ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «Толерантность» (для детей 7-11 лет)
презентация к уроку на тему

Тарнавская Ольга Александровна

Цель: Формирование толерантного отношения у учащихся к людям другой национальности.

Задачи:

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать умения взаимодействия со сверстниками
  • Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни
  • Сформировать представление о толерантном отношении.
  • Через подвижные игры разных народов, показать, что такое толерантное отношение к различиям.

Воспитывать доброжелательное и отзывчивое отношение к людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon toleranta-.ppt980.5 КБ
Microsoft Office document icon igry_taler.doc76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(для детей 8-11 лет) Педагог дополнительного образования: Тарнавская Ольга Александровна

Слайд 4

- это милосердие. - это сострадание. - это уважение. - это доброта души. - это терпение . Толерантность

Слайд 6

Говорят великие люди: 1. «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». (надпись на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.э.). 2. «К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности» (Ф. Ларошфуко). 3. «Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста» (Сенека).

Слайд 7

Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы. Ж. Леметр. Основа всякой мудрости - терпение. Платон. Иногда терпение украшает мужчину, как женщину украшает скромность, но когда оскорбляют, нужна сила, как в любви нужна смелость. Хитопадеша. Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца - терпение. Г. Ибсен.

Слайд 8

Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем. Вергилий. Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери. А. Сент-Экзюпери. Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы. Ж. Леметр.

Слайд 13

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

«Толерантность» (для детей 7-11 лет)

Педагог дополнительного образования: Тарнавская Ольга Александровна.

Дата проведения:

18 ноября 2016 года

Время:

 18:00

Место:

ГБОУ школа №401

Цель: Формирование толерантного отношения у учащихся к людям другой национальности.

Задачи:

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать умения взаимодействия со сверстниками
  • Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни
  • Сформировать представление о толерантном отношении.
  • Через подвижные игры разных народов, показать, что такое толерантное отношение к различиям.
  • Воспитывать доброжелательное и отзывчивое отношение к людям. 

Оборудование:

 обручи, платок, мячик, шапки (или любые предметы, по числу играющих), скакалки или мел (чтобы начертить квадрат).

Методы: беседа, игра, демонстрация, наблюдение.

Ход мероприятия:

  1. Что такое – толерантность. Слайд №2-№5

Толерантность:  

  • Терпимость к другим  людям, мнениям, к другим  поступкам;
  • Стремление  к полноценной  реализации своих способностей;
  • Умение понимать  и познавать других  людей;
  • Устойчивость
  • Жизненной позиции, ценностей, идеалов.

Толерантность

- это милосердие.

- это сострадание.

- это уважение.

- это доброта души.

- это терпение

  1. Говорят великие люди. Слайд №6-№ 8
  2. Толерантное отношение. Беседа по сказке.

Сказка о мышонке из книжонки

Этот мышонок всю свою жизнь прожил в тоненькой дешевенькой книжонке – знаете, из тех, где больше картинок, чем слов, да эти какие-то ненастоящие. Надоело мышонку жить в этой книжке, и решил он поменять квартиру-найти другую, где бумага была бы лучше на вкус и хотя бы пахла сыром. Собрал он все свои силенки и   как прыгнет!.. Так он и оказался в настоящем мире, среди настоящих живых мышей.

<Скуаш! — сразу же испугался он, почуяв запах кошки.

то он сказал? — удивились мыши, услышав столь непонятный язык.

-Сплум, бах, плюм! — сказал мышонок, который умел говорить только на том нелепом языке, на котором делались подписи к рисункам в его книжонке.

-Наверное, он иностранец! — заметила одна старая корабельная мышь, которая, прежде чем уйти на пенсию, служила на Средиземном море.  И она попыталась заговорить с ним по-английски. Но мышонок посмотрел на нее, ничего не помнимая, и сказал:

-Циип, фниш, броик.

Нет, это не англичанин, — заметила корабельная мышь.

-Тогда кто же?

-Пойди разбери кто!

 |Так и прозвали мышонка — Пойди-Разбери — и относились. к нему как к деревенскому дурачку.

-Поиди-Разбери, — спрашивали его, — какой тебе сыр больше нравится — пармиджанс-

 пошехонский?

 -Спнипг, гронг, цицицаир, — отвечал мышонок из книжонки.

