Дети группы риска
статья (8 класс) по теме

Батайкина Раиса Фаризуновна

Данное выступление на Педагогическом совете школы посвящено детям из семей «группы риска» (прилагается презентация). Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года можно узнать критерии дифференциации «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». В данной работе приведены примеры из школьной жизни учеников моего класса, состоящих на внутришкольном учете, и как таких ребят  можно мотивировать на успешность, частично решая психологические проблемы ребенка.  В заключении указаны формы работы и пути решения проблем в школе с такими учениками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_guppy_riska_v_klasse.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

                             Выступление на Педагогическом совете школы                          от.07.11.2014

Слайд 1 Дети «группы риска»

Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Слайд 2 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
  • дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети-жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Слайд 3. Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме ребенка происходят серьезные гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается мышечная и жировая масса тела. Постепенно тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток смотрит на все эти изменения с ужасом, он становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к большим изменениям в психике подростка.

Слайд 4. Психологи выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности; доминанта усилия — тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т. д.; доминанта к романтике — стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрата близкого человека, разлука с ним и другое. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?» и т. д.

Учится в моем классе девочка с довольно агрессивным поведением –Ульяна Бунк, состоящая на внутришкольном учете. Девочка бывает неадекватна: может нагрубить, кого-то оскорбить, ударить, что-то сломать в кабинете и т.д.. Эту агрессию можно понять, так как Ульяна пережила семейную трагедию – потерю матери. Сейчас воспитывает ее отчим и мачеха, помогает бабушка неродная. Но есть и положительные моменты: старательно относится к учебе, активно участвует во многих школьных и классных делах. У девочки есть спортивные задатки, не один раз получала грамоту и медаль за первое место в общешкольной командной игре по пионерболу. Грамоты Ульяны помещаем в классном уголке, пишем благодарности в дневнике, поздравляем на классных часах, что в дальнейшем мотивировало девочку на дальнейшие спортивные успехи.

В прошлом году вернулся в школу и пришел в наш класс непростой ученик – Максин Сергей, состоящий на внутришкольном учете из-за постоянных конфликтов с ребятами, из-за несдержанности и постоянных выкриков на уроках. Поменял не одну школу, хотя семья полная, вполне благополучная. Вместе с социальным педагогом - Поздиной Л.В.  поняли, что Сережа любит всегда быть в центре внимания. Поэтому мы привлекали его к общественным делам школы и класса: например, работа в Проекте, был ведущим в общешкольном Празднике «День птиц», на всех классных огоньках, участвовал в различных выступлениях, в частности на Концерте, посвященному Дню Победы. Хотя он совершенно не спортивный мальчик, но играл за команду своего класса по пионерболу и т.д. Психологические проблемы в коллективе сами по себе постепенно снимаются, так как Сергей уже завоевал авторитет у большинства ребят в классе.

В этом году также предстоит большая работа с вновь прибывшим учеником Бабенко Иваном из неполной семьи, часто болеющим, поэтому пропускающим занятия.

Слайд 5. Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально необходимы определенные условия:

  1. информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросов (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т. д.);
  2. сочетание свободы и ответственности деятельности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
  3. принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т. д.);
  4. обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства).

Дети из таких семей не всегда могут выполнять свою роль в будущем, им нужна своевременная поддержка, помощь школы: педагогов, одноклассников.

Мы пришли к выводу, что наибольший эффект в работе с детьми из неблагополучных семей будет достигнут только при реальном взаимодействии школы с социумом. Практика убеждает нас: дети идеализируют своих «непутевых» родителей, они в мечтах создают уютный дом с любящими, заботливыми мамой и папой, защищают и оправдывают их поступки. Поэтому гораздо важней так расставить педагогические акценты, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, к выполнению своей социальной роли в обществе, будущей семье, помочь реализовать его творческий потенциал.

Слайд 6. Как руководствоваться учителю, используя следующий алгоритм  действий для данной категории детей:

  1. Учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  2. Продумывать условия для организации учебного процесса с такими детьми, а именно:
  • создавать благоприятный психологический климат с учетом  интересов;
  • вырабатывать индивидуальную траекторию
  • работать по развитию творческих способностей, познавательных возможностей ребенка

Слайд 7. Формы работы с детьми:

  • Кружки по интересам
  • Конкурсы и спортивные соревнования
  • Занятия проектно-исследовательской деятельностью
  • Формирование «портфолио» ученика
  • Работа по индивидуальному плану
  • Диагностика личностного развития школьника

Слайд 8. И тут на передний план выходит деятельность педагогов.

  • Школа должна встречать детей добром, теплом, которое они недополучают в семье, чтобы ребятам хотелось идти в школу.
  • Педагоги индивидуально подходят к ним на уроках и консультируют во внеурочное время.
  • Дети из неблагополучных семей полностью обеспечиваются двухразовым питанием.
  • Учителя, ведущие объединения дополнительного образования вовлекают проблемных детей во внеурочную и досуговую деятельность.

Слайд 9. Таким образом, мы видим, что работа с детьми из «группы риска» - это целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода,  предполагающего объединение усилий всех отраслей социальнокультурной сферы, укрепление положительных качеств ребенка, адаптацию его в коллективе сверстников, педагогическую поддержку, своевременное выявление творческих способностей и одаренности.

Слайд 10. ИДЕАЛЬНЫЙ вариант

Необходимо в школе разработать «Программу социальной защиты и адаптации учащихся к жизни». Ее цель – оказание социально-педагогической поддержки и помощи учащимся и семьям, находящимся в тяжелом жизненном положении, осуществлении работы по предупреждению и профилактике социального благополучия.

Программа может включать два проекта: «Семья и школа – социальные и педагогические партнеры» и «Я есть я».

Реализуя данную программу, мы не только поддержим ребенка, но и поможем ему вернуть, спасти семью. Систематическая воспитательная работа с родителями по убеждению их в смене образа жизни, стиля воспитания детей.

К сожалению, за один день семья не «перевоспитается» и не начнет пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, это долгий процесс.

Слайд 11. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»  В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...

Опыт ресоциализации детей "группы риска"

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...

Дети группы риска ( 2007г.)

категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...

"Дети группы риска"

В данной работе раскрыта сущность понятия "дети группы риска", охарактеризованы причины попадания детей в "группу риска", психологические особенности "детей группы риска" разбитые на возрастные катего...