Воспитательная программа "Вырастить человека" 5-9 класса
материал (5 класс) на тему

Романова Людмила Сергеевна

ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё. Педагог при этом выступает в роли лишь проводника и помощника, оказывающего поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем; помогающего детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность; способствующего формированию гражданственной компетентности.

Целью программы является формирование общечеловеческих норм гражданской морали, социальной адаптации личности, развитие творческого потенциала в процессе совместной деятельности, сотрудничества с окружающими (создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и её становлению, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43г. Улан-Удэ»

Воспитательная программа «Вырастить человека»

2014-2015 учебный год

Классный руководитель: Романова Л.С.

Паспорт программы

Название программы

«Вырастить человека»

Сроки реализации программы

5-9 класс (5 лет)

Наименование учреждения

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №43» г.Улан-Удэ

Автор программы

Романова Л.С., учитель английского языка

Участники программы

Учащиеся-родители-учительское сообщество-общественность микрорайона

Содержание программы

Пояснительная записка

  • Актуальность направления воспитательной деятельности

В рамках реализации идеи федерального государственного образовательного стандарта важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Исходя из этого, целью воспитательной деятельности МАОУ СОШ №43 является создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. Актуальность данного направления обусловлена не только требованиями ФГОС, но и географическим расположением учреждения и общей социальной напряженностью микрорайона.

Школа находится в рабочей окраине г.Улан-Удэ - в центре поселка Стеклозавод.  Социальная ситуация микрорайона достаточно тревожна: в связи с закрытием предприятия «Стекольный завод», где было задействовано подавляющее большинство населения поселка, в микрорайоне резко выросли уровень безработицы и преступности, обострилось злоупотребление алкогольными напитками, нормой жизни для отдельных граждан стало антиобщественное поведение. Низкая успеваемость, озлобленность на взрослых, отчуждённость, нераскрытый творческий потенциал - вот как можно охарактеризовать собственное восприятия себя в коллективе и обществе многих учащихся. Поэтому задачей школы, как социально-культурного центра микрорайона, стало создание благоприятных условий для становления социального «Я» ребенка с активной жизненной позицией.

Данная система воспитательной работы «Вырастить человека» выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы и государственной политики в сфере образования в целом. Поэтому ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё. Педагог при этом выступает в роли лишь проводника и помощника, оказывающего поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем; помогающего детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность; способствующего формированию гражданственной компетентности.

Таким образом, в качестве важнейших функций  классного руководителя выступают следующие:

  • когнитивно – диагностическая;
  •  организаторско-стимулирующая;
  •  объединительно – сплачивающая;
  •  координирующая и личностно-развивающая.

Сроки реализации данной воспитательной программы:  20014-2019 годы.

  • Цель воспитательной программы

Целью программы является формирование общечеловеческих норм гражданской морали, социальной адаптации личности, развитие творческого потенциала в процессе совместной деятельности, сотрудничества с окружающими (создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и её становлению, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности).

  • Основные задачи программы
  • помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;
  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся; формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности;
  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);
  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
  • воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
  • формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; формирование здорового образа жизни школьника;
  •  воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
  • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
  • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;
  • привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма (воспитание единого духа в системе «школа-ребёнок-семья-регион»).
  • Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников
  • Принцип системной организации воспитания предполагает преодоление фрагментарности воспитательной работы, состоящей из разрозненных, малосвязанных, а иногда и разнонаправленных мероприятий. Принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолировано, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных дел на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичной взаимосвязи одних воспитательных дел с другими. Таким образом, принцип предполагает системный и поэтапный подход к организации жизнедеятельности учащихся, позволяющий  обеспечить целостность становления личности воспитанника; 
  • Принцип гуманистической направленности воспитания ориентирован на ребенка  как главную для воспитателя-учителя ценность. Он утверждает признание прав человека на обеспечение его защиты от всего того, что представляет опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья;   
  • Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
  • Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка;
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка. Реализация принципа предполагает использование особых форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждого  школьного возраста.  

Содержание воспитательной программы

  • Уровни воспитательной деятельности

Воспитательная деятельность должна носить системный характер для достижения намеченных результатов. В соответствие с этим она разработана для учащихся 5 – 9 классов и рассчитана на 5 лет.

