Классный час "Война глазами детей"
классный час (7 класс)

Методическая разработка предназначена для проведения классных часов по тематике Великой Отечественной Войны. Данный классный час призван воспитанию патриотизма у детей, чувства гордости за свой народ, уважения к ветеранам войны. Великое не может быть забыто. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Война глазами детей»

Воспитатель ОКОУ

 «Ивановская школа-интернат»

Васильева Н.В.

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи: 

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, презентация, рисунки, книги.

Ход  мероприятия

Слайд 1

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня  мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как и вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком  дорогую  цену.О чем мечтают больше всего люди?

Слайд 2

 Да, все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.

Слайд 3

   Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.  Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Слайд 4

Мы сегодня узнаем, как жили: 

  • Дети в блокадном Ленинграде;
  • Дети под оккупацией у немцев;
  • Дети в концлагерях;
  • Дети пионеры – герои;
  • Дети в тылу.

Слайд 5 Дети встают по очереди и читают слайды

 Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Папа был рядом.

Слайд 6

Мама была рядом.

Слайд 7

Мы играли на улицах

Слайд 8

У нас было веселое детство.

Слайд 9

И мы не знали, что нас ждет…

Слайд 10

Война! 22 июня 1941 года.

(Звучит мелодия песни «Священная война».)

Слайд 11-Слайд 12

Дети в блокадном Ленинграде.

Просмотр фотографий детей войны  и стихотворение ( выходят 3 человека)

                     Блокада... Далеко как это слово

 От наших мирных светлых дней.

 Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Воспитатель: «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ

               Чтец:        Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

 Пионерка-ленинградка,

Потрясает  твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Воспитатель:Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года.

Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.

 Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

 Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

 Слайд 18

 Дети под оккупацией у немцев и в лагерях

Слайд 19 - 21

Воспитатель: Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.

Дети в концлагерях.

Слайд 25

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

Слайд 27

Выходит ребенок, плечи замотаны платком

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, я увидела , как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».   Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря.

 Воспитатель: 

Слайд 34-36

Дети пионеры – герои. Показ слайдов

Слайды 37 – 41

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями. Ребята назовут нам их имена ( с мест)

- Валя Котик

- Зина Портнова

-Леня Голиков

- Марат Казей

8. Дети в тылу.

Слайд 41-42

Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким -
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет …
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали

Слайд 44

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

Слайд 44

Воспитатель: За годы войны каждый пятый ребенок остался сиротой. Уже в 1942 году было принято постановление об устройстве детей сирот. Во время войны будет создано около четырех миллионов детских домов. Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужасом». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

  Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных героев. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Они очень хотели жить .Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми? (ответы детей Ими двигала ненависть к фашизму, любовь к своей стране ,они хотели быть свободными людьми,а не рабами).

 Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о детях –героях .Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они совершали подвиги не за деньги, не за награды -просто они хорошо знали цену таким словам ,как «патриотизм», «подвиг», «честь», «Родина».

Воспитатель: Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.Вечная память всем погибшим. Минута молчанья .

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

(Начинаешь ценить мирную жизнь ,наше безмятежное детство, стало стыдно за свое хамство ,пренебрежение, грубость по отношению к старикам.)

На этом наше мероприятие закончено.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Война глазами детей

Слайд 2

ИГРАЮТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ В ВОЙНУ, НО РАЗВЕ О ВОЙНЕ МЕЧТАЮТ ДЕТИ? ПУСТЬ ТОЛЬКО СМЕХ ВЗРЫВАЕТ ТИШИНУ НА РАДОСТНОЙ БЕЗОБЛАЧНОЙ ПЛАНЕТЕ! НАД ВЬЮГАМИ И СТУЖАМИ СЕДЫМИ ВНОВЬ ТОРЖЕСТВУЕТ ЮНАЯ ВЕСНА И КАК ОГОНЬ С ВОДОЙ НЕСОВМЕСТИМЫ, НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТИ И ВОЙНА!

Слайд 3

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети .

Слайд 4

Дети войны Дети в блокадном Ленинграде. Дети под акупацией у немцев. Дети в концлагерях. Дети пионеры – герои. Дети в тылу.

Слайд 5

Было мирное время, дети играли, росли и не было у них забот.

Слайд 6

Папа был рядом.

Слайд 7

Мама была рядом.

Слайд 8

Мы играли на улицах.

Слайд 9

У нас было веселое детство.

Слайд 10

И мы не знали, что нас ждет…

Слайд 11

Война ! 22 июня 1941 года

Слайд 12

Дети в блокадном Ленинграде.

Слайд 13

Дети войны.

Слайд 14

Дети войны.

Слайд 15

Дети войны.

Слайд 16

Дети войны.

Слайд 17

Дети войны.

Слайд 18

ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ

Слайд 19

Дети под оккупацией у немцев.

Слайд 20

Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

Слайд 21

На фото: Отряд карателей сжигает деревню.

Слайд 22

Варварство.

Слайд 23

Дети в концлагерях.

Слайд 24

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети , начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей .

Слайд 25

На фото: Дети Саласпилса

Слайд 26

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря) « Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами .

Слайд 27

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку.

Слайд 28

Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря.

Слайд 29

При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

Слайд 30

На фото: Освобожденные дети Саласпилса в 1944 г.

Слайд 31

Выжили не все.

Слайд 32

Дети пионеры – герои.

Слайд 33

Дети войны. Дети воевали как взрослые на фронтах, в партизанских отрядах, в тылу. Имели награды, носили военную одежду.

Слайд 34

Дети войны.

Слайд 35

Дети войны.

Слайд 36

Дети войны.

Слайд 37

Дети войны.

Слайд 38

Валя Котик Валя Котик ( 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944 ) — пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно).

Слайд 39

Леня Голиков Леня Голиков ( 1926 -1943 ) — подросток-партизан. Бригадный разведчик, участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север .

Слайд 40

Марат Казей Марат Казей ( 29 октября 1929 — 11 мая 1944 ) пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно).

Слайд 41

Дети в тылу.

Слайд 42

Дети в тылу. Ушли на фронт родители Отчизну защищать, А нам - детишкам маленьким- Картошку убирать. Девчоночья бригада Пять-двенадцать лет, Но выполняли честно мы Родительский завет… Вязали варежки, носки, На фронт их отсылали, И тем победу над врагом Коварным приближали.

Слайд 43

Дети в тылу.

Слайд 44

Пусть чисто будет небо над землей, Пусть жизни мирной радуются люди! А Вас , кто рядом был с войной , Мы помним, бережем и любим!

Слайд 45

ПОМНИМ !

Слайд 46

"Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Жизнь - глазами детей"

Классный час разработан с учетом возрастныз особенностей детей. В ходе классного часа я стремилась к тому, что бы  каждый ребенок высказал свое мнение, суждение, мысли.Что бы каждый ребенок ...

классный руководитель глазами детей

В даноом материале представлены результаты  опроса учащихся 9 класса на тему " Классный руководитель глазами воспитанника"....

Классный час « Война глазами детей»

Классный час « Война глазами детей»( для учащихся 7-8 классов)Форма проведения: устный журнал...

Анкета "Классный руководитель глазами детей"

Анкета "Классный руководитель глазами детей"...

Анкета "Классный руководитель глазами детей"

Анкета "Классный руководитель глазами детей"...

АНКЕТА «КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

АНКЕТА «КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»...