На планете Толерантность
классный час (7 класс) на тему

Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября.   В рамках дня толерантности  с 10 по 16 ноября 2014 года в МКОУ СОШ д.Авдеево  прошли открытые классные часы «Дни толерантности». В нашей школе День толерантности  прошел под лозунгом: «Если каждый друг к другу будет терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!».

«Толерантность» - это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, к людям, к миру, общение с людьми… И все это сопряжено с добротой, любовью и терпением.Толерантность для России - нечто чрезвычайно важное, потому что мы многонациональная, мультикультурная страна. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры. Именно эту тему я затронула на классном часе.  «Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?» - с такого вопроса начался классный час.  Я  предложила учащимся «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого ученики вместе с классным руководителем оставили свои пожелания и рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tolerantnost.ppt1.86 МБ
Microsoft Office document icon tolerantnos.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «На Планете Толерантность»

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение. 
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  подростков.

Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
  • выявить основные черты толерантности;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие:
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой, между классами;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».

Плакат:  «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то. Но как говорил М.Горький: «Есть пороки в моём Отечестве, но и пророки есть!»  В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду: (слайд 2, 3) 

http://festival.1september.ru/articles/613241/img2.jpg

Вам понравилась эта легенда?   А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.  Цель нашего сегодняшнего классного часа – показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и толерантности. 

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

(Выступления учеников) . (Слайд 5-8) 

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Учитель: В разных странах определения различны. 

Что общего в этих определениях? (умение жить в мире и согласии со всем миром)

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?  (происходит активный рост агрессивности, конфликтов преступности)

 Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. 

Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.

Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 9)  Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Ученик:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 10) 

Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 11)   Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

Учитель:  16 ноября -  именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 12)

Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 13, 14)

Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 15)

Радиальная диаграмма

Как вы думаете,  для нас с вами, проживающих в небольшой, но многонациональной республике, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. (Слайд 16) Прав был критик 19 века  Николай  Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (слайд 17)

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Ученик: Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности:(слайд 18)    

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

  Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. (Слайд 19)    Все – мы разные, все мы – равные! (Слайд 20)    

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками  (Слайд 21-22)    

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

- Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность, 
желание что-либо делать вместе, 
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.

(Слайд 23)

Учитель: Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Ученик: Я 

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. (Слайд 24)    

Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?  А мы с вами попробуем  «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 25)    «Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности в одно слово, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево. И поместим его в Классный уголок. 

Возможные варианты:

·        Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

·        Не ссориться, стараться понять друг друга

·        Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

·        Больше общаться, узнавать друг друга

·        Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).

 

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества - достоинства, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе - недостатки.

Рисунки можно вывесить на стену.

Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.

Учитель: Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

 Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».

C:\Users\Acer\Downloads\1_25.gif     C:\Users\Acer\Downloads\1_25.gif

C:\Users\Acer\Downloads\1_25.gif    C:\Users\Acer\Downloads\1_25.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является...

Народы, языки, религии - планета толерантности

Данная презентация разработана для развития творческих способностей обучающихся в процессе преподавния, предмета курса географии ...

Планета толерантности

Сценарий внеклассного мероприятия для 8, 9 классов....

Игровое занятие "Планета толерантности" (для 5-6 классов)

Игровое занятие по толерантности "Планета толерантности" проводить лучше с учащимися 5-6 классов.  Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить ...

Планета Толерантности

Методическая разработка классного часа "Планета Толерантности" для 5 класса....

На планете толерантность

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение. «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение...

Классный час "Планета толерантности"

Что такое толерантность? Актуальная тема разговора учителя и учащихся....