Классный час "Радости и сложности общения" 7 класс
классный час (7 класс) на тему

Давыдова Елена Викторовна

Классный час о роли общения  в жизни людей, о тех проблемах. которые возникают во время общения и о том, как научиться правильно общаться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_radosti_i_slozhnosti_obshcheniya.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Радости и сложности общения

Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать, поговорить о возможных выходах из конфликта.

Притча “Яма”

“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что….»

Продолжите фразу…

- Он выкопал такую глубокую яму, что сам не смог вылезти из неё.

В чём смысл этой притчи?

-Не желай зла другому.

А можно было каким – то другим способом разрешить эту ситуацию?

-Да, поговорить с пастухом, сказать, что он обидел человека. пастуху попросить прощения, а обиженному простить.

Т.е. можно было не спешить мстить человеку, а нужно было прежде всего поговорить со своим обидчиком.

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Радости и сложности общения»

 «Человек может обойтись без многого - но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане  мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, столько от ужаса оторванности от всех и вся.

Неужели общение так важно? какую роль оно играет?

Какова роль общения в жизни людей?

1. Через общение человек получает знания

2. Происходит передача опыта

3. Люди учатся оценивать свои поступки

4. Происходит усвоение правил поведения

5.Формируются нравственные качества

6. Общение способствует развитию интересов человека

Какую роль общение играет в формировании личности? Текст)

1. Необходимость общения для человека.

Текст

В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой – пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днем, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца , а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.

Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребенка, стала довольно четко произносить отдельные предложения.

Специалисты признали, что, обе девочки имели нормальное тело человеческого детеныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.

Ответы учащихся.

 

Комментарий учителя: данный текст помогает убедиться в том, что, общение – главное условие, помогающее человеку стать человеком. Обратите внимание на последний абзац документа: «Специалисты признали, что, обе девочки имели нормальное тело человеческого детеныша». Следовательно, биологическая сущность была сформирована! Но, «оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми».

Ну а теперь, когда вы поняли насколько важно общение,  представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной.

РАСШИФРОВКА

Вам необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение»

После обсуждения объясните свой выбор

  • О – объединение (первую букву привожу пример сама)
  • Б – близость
  • Щ – щедрость
  • Е – единение
  • Н – необходимость
  • И – искренность
  • Е – единомышленники

2. Культура общения

Что необходимо для того, чтобы общение  было в радость?  

 Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

       •        Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

•        Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

•        Уступчивость.                                                                                        

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

•        В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

 «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше  плохого, чем хорошего»

•        Культура общения предполагает, что человек не навязывает  своих вкусов, привычек, предпочтений другому.      

                               

М.М. Рощин:

«Попробуйте не наступать, а уступать.                                                                 Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.»                                                                                                                                                                                                    

Психологическая пауза. Упражнение «Построимся»

Дело в том, что общение может быть не только вербальным(с помощью слов), но и невербальным(с помощью мимики и жестов)

Описание упражнения; Учитель предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения: Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Игра “Общий язык” Группа разбивается на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязан рот

Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая  группа  должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.?

А теперь мы с вами проведём творческий конкурс

Составим 2 букета «Законов общения»,

1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.

2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.

( ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые  мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых  ученики пишут качества человека,  которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся.

Букеты родителям и учителям. ВЫВОД (Правила общения)

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, драконспрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело люди ссорятся, вступают в конфликты специально  или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Там где не хватает культуры общения могут возникать конфликты. Что такое конфликт?

Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение различных интересов, взглядов, мнений, стремлений, серьёзное  разногласие, спор, грозящий осложнениями.  

(нужно помнить  - что всё возвращается на круги своя.  Помните мультфильм.

-Начальник на подчиненного, подчиненный на своём сыне дома, сын на собаке, собака кусает начальника.)

Упражнение «Корзинка проблем»

Ведущий: «Из корзинки проблем берем шарик, читаем ситуации и предлагаем свое решение»

1.        Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

2.        На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

3.        Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

4.        Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

5. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

6. Твой друг предлагает тебе совершить плохой поступок.

7.  У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай свой компьютер – и  в магазин! А у тебя самый сложный уровень!

8. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась  бабушке.

   

  Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства или сотрудничества.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

Сотрудничество («я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы всех»)

Иными словами, эту стратегию поведения можно назвать как «стратегию решения проблем». Этот стиль основан на убеждении в том, что расхождение во взглядах есть неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При таком поведении человек не старается добиться своей цели за счет других, а пытается проанализировать причины разногласий и найти выход. Кратко выразить эту позицию можно было бы так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

презентация

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

        

Учись прощать, а не прощаться.

Учись любить, не помни долго зла:

приходится нередко возвращаться,

куда судьба однажды привела.

Мир тесен для обид и злости.

Дай шанс твоим друзьям.

Дай шанс врагу.

Пусть боль твоя затянется коростой,

забудь «не буду», «не хочу» и «не могу».

«Прости» - такое тяжкое, как камень,

и лёгкое – как пёрышко - «Прости»

спасало человечество веками,

и ты свой шанс, смотри, не упусти.

… Прощенье — это лучшее лечение,

как мудрый врач, не нанесёт вреда.

Прими сие несложное ученье

и, как лекарство, людям передай

У вас на столах конверт с сердечками, сейчас подарите это тем кому вы когда-то сделали больно, огорчили, нагрубили, оскорбили. Сейчас у вас есть возможность попросить прощение за это.

Общение – это сложное искусство. Порой, общение приносит нам не только радости, но и сложности.

        

Учись прощать, а не прощаться.

Учись любить, не помни долго зла:

приходится нередко возвращаться,

куда судьба однажды привела.

Мир тесен для обид и злости.

Дай шанс твоим друзьям.

Дай шанс врагу.

Пусть боль твоя затянется коростой,

забудь «не буду», «не хочу» и «не могу».

«Прости» - такое тяжкое, как камень,

и лёгкое – как пёрышко - «Прости»

спасало человечество веками,

и ты свой шанс, смотри, не упусти.

…Прощенье – это лучшее леченье,

как мудрый врач, не нанесёт вреда.

Прими сие несложное ученье

и, как лекарство, людям передай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике "Методы решения задач повышенной сложности" 11 класс

Программа элективного курса по физике для 11 класса...

Рабочая программа по элективному курсу "Задачи повышенной сложности" 10 класс, профильный

Для профильного класса предлагаю программу элективного курса подготовки к решению задач типа С4 ЕГЭ. Работа состоит из следуюших элементов:пояснительная запискацели курсазадачи курса...

Рабочая программа факультатива по математике "Задачи повышенной сложности" 8 класс

Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, относящихся к различным разделам математики. Программа составлена крупноблочно. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотре...

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...

Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс

Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс...