Игровое занятие "Планета толерантности" (для 5-6 классов)
методическая разработка по теме

Шеронова Светлана Павловна

Игровое занятие по толерантности "Планета толерантности" проводить лучше с учащимися 5-6 классов.  Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся  толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_zanyatie-planeta_tolerantnosti.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие  «Планета толерантности»

Разработано  социальным педагогом

МБОУ СОШ №27  г.Нижнего Новгорода

Актуальность.

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является развитие у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся  толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

Воспитательные:

1.  Развитие толерантных установок по отношению к разным людям;

2.Развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

  1. Знакомство детей с понятием “толерантность”;

  6. Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.

Возраст участников: учащиеся 5-6 классов.

Материалы и оборудование:

  1. помещение с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола);
  2.  музыкальное оформление
  3. пазлы с картинками из мультфильмов;
  4. альбомные листы, карандаши для теста;
  5. карточки с проблемными ситуациями для каждой группы;

6.кусочки «планеты толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня, 16 ноября отмечается Всемирный день толерантности или день терпимости. Поэтому наше занятие посвящено теме толерантности.

- А вы знаете, что такое толерантность?

(ответы детей)

- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия нужно  прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?

Дети: - С приветствия.

1) Игра «Давайте поздороваемся».

Я приглашаю в центр класса по три представителя от каждой команды. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и предлагаю всем вам  поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.

2) Давайте попробуем почувствовать друг друга… Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

- Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде?  (ответы детей)

- Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности:

- Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

3) Ребята, попробуем назвать черты толерантной и интолерантной личности (разделить черты на две группы):

уважение мнения других,  непонимание, доброжелательность,  игнорирование, желание что-нибудь делать вместе, эгоизм, понимание и принятие, нетерпимость, чуткость, пренебрежение.

- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?

4) Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи

- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.

-Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете  и поэтому…

- Не оценивайте людей… а что? как вы думаете?

-Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе.

5) Задание командам. Игра «Собери пазлы»

Ваша задача, как можно быстрее, а главное вместе, дружно всей командой собрать пазлы в картинку.

- Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других

6) Практическое задание.

- Приглашаются капитаны команд для получения заданий.

- Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа или придумать свой, записать его  и объяснить свой выбор.

Даётся 4 минуты на выполнение этого задания.

Задания:

1. Какой ты дома?

1. Младший братишка сломал твою игрушку…

  1. Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
  2. Ты ударишь его…
  3. Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Ты поссорился со своей сестрой…

  1. Ты пытаешься объясниться с ней…
  2. Ты обижаешься и мстишь ей за это…
  3. Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

  1. Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
  2. Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
  3. Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Какой ты в школе?

1.В классе учитель уже спросил тебя…

  1. Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
  2. Ты предоставишь другим возможность ответить….
  3. Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…

  1. Для меня это не важно.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.
  3. Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...

  1. Ты пытаешься разнять и примирить их.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
  3. Ваш вариант ответа

3. Как вы поступите?

Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь…

  1. Ты все-таки слушаешь его…
  2. Ты не даешь ему говорить…
  3. Ваш вариант ответа.

    Как вы поступите?

Пожилая женщина медленно идет.

  1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  3. Ваш вариант ответа.

Выполнение и объяснение задания (ответы детей)

7) Давайте, как и пазлы  соберём все слова, которые составляют понятие толерантность.

Командам даётся по три минуты, чтобы вспомнить слова.

Уважение              Доброта               Сопереживание              Дружба

Понимание           Поддержка            Терпимость

Итак, ребята, что значит проявлять толерантность?

- Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

- Ребята, чтобы завершить наше занятие, выполним творческое задание.

 Творческое задание.

- У вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры, нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут ваши улыбающиеся лица. А когда все участники команды нарисуют себя, капитаны команд встретятся вместе и соберут планету толерантности. Приступайте.

(звучит музыка)

- Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.

Будьте толерантны!