Классный час по теме: "Зависимости. Сумей сказать «нет»!", 8-й класс
классный час (8 класс) на тему

Наш классный час будет состоят из двух частей 1-ю часть я назвала – зависимость и независимость. Что это такое? Вступительное слово учителя: Мы зависим от много - пищи, одежды, от близких, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись и считаем их нормальными. Проблемы возникают в том случае, когда зависимость становится чрезмерной. Сила страсти ломает обычные запреты, и человек становится преступником или погибает. К таким последствиям приводит страсть к азартным играм, алкоголю, любимому человеку, но чаще к наркотикам. Как переживается человеком его зависимость? Но начать обсуждение я хотела бы со слова «независимость» Вы пишите это слово с большой буквы, а я предлагаю обсудить следующие вопросы: Что означает слово «независимость»? (Состояние, в котором человек сам может контролировать все аспекты своей жизни - настроение, род занятий, поступки самостоятельный, не находящийся в подчинении). что же такое «зависимость»? Состояние, когда человек не может полностью себя контролировать Контроль из вне Человек живет без усилий - плывет по течению Это то, что лишает нас ощущения независимости , свободы и пр. зависимость — навязчивая потребность, ощущаемая человеком и подвигающая его к определенной деятельности Когда мы готовились к классному часу, я попросила вас ответить на вопросы анкеты (всего 19 анкет): какие виды зависимостей вы считаете наиболее опасными: Ответы: 1 наркотики – 17 2 алкоголь (9), курение (7) 3 интернет, компьютер -12 Другие ответы (1-2 ответа) – еда (шоколад), покупки, любимый человек, сон, воздух Насчет, воздуха, - можно ли считать это зависимостью? Лишает нас это свободы? Это жизненная потребность, а не зависимость! Итак, мы выяснили, что является зависимостью, и какие виды зависимости могут быть. А теперь скажите мне, как человек может стать зависимым? Зачастую, наше неумение вовремя сказать «нет» , приводит к тому, что мы попадаем под то или иное влияние, которое в дальнейшем может привести к какой-либо зависимости. Итак , 2-ю часть нашего классного часа я хотела бы назвать – сумей сказать «нет»! И провести его в виде практического занятия, тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «отказ»

Упражнение направлено на овладение навыками уверенного поведения, когда находишься в той или иной ситуации.

Сейчас я попрошу вас разделиться на 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается одна из ситуаций.

За 5 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в вашей ситуации.

После этого каждая подгруппа проигрывает свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». (на это у вас будет одна минута)

ОДНОКЛАССНИК ПРОСИТ У ТЕБЯ СПИСАТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ, КОТОРУЮ ОН НЕ УСПЕЛ СДЕЛАТЬ САМ, Т.К. ДО САМОГО ВЕЧЕРА ПРОИГРАЛ В ФУТБОЛ

ОДНОКЛАССНИК ПРОСИТ СОЛГАТЬ ЕГО РОДИТЕЛЯМ, ЧТО ОН ОСТАНЕТСЯ НОЧЕВАТЬ У ТЕБЯ

ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ КЛАССА, НЕ ГОТОВЫЕ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ, УГОВАРИВАЮТ ТЕБЯ СОРВАТЬ УРОК

ТЫ ПРОГУЛИВАЕШЬСЯ ВЕЧЕРОМ ПО ГОРОДУ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ, ОДИН ИЗ КОМПАНИИ ПРЕДЛАГАЕТ В КАЧЕСТВЕ «МАЛЕНЬКОЙ ШАЛОСТИ» ПЕРЕВЕРНУТЬ МУСОРНЫЕ УРНЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НА ПУТИ.

Вопросы для обсуждения

Легко ли было подбирать достойные отказа?

Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Почему?

Как себя чувствовали в роли уговаривающего и отказывающего?

Какие еще формы отказа существуют?

