Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»
методическая разработка на тему

Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой основной базой для гармоничных детско-родительских отношений, создания будущей счастливой  семьи, формирования качества семьянина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

Тема: « семья и семейные ценности»

для 7-9  классов общеобразовательной школы

                         Выполнил работу:         Гамзова Ирина Владимировна

учитель технологии

ГБОУ СОШ №634 г. Санкт- Петербурга

Г.Санкт-Петербург

2016 год

Методическая разработка классного часа

 8 класса

Тема: «семья и семейные ценности»

Пояснительная записка

Актуальность темы

Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска.

Традиционные духовно-нравственные семейные ценности являются неотъемлемой частью мировоззрения личности, которые должны получить свое место в содержании отечественного образования. Наиболее сензитивным периодом формирования духовно-нравственных семейных ценностей, воспитания ценностного отношения к семье является старший школьный возраст, когда человек стоит на пороге жизненного выбора.

Актуальность проблемы формирования семейных ценностей у современных старшеклассников обусловлена:

-отсутствием мотивации духовно-нравственного развития и совершенствования подрастающего поколения;

-незнанием старшеклассниками духовно-нравственных семейных ценностей;

-распространением современных форм сожительства, неосознанного родительства, абортов, нежеланием иметь детей среди молодежи;

-разгармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных отношений внутри семьи;

-нехваткой современной методической литературы по направлению «Семьеведение», проблемам семьи, семейного воспитания, духовно-нравственного воспитания и развития школьников.

Духовно-нравственные семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве высшей человеческой ценности и идеала в жизни людей. Они являются основной базой для гармоничных детско-родительских отношений, создания будущей семьи, формирования качества семьянина.

Успешное формирование у старшеклассников духовно-нравственных семейных ценностей и ценностного отношения к семье сможет проходить более эффективно в условиях взаимодействия школы и семьи. Механизмом педагогического взаимодействия школы и семьи во внеурочной деятельности выступает ценностно-смысловое единство всех субъектов воспитательного процесса в познавательной деятельности на основе диалоговых отношений в рамках проблемно-ценностного общения, создающих «поле понимания» (Г.Н. Филонов) по формированию у старшеклассников духовно-нравственных семейных ценностей.

Цели мероприятия:

-воспитывать подрастающее поколение  на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.

-формировать  положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

-воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.

- содействовать углублению моральных знаний школьников;

-формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

- способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Предметные Задачи:

- дать представление о ценности семейных отношений в обществе;

           - раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в  

             семье», «семейный долг»;

          - выяснить от чего зависит психологический климат в семье.

Метапредметные задачи:

- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения

            познавательных заданий;

          - развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;

-привить культуру общения,

          - воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным  

           отношениям.

     -пробудить эмоциональное отношение к жизни.

Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг.

Технологии:

Проблемное обучение. Технология на основе активизации деятельности учащихся.
Сопровождается компьютерной презентацией.

личностно-ориентированные,здоровье сберегающии,развивающего обучения,игровые

Форма проведения: час общения.

Формы работы учащихся: коллективный

Подход к ребенку: сотрудничество + свободное воспитание

Преобладающий метод: проблемный

Предварительная работа:

-беседы

-практические занятия

-решение проблемных ситуаций

-посещение выставок

-чтение стихов

-рассматривание иллюстраций

Оборудование, инструменты, материалы:компьютер,иллюстрции,карточки с высказываниями о семейном счастье.

Оформление: можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе. Можно просто записать эти изречения на доске.

Электронные ресурсы: Интернет – ресурсы, слайды, СД- диск

Ожидаемые результаты:


Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих нравственных качеств,желание анализировать собственное поведение и стремиться к самовоспитанию.

 

Понимание и закрепление представлений о ценностях семейных отношений;

  1. Раскрытие роли семьи в жизни каждого человека;
  2. Определение понятия «семья»;
  3. Осознание  понятия «счастливая семья» и ценности семейных отношений.
  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

 Умение договариваться.

Ход классного часа

                                       Вступление.

Организационный момент.

Классный руководитель:

- Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

-Ребята, что самое важное в жизни каждого человека ,что для нас опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая (семья).

 Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Что же такое семья? 

 Семья – это родственный союз, в основе которого лежит что?

( любовь).

 Семья – это основанная на браке и родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым,. И не зря народная мудрость гласит: « Государство — это большая семья, а семья - это маленькое государство.» (Конфуций)  Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи.

 Что означает следующее высказывание :

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». (педагога В.А. Сухомлинский)

( Ответы детей)

 Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. А каким образом эти нормы закадываются?

( ответы)

Что необходимо делать родителям?

(говорить ,обьяснять,ругать,читать,показывать своим примером)

Семьи все разные. А чем они отличаются?

(ответы)

 Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.Кто знает своих далеких предков?

(ответы)

Кого мы называем членами  своей семьи?(Ответы)

    Слово «семья», если вы заметили, состоит из семи Я. Это значит, что семья это большая группа людей. В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники бывают едва знакомы. Сегодняшняя семья, это как правило малая группа, состоящая из родителей и детей.

В каждой семье, у каждого участника есть свои роли.

Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?

(ответы)

  Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.А как было раньше? Кто считался главой семьи?

(Ответы)

Отношения строились на  уважении и почитании мудрости старшего поколения.Главой семьи считался самый старейший мужчина в семье.Его слушали все беспрекословно.

Обратите внимание, что несмотря на различие положения членов семьи,  каждый из нас ищет в семье одно и то же,что именно

?(ответы) заботу, помощь,защиту, понимание, уважение,доверие,доброта,дружба, принятие тебя таким, какой ты есть, любовь.                                                                                                                                                                                     Но всегда ли мы сами соответствуем требованиям, которые предъявляем к родным и близким, во всех ли семьях царит любовь и взаимоуважение?

Какая семья называтся счастливой? И можно ли найти  универсальный секрет семейного счастья?

(Ответы)

Семейная жизнь становится источником счастья и благополучия только в том случае, когда каждый из членов семьи понимает ее ценность, заботиться о других. В таких семьях заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей,  любовь к детям.


                                               Притча.

                                                     Семейное счастье.

В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов

Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:

– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.

Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.

А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.

Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.

«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», — подумал сосед под окном.

Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:

– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.

– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас бОльшего несчастья.

…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой  расстроенный. Жена спрашивает:

– Ну, что, подсмотрел?

– Да!

– Ну, и что там у них?

     (- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?

     Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)

– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав!

Опрос « Счастливая семья- это…»Ответить,используя следующие высказывания(раздается каждому ученику).

Учащимся раздают карточки с высказываниями о счастливая семья –это…, на которых они в течение 3-4 минут выбирают 3 фразы ,которые  они считают наиболее подходят к этому утверждению

              1 Семейная азбука начинается с местоимения «мы».


2. Спешите повторить хорошее.


3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.


4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.


5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

 

6.Собственное поведение родителей — главный фактор  в воспитании детей.

7.  Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.

           10.  Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

 

           

По окончанию этой работы происходит небольшое обсуждение  и переход к следующему понятию   психологический климат семьи.                          

Классный руководитель:

   Что такое психологический климат семьи?

(ответы)

Это взаимные отношения внутри семьи ,которые определяют самочувствие  человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.

Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку.  Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?»  Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».

     Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.

В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений :

   попустительский

                               

авторитарный

Стили

 демократический

   

Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили?

 - ответы

   Есть еще одно  понятие касающееся семьи,это  «семейный долг»

Что это такое?

(ответы)

  1 Существует долг семьи перед обществом, его будущим. В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. А ТАК ЖЕ, именно семья  влияет на воспитание  детей –ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

                               Ребенок учится тому,

                              Что видит у себя в дому:

                               Родители пример ему…

                              Коль видят нас и слышат дети,

                              Мы за дела свои в ответе

                              И за слова: легко толкнуть

                              Детей на нехороший путь.

                              Держи в приличии свой дом,

                              Чтобы не каяться потом.

2 Долг родителей перед детьми     

.

 Рассматриваем и обсуждаем «Права и обязанности родителей»

        Права и обязанности родителей        

Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.

Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.

Защищать права и интересы ребенка.

Содержать ребенка.

   

 Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.

    Вопрос: что это за долг?

                   - должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.

Заключение

   От чего и кого зависит психологический климат семьи?

Можем ли мы влиять на него и каким образом?

Что необходимо для этого делать?

Ученики отвечают,происходит обсужение.

Помогайте своим родителям по дому и обращайте внимание на то,как ваше отношние к родным влияет на психологический климат вашей семьи.

Домашнее задание:

       Используя  знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.

      Приложение 1.

      1 Семейная азбука начинается с местоимения «мы».


2. Спешите повторить хорошее.


3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.


4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.


5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

 

6.Собственное поведение родителей — главный фактор  в воспитании детей.

7.  Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.

           10.  Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

            1 Семейная азбука начинается с местоимения «мы».


2. Спешите повторить хорошее.


3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.


4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.


5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

 

6.Собственное поведение родителей — главный фактор  в воспитании детей.

7.  Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.

           10.  Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

            1 Семейная азбука начинается с местоимения «мы».


2. Спешите повторить хорошее.


3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.


4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.


5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

 

6.Собственное поведение родителей — главный фактор  в воспитании детей.

7.  Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.

           10.  Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

           

Заключение:


Любовь - основа основ семьи. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Понимать важность  роли семьи в жизни каждого человека; Осознавать ценность семейных отношений.

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.Чтобы они вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно, как жили семьи в России испокон веков.

Отвечая на вопросы, поставленные учителем у ребята определяются такие понятия как «семья», «дружная семья», «счастливая семья», происходит осознание главных ценностей и традиций семьи.

Список литературы:

1.Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
2.Воспитание школьников:  № 1 2008 г./ Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.
3.Воспитание школьников:  № 2 2008 г./2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75-79.
4.Воспитание школьников:  № 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.
5.Воспитание школьников:  № 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.
6.Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.
7.Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
8.Классный руководитель № 8 2007 Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,
9.Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 11
10.Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков, 2004.
11.Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.
12.Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Волгоград: Учитель, 2008.
13.Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.
14.Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
15.Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2009.
16.Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.
17.Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.
18.Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
19.Педагогика № 3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 - 59.
20.Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского// Пер. с англ. – М., 1992.
21.Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.
22.Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.
23.Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.

24.ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ О. К. ТРУНИН

25.Бородина Е.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
26.URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11684 (дата обращения: 05.03.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"

В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....

Методическая разработка классного часа Тема: «Государственные символы России»

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»...

Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности"

Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности" для 5-11 классов....

Методическая разработка мероприятия по теме: «Семья и семейные ценности»

Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;способствовать формированию представлений о жизненном идеале с...

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»

Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...

Методическая разработка классного часа. ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Данное мероприятие направлено на развитие умения понимать чувства, настроения, м...