Классный час « Война глазами детей»
классный час (8 класс) на тему

Юрова Надежда Михайловна

 

Классный час « Война глазами детей»

( для учащихся 7-8 классов)

Форма проведения: устный журнал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_voyna_glazami_detey.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Война глазами детей»

( для учащихся 7-8 классов)

Форма проведения: устный журнал

Цель: воспитывать  патриотические  чувств на  ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран,фотографии военных лет.

Ход классного часа

Вводное слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята! Какие у вас  счастливые лица, полные радости глаза. Они видят мир в ярких красках и это чудесно, а знаете ли вы, что 65 лет тому назад  дети смотрели на мир другими глазами, полными боли, скорби, отчаяния и страха (Слайды 1-3)

Звучит музыка фоном

Время неумолимо отделяет нас от той поры, которая навсегда обозначена горьким, трагическим словом» война».

(Слайд 4 ) 21 июня 1941 год… У всех детей страны в разгаре самые любимые летние каникулы

(Слайд 5) У нас было веселое детство.

(Слайд 6) Мы играли на улицах

(Слайд 7) И мы не знали, что нас ждет…

(Слайд 8)

Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было – и выдумано…

Может быть, увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано…

(Слайд 9)

Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас  живут пожилые люди,  которым в годы войны было 8-12 лет  и они наравне с взрослыми работали на полях и фермах, воевали  в партизанских лесах и на линии фронта,  приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют.  А для современных детей они живая легенда самой страшной войны 20 века.

Ведущий 1.

Итак, начнем с предыстории…

Наступил воскресный день 22 июня 1941 года. (Слайд 9)С утра шли трамвайные вагоны, переполненные празднично одетыми  пассажирами. Ехали с семьями, ребятишками. Всем хотелось провести выходной день за городом на Волге. И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о внезапном и неожиданном  вторжении фашистской Германии…

А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война….

(Слайд 10 , звук «Гром бомбы»)

(Слайд 11)

Дети теряли родителей, братьев и сестер. Эта война отучила их плакать.  Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем –  фашистские застенки.

Ведущий 2. Участвуя в социальном проекте по теме « Война и моя родословная», мы собрали  интересный материал о своих  родственниках и сегодня на классном часе хотим  им поделиться.     Первая страница нашего устного журнала называется « Воспоминания наших родственников»

 ( Слайд12)

Слово предоставляется Галочкину Вячеславу                                                                                                                                                                                                                                                                                    

(Слайд 13)    В огне войны сгорело детство,
                     Но не прошло бесследно, нет
                      И носим мы в себе наследство-

                                           И боль, и радость грозных лет    

       

Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни моих родителей, ни меня.  Но война вошла в каждый дом, в каждую семью. Моему дедушке по материнской линии, МазаевуНиколаю Васильевмчу,1939 года рождения к началу войны было два с половиной года.
Трудно было в то время в деревне. Взрослые с утра до вечера в поле и на ферме, ребятишки дома самостоятельно управлялись. Те, кто постарше, приглядывали за младшими. Есть было почти нечего, все продукты отправляли на фронт. Жили в основном на картошке. Делали из нее, и даже хлеб, подмешивая в картофель остатки муки и лебеду. Хлеб из такого теста получался тяжёлый, как кирпич, мокрый, горький на вкус. Однако и этому все были рады.
1942 год выдался неурожайным. В  деревне голодали.  
За годы войны люди сильно пообносились: дети бегали в сплошном рванье, босиком в жару и в холод. Взрослые одевались не лучше - в обтрёпанную старую одежонку, в заплатанные кофты и юбки.

Дедушке пришлось пережить все ужасы войны. Его семью: четверо детей, маму, бабушку угнали немцы на Запад из Орловской области. Их содержали с июня по ноябрь 1943 года как узников в лагере. Освободила их Советская Армия. Мой дед является малолетним узником фашистских концлагерей. Потом мой дедушка стал военным. Отслужил в Советской Армии 25 лет. Сейчас является пенсионером, имеет 8 медалей.

Мой прадед, Мазаев Василий Егорович, был участником войны с финнами в 1939 году. Затем воевал на фронтах Великой Отечественной войны до победы, в. послевоенное время работал в сельском хозяйстве, орденоносец, награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Умер в 1976 году от ранений и болезней.

Моя прабабушка, Мазаева Анастасия Никитична, труженица тыла, инвалид 1 группы. Очень хорошо помню свою добрую прабабушку Настю. Она умерла в Орле в 2004 году в возрасте 91 год.  Каждый год 9 МАЯ все родственники собираются на квартире у дедушки. Меня охватывают чувства, которые нельзя выразить одним словом: это и боль, и радость, и гордость. Боль за украденное детство моих бабушек и дедушек, радость за тех родных, кто прошёл страшное пекло войны и возвратился домой с победой. Я горжусь ими, горжусь своими родными!

Ведущий 1.Слово предоставляется Ляпину Владимиру Степановичу, который расскажет о своих воспоминаниях.

Я написал книгу « Штрихи к моей родословной» для своей семьи. (Слайд 14)

1 января 1941 г. родители устроили для меня и сестренки елку. Правда, моя память не сохранила этот праздник. А вот маевку или выезд на природу в мае - июне 1941г. помню. Видимо, это было за несколько дней до начала войны. Отец взял меня на речку Хопер, где на станции Вертуновская (в 25 км от станции Ртищево) жил и работал его товарищ Борисов Степан Матвеевич, хорошо знавший семью Дягилевых, когда они там жили. В этот день был сильный дождь. Мы укрылись в доме Борисова СМ. И вот, когда старшие сидели за столом, загремел гром, засверкала молния. Как вспоминал отец, через открытое окно в комнату залетела шаровая молния и, плавно облетев комнату и никого не задев, покинула дом. Начало войны не помню. А вот эпизод с вывозом семей железнодорожников в окрестные села память сохранила. То ли был налет фашистской авиации на станцию в июле - августе 1941 г., то ли временная эвакуация, не знаю. Мы - я, сестра и мать - были помещены в сельский дом, где хозяйка пекла блины в русской печи и угощала нас куриными яйцами.

Но война продолжалась. Наш сосед, дед Соловьев, участник 1-ой мировой войны 1914 г., был настроен оптимистично и говорил, что немца закидаем шапками. К сожалению, в тогдашнем обществе были и такие вредные настроения.

А немцы уже под Москвой, советские войска отступают на восток, вглубь страны. В конце лета или начале осени 1941 г. к нам прибывают и поселяются   у нас на квартире эвакуированные из-под Москвы сестра матери Раиса Акимовна с 2 детьми. А дедушка и бабушка Дягилевы эвакуируются со станции Павелец тоже в Ртищево и поселяются в семье сына, брата нашей матери, Дягилева Леонида Акимовича. 1942 год мне не запомнился. Были бомбежки. Я научился плавать й моими первыми учителями были хулиганистые братья, соседи Козины: Виктор и Женя. А наука была простая. Меня просто бросили с обрыва в речку со словами : «Тони». Я барахтался, нахлебался воды, но... научился плавать.

Наша семья сначала из 4-х человек, а потом с 1943 года из 5 человек жила в маленькой 2-х комнатной квартирке в Сердобском тупике, дом 241, квартира №2, а потом квартира №6 там же на 2 этаже. 4-х этажный дом старой застройки был с печным отоплением и удобствами во дворе. По довоенным меркам мы жили вполне благополучно: рядом были бараки, называемые Татьянинскими по имени дочери Татьяны последнего российского царя. В первую мировую войну в этих бараках были временные госпитали. Так вот, в бараках в советские времена жили семьи железнодорожников. А недалеко от железнодорожного вокзала, на так называемой аллее, в домах коттеджного типа, жили руководители отделения дороги и станции Ртищево, элита, как принято говорить сегодня.

Себя я начал твердо помнить и осознавать с 1943 г. Я пошел в 1 класс. Шла кровопролитная война, было холодно, голодно, тревожно. Жили по фронтовым сводкам. Похоронки, похоронки, похоронки.… Принесли похоронки на погибших в боях сыновей Кузнецовых и Соловьевых, наших соседей. Рыдания, истерика... Постоянные бомбежки. Мы укрываемся всей семьей в примитивном бомбоубежище недалеко от нашего дома. Занимаемся зимой в неотаплеваемом классе, в пальто, варежках и валенках, чернила мерзнут в чернильницах. Пишем на грифельных дощечках мелом, а

когда потеплеет - чернилами на газетах из-за отсутствия тетрадей, ранила - это разведенная в теплой воде печная сажа.

Постоянно хочется, есть, на большой перемене учителя разносят лотках по кусочку черного хлеба и по стакану чая с ложкой сахарина.

Дорога в школу идет через большую площадь, называемую в народе Пензой. Запомнилась Пенза тем, что на ней, идя в школу, мы наблюдали воздушные бои советских и немецких самолетов. Да в самом конце площади располагался большой котлован с зенитными орудиями и девушками - зенитчицами. Прямо как в известном кинофильме « А зори здесь тихие...»

1943 год запомнился мне еще двумя важными событиями. Отец выезжает на восстановительные работы на освобожденные от немецких захватчиков станции Миллерово и Россошь, расположенные тогда в зоне действия Сталинградского фронта. Для нашей семьи наступили черные дни. В это труднейшее время родился брат Лева. На мать навалилась непомерно тяжелая ноша по воспитанию 3-х детей и добыванию средств для существования семьи. В тылу шла настоящая борьба на выживание. Выдавались на месяц карточки, на хлеб (250 гр. на иждивенца) и минимальный набор продуктов. Но чтобы их получить, мать с ночи занимала очередь в кооперативе (так тогда назывался магазин). Могло и не хватить... Утеря карточек для семьи была подобна голодной смерти. Отец построил сарайчик, где мы содержали козу Зинку, потом держали поросят. Было 2 огорода, на одном выращивали картошку, красную свеклу, тыкву. На другом, около речки Ольшанки, сажали капусту, огурцы, помидоры. Но вся беда была в том, что содержать огороды было некому, в семье были мал, мала меньше. Помогали соседи и сотрудники отца.

Мы, пацаны, тоже помогали семьям. Взяв ведро, я бежал к Паровозному депо и просил машиниста набрать полведра угля из тендера   паровоза.   Или   осенью   шли   на   свеклопункт Бековского сахарного   завода   и   с   кузова   автомашины   на   ходу   крючьями сбрасывали несколько штук сахарной свеклы. Мать потом тушила кусочки свеклы в казане, в духовке. Было вкусно, пили морковный чай со свеклой. Или на Хопере, в дубняке, осенью собирали желуди, сушили, молотили в ступке, получался потом порошок, заменяющий I кофе. Окружающая нас природа на Прихоперье щедро одаривала нас Лесными орехами, земляникой, дичками- яблоками, вишней. Эти дары природы были хорошим подспорьем в нашем рационе.

Вместе   с   тем,   для   нас   находились   и   более   серьезные   и ответственные занятия. Мы, мальчишки из нашего двора, и более старшие ребята Синицыны, Громовы, Дякины, Козины тянулись за взрослыми,   помогали рыть   и обустраивать простейшие укрытия, пристраивались   в   команды   самообороны   для   ловли лазутчиков, тушения пожаров от зажигательных бомб и наведения порядка на улицах (соблюдение комендантского часа, светомаскировка в домах).

Позднее, в 1944 -1945 гг. после школы, прихватив в миске квашеной капусты, соленых помидоров и огурцов и 2-3 вареных картофелины, спешили в госпиталь, на дежурство. А осенью всем классом ходили на колхозные поля для сбора колосков. Словом, приближали Победу как могли. Тогда ведь вся страна, весь народ были нацелены на Победу.

Хорошо помню 1  мая 1945 г. Мы, пионеры, со сцены Дворца культуры     железнодорожников     приветствовали     с     праздником выздоравливающих бойцов и командиров, железнодорожников, актив города. Перед выходом на сцену нам, в порядке поощрения, выдали по куску хлеба и стакану сладкого чая. Правда, было еще холодно, и мы, стоя на сцене в коротких белых рубашонках, отчаянно мерзли.

И вот долгожданная Победа со слезами на глазах - 9 Мая 1945 г.

Весеннее теплое, чистое утро. Занятия в школе отменены. Все соседи выбежали во двор. Радость непомерная, объятия, слезы на глазах. Конец войне.   В   глазах людей засветился   огонек надежды на лучшую жизнь.

Ведущий 1. Спасибо за интересный рассказ. Вторая страница нашего журнала называется « Дети под оккупацией у немцев» (Слайд16)

(Слайд16) Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

Ведущий 2. (Слайд 17)

Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.

(Слайды 18-20)

Ведущий 1.(читает стихотворение Мусса Джалиля « Варварство»)

(Слайд 21)

Ведущий 2.Третья страница нашего журнала называется « Труженики тыла» (Слайд 22)

Слово предоставляется Бардиной Ольги

(Слайды 23-26)

Почти шестьдесят пять лет назад, 9 мая 1945г., отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Фашистская Германия была повержена. Главную роль в Победе над агрессивными силами, над фашизмом сыграл советский народ и его Вооружённые Силы. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военачальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.

         В годы Великой Отечественной войны мои прабабушка и прадедушка ковали победу на полях Сталинградской области. «Всё для фронта, всё для Победы!» - этим лозунгом жили советские люди, трудившиеся на заводах, фабриках, полях огромной страны, повергнутой в пучину страшной войны.

       Моя прабабушка, Симакина Анна Кузьминична, родилась в 1916 году в селе Белогорки Камышинского района. Отец ее, Петров Кузьма Иванович, вернувшись с  первой мировой войны, вскорости заболел и умер. В школе прабабушка почти не училась, научилась писать и читать - на этом и закончилось её образование. Необходимо было нянчить младших братьев и сестру, работать по дому.

     Когда началась война, прабабушка была уже замужем. Она в полной мере испытала все тяготы и лишения, которые выпали на долю тех, кто трудился в тылу. В колхозе почти все мужчины ушли на фронт, женщины работали везде, где это было необходимо. Прабабушка выращивала картофель, ухаживала за скотом, доила, кормила, поила коров и телят, заготавливала сено и солому, работала на уборке зерна. Работали на износ, и в холод,и в жару, почти не отдыхая, голодая и не досыпая. Кроме того, прабабушка имела подсобное хозяйство: корову, овец, кур, свиней. Но всегда ощущался голод, потому, что все сдавали в колхоз, нужно было платить налоги и выполнять план по сдаче молока, яиц, мяса. Все понимали, что продовольствие для фронта - залог Победы. За годы войны Сталинградская область сдала государству 55 млн. пудов хлеба, 275 тыс. пудов мяса и большое количество другого продовольствия. Сами же колхозники пекли хлеб из зерновых отходов пополам с лебедой. А ночами, в редкие минуты отдыха, моя прабабушка пряла овечью пряжу и вязала теплые, мягкие носки, которые отправляла солдатам на фронт.

      Мой прадедушка, Симакин Иван Федорович, родился в 1911 году в селе Белогорки Камышинского района. К началу Великой Отечественной войны он был уже опытным механизатором, одним из лучших трактористов района, умел работать за штурвалом трактора, комбайна, показывая самые высокие результаты по сбору зерна с гектара. Учитывая все это, на моего прадедушку была наложена «бронь». Всю войну он трудился на полях Сталинградской области, небо над которой бороздили фашистские

истребители, сбрасывая свои смертоносные снаряды.

       Внес он свою лепту и в победу под Сталинградом. В самые тяжелые дни Сталинградской битвы он был мобилизован в отряд водолазов. Пройдя краткосрочные курсы, Иван Федорович работал водолазом на переправе Сталинграда. После победы, одержанной советскими войсками в Сталинградской битве, мой прадедушка вернулся в село, где продолжал доблестным трудом приближать Победу Советского народа над фашистской Германией. За свой труд он был неоднократно награжден медалями, Почетными грамотами, денежными премиями и поездками на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

      Я думаю, что все мы в долгу перед той частью советского общества, которая сражалась в тылу. И подвиг её должен занять в нашей памяти подобающее место. Я горжусь тем, что мои прабабушка и прадедушка своим самоотверженным трудом внесли свой вклад в Победу Советского народа над фашизмом.

Ведущий 1. (Слайд27)

Ушли на фронт родители

Отчизну защищать

А нам - детишкам маленьким

Картошку убирать.

Девчоночья бригада

Пять-двенадцать лет,

Но выполняли честно мы

Родительский завет…

Вязали варежки, носки,

На фронт их отсылали

И тем победу над врагом

 Коварным приближали.

Ведущий 2. Следующая страница нашего журнала «Пионеры-герои»

(Слайд 28.)

   Валя Котик (Слайд 29.)

   (11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) — пионер-герой,

   юный партизан-разведчик,

  Герой Советского Союза (посмертно).

Ведущий 1. 

Зина Портнова (Слайд 30.)

(20 февраля 1926, Ленинград — 10 января 1944, Витебск) —

советская подпольщица, активный участник Обольской антифашистской молодёжной организации.

Ведущий 2

Леня Голиков (Слайд 31.)

(1926 -1943) — подросток-партизан.

Бригадный разведчик, участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.

Ведущий 1. (Слайд 32.)

Марат Казей

(29 октября 1929     — 11 мая 1944)

 пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно

Ведущий 2.(Слайд 33)

 Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

Ведущий 1.(Слайд34)

Будем помнить!
Не допустим войны!
Родину защитим!

Ведущий 1. .(Слайд35)

"Давайте, люди, никогда об                                                                                          этом не забудем!" 

Рефлексия: Участвуя в классном часе « Война глазами детей», мы, учащиеся класса рассказали о своих близких, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников. Но память о них бережно хранится в семейных архивах и  альбомах, в сердцах их детей, внуков и правнуков.

Мы работали над проектом « Война и моя родословная». Помогали нам  наши родители. Мы узнали много интересного и поучительного о своих родственниках. Итогом нашей работы стала брошюра,  в которой мы рассказали о том, как они жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Война глазами детей" сочинение "Дети - фронту"

Областной конкурс творческих работ "Война глазами детей". Работа в номинации Сочинение. Тематика работы: "Здесь тыл был фронтом"(Самара в годы Великой Отечественной войны)...

Исследовательская работа по теме: «Война глазами детей»

Особое место в истории  занимает победа над фашизмом. И решающий вклад в дело победы внес именно наш, русский народ. Мы никогда не должны забывать о великом патриотизме наших...

презентация к исследовательской работе по теме: "Война глазами детей"

Данную работу можно использовать во внеклассной работе и на уроках краеведения....

Методическая разработка внеурочного занятия по истории "Война глазами детей"

Духовность и нравственность - важнейшие базисные характеристики личности, существующие в неразрывном единстве  Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитани...

Литературно - музыкальная композиция "Война глазами детей"

Библиотечный урок, посвщенный 70- летию Великой Оточественной войне,для учащихся 5-7 классов. Цели мероприятия: - воспитание чувства уважения к участникам и ветеранам ВЕликой .отечественной войны...

В рамках декады по краеведению "Война - глазами детей"

Данный материал поможет ещё раз увидеть, что война - это зло для всего человечества, а особенно - для детей....

Классный час "Война глазами детей"

Методическая разработка предназначена для проведения классных часов по тематике Великой Отечественной Войны. Данный классный час призван воспитанию патриотизма у дет...