-Спокойной ночи! — смеялись мыши. А самые маленькие мышата вдобавок дергали его за хвост -  им хотелось послушать, как смешно он будет сердиться:

-Цооиг, сплаш, скуарр!

Однажды мыши отправились на мельницу, где лежало много мешков с белой и желтой мукой. Мыши прогрызли мешки и принялись уплетать муку. Только и слышно было, как они дружно щелкали зубами:

— Крак, крак, крак!

Впрочем, так делают все мыши на свете. Только мышонок из книжонки щелкал зубами совсем

по-другому:

— Крек, скрек, скерекек.

— Научись хотя бы есть, как порядочные люди, — проворчала старая корабельная мышь. — Будь ты на корабле, тебя за это давно бы уже выбросили в море. Неужели не понимаешь, что неприятно слушать твое чавканье?

— Кренг, — ответил мышонок из книжонки и снова забрался в мешок с мукой.

Корабельная мышь подала остальным мышам знак, и все они тихо-тихо удалились, покинув «иностранца» на произвол судьбы, уверенные, что он не найдет дорогу домой. Мышонок, как ни в чем небывало продолжал лакомиться мукой. А когда заметил, наконец, что остался один, было уже, слишком, темно, чтобы возвращаться домой. И он решил провести ночь на мельнице. Он уже и задремал было, как вдруг в темноте вспыхнули два желтых семафора и послышались осторожные шаги четвероногого охотника. Это был кот! — Скуаш! — в ужасе воскликнул мышонок. — Граграньяу! — ответил ему кот. Он, оказывается, тоже был из книжки! И настоящие коты прогнали его, потому что он не умел правильно говорить «мяу».

Изгнанники обнялись, поклялись в вечной дружбе и всю ночь провели в разговорах на своем странном книжном языке. Они прекрасно понимали друг друга!

-За что нормальные мыши невзлюбили «мышонка из книжонки»?

-Почему мышонок и кот подружились? Как Вы думаете, изменился бы смысл сказки, если бы мышонок подружился с одиноким мышонком?

- О каких явлениях человеческой жизни говорится в этой сказке?

   Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и тд.).

  А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (ответы учащихся). Думаю, ответ у всех один - нет. Хорошо или плохо, что все мы разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга, поэтому мы должны знать хотя бы некоторые национальные и культурные особенности. И игры у разных народов разные.

3. ПУТЕШЕСТВИЕ В РАЗНЫЕ СТРАНЫ. Практическая деятельность.

  1. Остановка. Россия

Русская народная игра: Волк

Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает:  «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют: Шиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик, Серому волку Грязи на лопату!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

 Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

  1. Остановка. Бурятия.

Бурятская народная игра: Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду»,— говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу.

  1. Остановка. Дагестан.

Дагестанская народная игра: Достань шапку

Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. На расстоянии 10—15 м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары — в полуприседе, пятые пары продвигаются в глубоком приседе.

Правила игры. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При повторении игры лучше поменять виды движений между парами. Можно выбрать и другие движения.

  1. Остановка. Татарстан.

Татарская народная игра: Тимербай

Играющие,   взявшись  за   руки,   делают  круг. Выбирают   водящего — Тимербая.   Он   становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

  1. Остановка. Удмуртия.

Удмуртская народная игра: Серый зайка

На площадке чертится квадрат (6X6 м) — это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в 3—5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?» На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.

Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.

  1. Остановка. Украина

Украинская народная игра: Колдун (Чаклун)

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по    окончании     считалки     все    отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

Дети разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

  1. Остановка. Беларусия

Белорусская народная игра: Заяц-месяц (Зайка-маладзик)

Играющие  стоят  по  кругу.  Ведущий  и  дети начинают перекличку:

 Заяц-месяц, где был?

- В лесу.
-
 Что делал?

-        Сено косил.

 Куда клал?

 -Под колоду.

Кто украл?

-ЧУР-

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила     игры.    Бежать    можно   только после  слова   чур.   Пойманным   считается  тот, кого коснулся водящий.

  1. Остановка. Азербайджан.

Азербайджанская народная игра: Отдай платочек

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной.  В  центре между шеренгами стоит   один   игрок.   В   каждой   команде   выбирают   ведущего,   которому  дают   платочек. Ведущий  проходит  позади  своей  команды   и незаметно вкладывает платочек в руку одному из детей. После этого игрок, стоящий в центре, дает   команду:    «Отдай    платочек!»   Дети   с платочками должны выбежать и отдать платочек ведущему.  Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Правила игры. Бежать и отдавать платочек можно только по сигналу. Платочек надо каждый раз давать разным детям.

  1. Остановка. Таджикистан.

Таджикская народная игра: Тетка-наседка (Хола-хола)

Из играющих выбираются двое водящих. Один из них — орел, другой — курица, остальные — цыплята. На одной из сторон площадки чертится круг или квадрат, это гнездо орла. Орел находится в гнезде, а курица — в поле. Цыплята ходят за курицей, собирая зернышки.

По сигналу орел, разводя руки (крылья) в стороны, летает и пытается поймать цыплят. Цыплята не отходят от своей матери-курицы, прячутся за нее. Курица не дает возможности орлу поймать и унести цыпленка. Когда орел гонится за цыплятами, курица, защищая их, приговаривает: «Я вырастила цыплят, не отдам тебе ни одного. Они останутся жить со мной, не смей забирать моих детей!»

Орел, не обращая внимания на кудахтанье курицы, пытается поймать цыплят и унести в свое гнездо. Орлу нелегко ловить их, так как они обманывают его, разбегаются в разные стороны поля.

Если орел уже поймал больше половины цыплят и унес к себе в гнездо, курица начинает звать цыплят: ко-ко-ко. Услышав ее голос, цыплята бегут в сторону курицы. Орел не пускает их. Они увертываются и любыми путями убегают.

Цыпленок, который не был пойман, при повторении игры становится орлом. Выигрывает тот цыпленок, который ни разу не был пойман, или тот орел, который быстрее поймал цыплят.

Правила игры. Орел начинает летать только по команде. Цыплята, гуляя по лугу, должны следовать за курицей и друг за другом; когда же они окажутся в трудном положении,    то    могут    разбежаться    в    разные       стороны, но не выходить за пределы поля. Курица имеет право сопротивляться и мешать ловить своих детей. Цыплята не должны выбегать из гнезда орла, пока не услышат голос курицы.

  1. Остановка. Эстония.

Эстонская народная игра:  Сторож (Рынгу)

Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.

 Правила игры. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.

  1. Обобщение и вывод. Беседа.

Давайте обобщим  слово толерантность  в виде солнца. Слайд № 11

Вспомним, что такое толерантность, толерантное отношение. Какого человека можно назвать толерантным. Как вы считаете достаточно ли Вы толерантны? Чего Вам не хватает? Как быть? Впечатление - понравилось путешествие? Что  нового узнали? Подведём итоги.

Как же можно стать более толерантным.  Слайд № 12

Таким образом, мы  с вами  много  говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем  составить правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся  понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи  лучшие  аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Тезисы:

  • Мы не можем  в одночасье  сделать толерантным  ни свое поведение, ни поведение  других людей, и не надо корить себя за это.
  • Однако важен  даже самый маленький  шаг в этом направлении.
  • Важно не то, что мы говорим  и во что играли  на протяжении занятия, а то, что вы из него  вынесете в реальную жизнь, как измените  отношения с людьми, с которыми встречаетесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА "МАМЫ И ДЕТИ"

Конкурсно-игровая программа посвящена празднику День Матери....

План – конспект игровой программы, посвященной награждению детей в конкурсе рисунков «Танец Осени» ТСК «Созвездие» для детей второго года обучения.

Возраст детей: 5-7 летТема: Игра - конкурс рисунков «Танец Осени»Цель: Формирование интереса к танцу посредствам художественного творчества*.Задачи: Создание игровой мотивации. Развитие фантазии, твор...

Игровая программа "Толерантность"

Методическая разработка "Игровая программа "Толерантность" содержит материалы для проведения мероприятия ко Дню толерантности для 5-х классов....

Сценарий игровой программы "Час толерантности".

Сценарий ко Дню толерантности....

Воспитание этнической толерантности у детей с ОВЗ через игровые упражнения

В статье представлен опыт работы в разнонациональном классе  с обучающимися с умственной отсталостью (вариант 2)....

Игровая программа по воспитанию общечеловеческих ценностей "Страна толерантности" (квест-игра)

Игровая программа по воспитанию общечеловеческих ценностей "Страна толерантности" (квест-игра)...