Внеклассное мероприятие “Правовая игра с применением ИКТ”
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Знакомство с правами , закреплёнными в Конституции РФ, является важной частью воспитания детей. Но важно, чтобы эта работа проходила в игровой, интересной для учеников форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_igra_s_primeneniem_ikt.docx364.36 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_igre.ppt2.96 МБ
Office presentation icon viktorina.ppt1011.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

“Правовая игра с применением ИКТ”

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  • повторить определение понятий «права» и «обязанности»
  • формировать систему правовых знаний;
  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

Место проведения: классная комната.

Используемый материал:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
  3. Карточки, интерактивная презентация.
  4. Для команд:
  • чистые листы бумаги;
  • ручки, карандаши;
  • отдельные статьи Конвенции о правах ребенка;
  • карточки с заданиями.


Ход мероприятия:

На доске

Памятка «Важные правила» (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Организационный момент.

Учитель: Тема нашего мероприятия «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Учитель: Давайте сначала разберем понятие «право». (слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Учитель: Какие свои права Вы уже знаете?

(Ответы учеников)

 Учитель: Молодцы! Все права ребёнка прописаны в Конвенции ООН о правах ребёнка(слайд 4). Я хочу познакомить вас ещё с некоторыми правами. (Работа по презентации слайды 5-27)

Учитель: Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее  сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.  (слайд 28)

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Учитель: Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

(Ответы учеников)

Учитель: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. 

Закрепление пройденного материала.

Учитель: С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

2

Завтракал, обедал

3

Смотрел телевизор

4

Сходил в школу

5

Лечил зубы

6

Право на всестороннее развитие

7

право на отдых и досуг

8

право на справедливое вознаграждение

9

право на свободу мирных собраний

10

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ответы детей.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу        

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Учитель: Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…  

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. 

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. 

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ситуация 5. 

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.  

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»  

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

И

О

б

р

О

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

 Правильный ответ:

  1. Жизнь                      
  2. Образование
  3. Отдых                          
  4. досуг
  5. индивидуальность
  6. уважение        
  7. имя
  8. Заботу

Игра. Я уважаю твое право…

Учитель: Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Учитель: А теперь, давайте подведем итоги нашего мероприятия – проведём викторину и узнаем, кто стал Знатоком прав.(презентация)

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знатоки прав викторина

Слайд 2

Назовите основной закон государства: Декларация Конвенция Конституция

Слайд 3

Назовите основной закон государства: Декларация Конвенция Конституция

Слайд 4

Какой международный документ закрепляет права детей : Конституция РК Устав школы Конвенция о правах ребёнка

Слайд 5

Какой международный документ закрепляет права детей : Конституция РК Устав школы Конвенция о правах ребёнка

Слайд 6

В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: В 1949 году В 1989 году В 1990 году

Слайд 7

В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: В 1949 году В 1989 году В 1990 году

Слайд 8

Что такое право? Закон Совокупность правил Обязанность

Слайд 9

Что такое право? Закон Совокупность правил Обязанность

Слайд 10

Ребёнок – это человек… Который ходит в школу Который ходит в детский сад Которому не исполнилось 18 лет

Слайд 11

Ребёнок – это человек… Который ходит в школу Который ходит в детский сад Которому не исполнилось 18 лет

Слайд 12

Какие дети имеют право на особый уход и защиту? Дети-инвалиды Дети в возрасте с 15 до 18 лет Все дети имеют такое право

Слайд 13

Какие дети имеют право на особый уход и защиту? Дети-инвалиды Дети в возрасте с 15 до 18 лет Все дети имеют такое право

Слайд 14

Ребёнок имеет право : На жизнь Свободно выражать своё мнение Не слушаться родителей Не ходить в школу

Слайд 15

Ребёнок имеет право : На жизнь Свободно выражать своё мнение Не слушаться родителей Не ходить в школу

Слайд 16

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир" (8 класс)

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов. Может проводиться в рамках Декады правовых знаний для повышения правовой культуры учащихся....

Внеклассное мероприятие "Правовая игра"

Проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних подростков, определить меру ответственности, предусмотренную Российским законодательством...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Правовая игра «О правах человека в шутку и всерьез»

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Правовая игра «О правах человека в шутку и всерьез»...

Правовая игра с применением ИКТ " Права и обязанности" (для учащихся 6-х классов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Правовая игра «Права человека и гражданина»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕПравовая игра «Права человека и гражданина»Задачи:-развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву-развитие логического мышления-развитие умения работы ...

Конспект мероприятия «Правовая игра с применением ИКТ».

Цель: Знакомство ребят с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека...