу

Слайд 9

Умение слушать Прислушиваться друг к другу

Слайд 10

Признание Уважение и благодарность

Слайд 11

Приспособляемость Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства

Слайд 12

Доверие Чувство безопасности и уверенности

Слайд 13

Дополните фразы: Если семья – это постройка, то какая…… Если семья – это цвет, то какой….. Если семья – это музыка, то какая…. Если семья – это геометрическая фигура, то какая…. Если семья – это название фильма, то какого… Если семья – это настроение, то какое…

Слайд 14

Изречения о семье Семья – это кристалл общества (В.Гюго) Семья – один из шедевров природы ( Джорж Сантаяна ) Любовь к родине начинается с семьи (Ф.Бэкон).

Слайд 15

Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печаль. Семья – это то, что с тобою всегда, Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом Сердце навеки останется в нем!

Слайд 16

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о семье и семейных ценностях

Классный час о семье и семейных ценностях, пословицы и загадки о семье...

Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"

В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....

Классный час «Урок семьи и семейных ценностей»

Цель: раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях и семейных  ценностях....

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Классный час "Традиции семьи и семейные ценности"

Классный час с применением современных образовательных технологий, способствующий формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества.Направлен на духовно-нравст...

Классный час по теме "Семья. Семейные ценности"

Сценарий классного часа, основная цель которого  формирование у учащихся представлений о крепкой и дружной семье....

Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»

Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...