Подгруппам необходимо использовать 3 стиля отказа: УВЕРЕННЫЙ, АГРЕССИВНЫЙ, НЕУВЕРЕННЫЙ.

Затем предлагается обменяться впечатлениями и ответить на вопросы:

Легко ли было говорить «нет»»?

 какие чувства возникли, когда все–таки пришлось согласиться?

Ведущий: уметь  отказываться очень важно. Существует много разных способов отказа.

В реальной жизни можно использовать следующие способы, чтобы отказаться от вредного воздействия:

- просто сказать «нет» без объяснений;

- отказаться и объяснить причины отказа;

- предложить сделать что-то другое взамен предлагаемого;

- отказаться и уйти;

- убежать;

- продемонстрировать вариант поведения под названием «заезженная пластинка» - на все уговоры отвечать «нет», «не буду»;

- проигнорировать предложение;

- постараться объединиться с кем-то, придерживающимся вашего мнения;

- просто избегать опасных ситуаций.

Поэтому, говоря “нет”, старайтесь дать понять, что цените дружбу, но есть определенные пределы, которые вы не разрешаете нарушать.

Вот лишь некоторые методы словесного воздействия:

* предложите лучшую идею. “мне в самом деле хочется провести время с тобой. Может, лучше поиграем в баскетбол?”

*назовите причину и настаивайте на ней: “я не смогу. Родители не разрешают мне задерживаться допоздна”

 “ты мне очень нравишься, но я дал(а) себе слово не начинать интимную жизнь до брака”.

* обратите все в шутку: “никак не могу! Вечером мне надо выгуливать аквариумных рыбок!”

* сделайте вид, что удивлены предложением: “ты правда хочешь, чтобы я это сделал(а)? Как это на тебя не похоже! У тебя же бывают такие удачные идеи...”.

* займите не оборонительную, а наступательную позицию: “по-моему, то, что ты предлагаешь, – просто глупость!”

* повторите сказанное столько раз, сколько это необходимо.

А как вы  могли бы ответить на подобные приемы словесного воздействия. Какие из них представляются им наиболее и  результативными? Наименее результативными? Когда сказанное нами “нет” действительно означает “нет”?

Упражнение "5 шагов отказа":

Познакомить подростков с 5 шагами отказа и по этой схеме разобрать несколько ситуаций.

1. Сразу сказать твердо " нет";

2. Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать "нет", " я согласен с вами, но…";

3. Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

4. " я не хочу больше говорить на эту тему";

5. Предложить компромисс " давай лучше…".

Высоко оценивается оригинальность, реальная эффективность придуманного действия.

Виды отказов

А) отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

- кто получил на своё предложение такой вид отказа?

Б) отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «пойдём завтра в кино» - «с удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

- кто получил такой отказ?

В) отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: пойдём завтра в спортзал» - «давай лучше погуляем по посёлку».

Г) отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».

Д) отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «давай сходим на дискотеку» - «ещё чего! Сам топай!» этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"

Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...

Урок в 8 классе по теме "Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление проводника"

Урок изучения нового материала с использованием научного метода познания законов природы+презентация...

Мастер - класс: "Сумей сказать НЕТ!"

Мастер - класс по технологии ролевой игры, направленной на формирование у у чащихся навыка аргументированного отказа....

Что такое наркомания и сумей сказать: "Нет"

Тематическая беседа для старшеклассников в вредных привычках и силы воли....

Классный час «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»

В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе :делать добрые дела, особенно во время православных Постов. Самыми почитаемыми б...

Классный час по теме "Зависимость детей и подростков от компьютерных игр"

Метапредметный классный час о безопасности использования компьютера и Интернета. Предполагает предварительный опрос учащихся, интерактивные элементы, групповую работу....

Сценарий классного часа "Сумей сказать: "Нет!"

Данный сценарий был представлен на городской конкурс "Новое поколение выбирает здоровье".Положение с употреблением наркотических веществ детьми и подростками в России, в настоящее время прио...