  • 5 класс «Я как отдельная единица» - самопознание (на данном этапе руководствуюсь опросником Айзенка. Экспресс-методика характеристических особенностей личности);
  • 6 класс «Я и мой класс» - осознание себя как значимой части классного коллектива, умение выстроить отношения с одноклассниками (на данном этапе руководствуюсь следующими тестами: социометрия, диагностическая методика «Мой портрет в интерьере», уровень воспитанности и самооценки класса, ранжирование учебных предметов, диагностическая методика «Доминирующие мотивы»);
  • 7 класс «Я и моя школа» - осознание себя как значимой части школьного коллектива, умение выстроить отношения с другими учениками школы;
  • 8-9 классы «Я и мой посёлок-город-республика» - осознание себя как значимой части своего региона.
  • Описание уровней воспитательной деятельности

5-й класс -  «Я как отдельная единица»:

  • Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами средней школы;
  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе;
  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания;
  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине;
  • Содействие личностному развитию учащихся;
  • Развитие навыков взаимодействия;
  • Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания;
  • Формирование ценностных представлений и отношений;
  • Организация внеурочной деятельности. 

6-й класс –  «Я и мой класс»:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Апробация элементов самоуправления (советы, дела, КТД);
  • Коллективное планирование;
  • Развитие чувства коллективизма;
  • Поощрение инициативы;
  • Развитие ценностных представлений и отношений;
  • Формирование навыка коллективного анализа;
  • Развитие навыков социального взаимодействия. 

7-й класс –«Я и моя школа»:

  • Развитие навыков школьного самоуправления учащихся;
  • Коллективное планирование, коллективный анализ;
  • Организация социально значимой деятельности;
  • Развитие навыков социального взаимодействия;
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

8-й - 9-й класс -  «Я и мой посёлок-город-республика»:

  • Формирование потребности в активной социально значимой позиции в жизни посёлка-города-республики;
  • Развитие навыков школьного самоуправления учащихся;
  • Коллективный анализ, коллективное планирование;
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности;
  • Работа творческих групп;
  • Помощь в организации различных мероприятий (районных, городских, республиканских);
  • Совершенствование навыков социального взаимодействия
  • Развитие навыка социального проектирования;
  • Развитие ценностных представлений и отношений;
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Направления воспитательной деятельности

В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:

  • духовно-нравственное;
  • гражданско- патриотическое;
  • спортивно-оздоровительное;
  • трудовое;
  • художественно-эстетическое;
  • интеллектуальное.
  • Пути реализации направлений воспитательной деятельности и формы работы

Направления

Поставленные задачи

Формы работы

Сформированные компетентности

1.Духовно-нарвственное

- Формирование гуманистических отношений к окружаю-щему миру.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

- Тематические классные часы по нравственной тематике;

- Организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края;

- Тренинги;

- Организация социально-значимых дел («Декада добрых дел», концерты для жителей  социума на тему: «День пожилого человека», «День матери», «9 мая», «Масленица» и др.).

- Представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- Уважительное отношение к традиционным религиям;

- Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- Знание традиций гимназии, бережное отношение к ним.

2. Гражданско- патриотическое

- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.

- Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

- Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений,

- Участие в акциях («Обелиск», «Вместе поможем ветеранам», «Листая памяти страницы»).

- Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев.

- КТД, празднование памятных дат.

- Встречи с ветеранами, тружениками тыла, действующими военными.

- Создание тематических проектов и компьютерных презентаций.

- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению.

- Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

- Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

- Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

- Опыт социальной и межкультурной  коммуникации.

- Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

3. Спортивно - оздоровительное

- Формирование стремления к здоровому образу жизни.

 - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.

- Тематические классные часы, профилактические беседы.

- Спортивные соревнования.

- Встречи со специалистами.

- Проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.

- Организация летнего отдыха детей.

- Дни здоровья.

- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

- Представление о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

- Представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

- Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

4. Трудовое

- Формирование стремления к созидательному труду.

- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

- Тематические классные часы, профилактические беседы.

- Трудовые десанты.

- Дежурство по классу  и школе.

- Ценностное отношение к природе.

- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

- Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5. Художествен-

но-эстетическое

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным  критериям.

- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

- Посещение культурных центров города, области,

- Традиционные общешкольные мероприятия (праздник знаний, поход – посвящение, осенние праздники, День матери, новогодние праздники, День дружбы и любви, День защитника отечества праздник весны, последний звонок).

- Дни открытых дверей.

- Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.

-

- Способность видеть красоту в окружающем мире.

- Представление об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

- Опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

- Опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

- Опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

6. Интеллек-

туальное

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самооб-разованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осо-знанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познаватель-ных интересов.

- Формирование целостного ми-ровоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об-щественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Формирование потребности к самосовершен-ствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

- Развитие самооценки, рефлексии.

- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

- Развитие познаватель-ных способностей.

- Внеурочная деятельность по предметам.

- Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты.

- Предметные недели.

-Тренинги, анкетирование, беседы.

- Использование ИКТ и Интернет-ресурсов.

- Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.

- Ценностное и творческое отношение к учебному труду.

- Представления о различных профессиях.

- Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

- Опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

- Потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

- Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  • Механизмы реализации программы
  • ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования)

Для работы в 5 классе предлагаются следующие диагностические методики: 

  • Карточка семьи для индивидуальной работы с нею (Лодкина Т., Кеве Ф.); 
  • Мастерская общения. Давайте познакомимся. (Павлова Т. В.);
  • Рисунок семьи (Захаров А. И., Хьюлс В., Дж. Ди Лио); 
  • Диагностика семьи (Баркан А.); 
  • Анкета “Методика удовлетворенности родителей работой образовательного коллектива” (Степанов Е. Н.); 
  • Планеты. Это Я. (Гаврилычева Г. Ф.); 
  • Размышление о жизненном опыте (Щуркова Н. Е.); 
  • Цветик-семицветик (Витковская И. М.);
  • Сказкотерапия (Короткова Л. Д.);
  • Анкета для детей и родителей “Гнев и радость” “Завершение предложения”;
  • Методика детская (вариант В. Михала); 
  • Какой у нас коллектив. (Лутошкин А. П.); 
  • Тестирование учащихся (Дереклеева Н. И.);
  • система дополнительного образования (секция по футболу, классу фортепиано, аккордион, рисование, журналистика, вышивка худ.гладью и др.);
  • организация образовательного процесса;
  • индивидуальная работа с трудными детьми и детьми, находящимися в группе риска;
  • индивидуальная работа с неуспевающими и одаренными учениками;
  • организация внеурочной деятельности и система КТД (Вечера отдыха, Конкурсы, выезды в театры, кино, роллердром, туристические походы, субботники и т.д.);
  • сотрудничество с школьным психологом, социально-правовыми службами (социальной опеки, инспектором по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних, комитетом по охране материнства и детства, школьным инспектором по правам ребенка);
  • сотрудничество с родителями на партнерской основе;
  • организация классного самоуправления.
  • Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития  школьников

Реализация данной программы духовно-нравственного развития и воспитания  предполагает достижение учащимися определенных воспитательных результатов вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. 

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.   

  • Первый уровень результатов — приобретение  школьниками социально значимых знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),  понимания социальной реальности и повседневной жизни.  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  • Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной, благоприятной среде, в которой ребёнок получает (или не получает)  практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  
  • Третий уровень результатов — получение  школьниками   опыта самостоятельного общественного действия, формирование у  школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.      

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: 

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; 
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; 
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. 

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.     

По каждому из заявленных направлений духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся  планируется достижение следующих результатов:     

1) Духовно-нравственное воспитание:  Соответствующие возрастному развитию  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.    

2) Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; соответствующие возрастному развитию  представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.   

3) Спортивно-оздоровительное воспитание: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;  личный опыт здоровьесберегающей деятельности; идивидуальные  представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.    

4) Трудовое воспитание: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; соответствующие возрасту  навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; индивидуальный  опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и индивидуальные  умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.   

5) Художественно-эстетическое воспитание: умения видеть красоту в окружающем мире;  умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;  опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

6) Интеллектуальное воспитание: формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность; склада ума (КИТСУ). Таким образом, КИТСУ - это определенная система показателей интеллектуального развития личности, в которых "снимаются" особенности индивидуального ментального опыта и которые в конечном счете характеризуют уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей.

  

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
  2. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
  3. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
  4. Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
  5. Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 1990.
  6. Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
  7. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
  8. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
  9. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
  10. Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.
  11. Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.