Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса
классный час (6 класс) на тему

Анализ работы по теме "Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя

в формировании познавательных интересов учащихся

и итоги работы с классом в 2007-2011 годах.

Классный руководитель Байрамгалина З.И.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Познавательная, развивающая деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, умственных способностей,  накопления знаний, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности и организуется в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и так далее.

Далее рассмотрим, как классный руководитель, организуя такую деятельность детей во внеклассной работе, может сформировать познавательный интерес у учащихся.

Перед классными руководителями экспериментальных классов была поставлена следующая Цель: Показать роль и возможности классного руководителя в формировании познавательных  интересов школьников.

Для решения данной цели нужно было выполнить следующие задачи:

1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;

 2. выявить особенности деятельности классного руководителя;

 3. рассмотреть психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов;

 4. определить пути и средства формирования познавательных интересов классным руководителем.

       Повышение эффективности в формировании познавательного интереса школьников возможно, если,

во-первых, в формировании познавательных интересов им помогают не только учителя - предметники, но и классный руководитель;

во-вторых, формированию познавательного интереса будет уделяться должное внимание,

в-третьих, применяться различные приёмы и методы,  способствующие его формированию.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений нами применялись следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение, анкетирование школьников, изучение опыта работы классных руководителей по формированию познавательных интересов, проведение опытной работы по формированию познавательного интереса  у школьников.

Работа проводилась в несколько этапов.

I этап: На данном этапе была поставлена следующая задача – узнать уровень развития познавательных интересов учащихся. Учащимся были предложены анкеты.

Целью проведения анкеты было следующее: определить уровни развития познавательных интересов: узнать направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса.

На II этапе в своем классе я проводила ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.

Такие как:  Викторина «Исторический турнир», «Час вопросов и ответов», конкурс знатоков «Экологические проблемы».

С помощью ниже перечисленных форм внеклассной воспитательной работы я старалась формировать познавательный интерес.

  1. Словесно-логические.

Основным средством является слово (воздействие словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Были проведены  такие беседы как «Не отрывайте взгляд от мяча», «Белая ворона», «Зеленая лампа».

2.Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет коллектив. Опираясь на него, классный руководитель может привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду. Наш класс очень дружный, эмоциональный фон класса положительный.

Из графика видно, что дети любят свой коллектив, им нравится общаться друг с другом.

        3.При работе с коллективом не маловажную роль играют образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Классный руководитель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Так второй год мы принимаем участие на районном конкурсе драматических коллективов «Новогодний переполох», провели урок-спектакль по истории «Великая французская революция», классный час по истории башкирского народа «Народное собрание башкир», начали составлять «Книгу Памяти класса», в котором собираем материалы о дедушках и бабушках, участниках ВОВ и тыла.

Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно-максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

С этой целью были проведены различные тесты и по результатам тестов составлены характеристики каждому ученику класса:

  1. Тест  на определение самооценки:

      Из графика  следует, что у 80% учащихся средний уровень самооценки, свидетельствующий  о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Им по плечу серьезные дела. У 1 ученика завышенная самооценка. Ему нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства.  2 ученика себя явно недооценивают.

  1. Тесты на выявление способностей.

        Вывод: не случайно любимым предметом является физкультура. У 59% -спортивные способности, много творческих личностей – 13 учеников, немало детей с математическими и конструкторско-техническими способностями.

  1. Тесты на определение тревожности.

Вывод: у 80% развит страх не соответствовать мнению окружающих, это, скорее всего, связано с особенностями переходного возраста. У 56% проблемы и страхи в отношениях с учителями. Это значит, что больше половины класса боятся отвечать.

Особенное значение в создании положительного отношения к учению приобретает личность учителя. Его облик, манера общения, отношения к детям – все это влияет на отношение детей не только к учителю и его занятиям, но и к школе и учению в целом. В этом отношении очень интересен следующий график.

Для классного руководителя в воспитании познавательного интереса очень важна развивающая функция педагогического процесса, которая заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Учитывая индивидуальные особенности детей, был выбран актив класса. Это – лидеры, которым нравится организовывать, командовать, которые находят общий язык со всеми одноклассниками. Но, все равно для формирования интереса большое значение имеет показ учителем образцов работы. Это воодушевляет учащихся, создает то положительное эмоциональное переживание, с помощью которого можно воспитать подлинный интерес к предмету. Поэтому прежде чем поручить ученикам какое-нибудь задание, я первоначально выполняю с ними сама. Потом они самостоятельно уже без напоминания делают свою работу. Просто нужно обязательно их поощрять, хвалить. Так, формируют команды для участия на спортивных соревнованиях физорги Хуснуллин Ильнур и Гайсин Салават. Организуют и проводят Дни именинников 4 раза в год, вечеринки, посвященные ко Дню Защитников Отечества, и к Международному Женскому Дню культмассовики во главе с Садыковой Алиной. В конце каждой четверти выпускают Экран успеваемости Каныгин Саша и Хамитова Земфира. Координирует работу актива класса староста Султанов Борис. В активе задействованы все ученики, этим стараюсь дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности, что по душе.

Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи: пополнение данных об интересах детей и создание в семье условий для активного формирования этих интересов. С этой целью были проведены родительские собрания по теме: «Поговорим о способностях», день открытых дверей «Особенности переходного возраста и как предотвратить конфликтные ситуации». Для более тесной связи с родителями, мы с редколлегией класса решили выпускать газету класса «Тинейджер», в котором рассказываем о школьной жизни учеников.

III этап. Это подведение итогов, анализ мероприятий.

И уже сейчас мы можем подвести определенный итог.  

 Наш класс принимает активное участие на международной олимпиаде по Основам Наук. Если в прошлом учебном году приняли участие 18 учеников из них 8 дошли до 3 тура из них 6 учеников по нескольким предметам. По результатам 3 тура Хамитова Земфира и Тазеев Наиль приняли участие в Лиге Чемпионов.

В этом учебном году из 25 учеников класса приняли участие на олимпиаде УРФО 20 учеников, из них 19 прошли на второй тур и 15 - на третий тур, несколько учеников по нескольким предметам.

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

Предмет

Баллы за

1 тур

2 тур

3 тур

1.

Каныгин Саша

Информатика

Биология

Математика

Физика

История

33

25

31

36

38

28

-

39

35

51

-

-

-

-

2.

Хамитова Земфира

Русский язык

Английский язык

Обществознание

46

44

54

58

29

73

3.

Мансуров Салават

География

Обществознание

Биология

72

59

36

61

52

19

-

4.

Султанов Алмаз

Инорматика

Химия

37

49

33

-

5.

Тазеев Наиль

Математика

Русский язык

Обществознание

Информатика

Английский язык

23

65

65

67

49

-

43

71

19

-

В.л.

-

6.

Султанов Борис

Математика

Русский язык

География

Обществознание

41

50

85

75

43

48

59

81

В.л.

7.

Садыкова Алина

Обществознание

Русский язык

Химия

47

52

22

63

35

-

-

-

8.

Рыжков Игорь

Обществознание

51

50

9.

Хуснуллин Ильнур

Обществознание

60

60

-

10.

Биктемерова Алина

История

Физика

Обществознание

Русский язык

Алгебра

20

30

57

51

14

-

35

59

22

-

11.

Байрамгалина Гульназ

Русский язык

Обществознание

Биология

45

42

25

30

69

-

-

-

12.

Гайсин Салават

Обществознание

Математика

Русский язык

59

31

33

70

21

35

-

-

13.

Казыева Рания

Литература

Обществознание

55

56

47

-

14.

Ситникова Юлия

Обществознание

62

59

15.

Валеева Эльмира

Химия

Биология

13

30

-

22

-

-

16.

Ахмеджанов Азим

Обществознание

63

30

-

17.

Курманова Миляуша

Биология

Математика

Обществознание

35

26

55

-

48

-

18.

Харрасова Зарина

Биология

19

-

-

19.

Мажитова Розалина

Химия

Биология

16

32

-

30

-

-

20.

Салихова Вера

Обществознание

40

54

Очень хорошие результаты показали на районных олимпиадах по предметам. Учащиеся класса принесли в копилку школы 15 призовых мест. Султанов Борис и Тазеев Наиль приняли участие на областных олимпиадах.

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

Предмет

Место

 1.

Султанов Борис

Право

Обществознание

Экономика

МХК

История

1

2

2

3

3

2

Тазеев Наиль

Информатика

Технология

Биология

1

1

3

3.

Каныгин Саша

Информатика

Биология

Экология

2

2

2

4.

Хамитова Земфира

Русский язык

Литература

2

3

5

Курманова Миляуша

Экология

1

6.

Мансуров Салават

География

2

Кроме того учащиеся класса активно участвует и в игровых олимпиадах по отдельным предметам. По русскому языку – в «Русском медвежонке», по английскому языку – «Британском Бульдоге», по истории – «Золотом Руно». В прошлом учебном году Хамитова Земфира заняла 9 место по региону в «Британском Бульдоге», Тазеев Наиль 2 место по району в «Золотом Руно».

Ни один конкурс не проходит без участия учащихся нашего класса. Второй год проекты Султанова Бориса признаются лучшими в районе. В этом году со своим проектом «Чистая планета для нашего будущего»  принял участие на областной научно-практической конференции.

Хамитова Земфира заняла 1 место на областном конкурсе сочинений «Россия – Казахстан дружба народов», На районном конкурсе «Серебряное перышко» Байрамгалина Гульназ заняла 1 место в номинации «Проза». Курманова Миляуша, Садыкова Алина и Казыева Рания заняли 1 места на районном конкурсе «Мозаика детства» в разных номинациях. Тазеев Наиль занял 1 место на районном конкурсе рисунков «Дорогою памяти» т.д.

        В целом классный коллектив, являясь неформальным лидером в школе, отличается от других классов своей плодотворной деятельностью, инициативой, разносторонностью. Это показали  выборы президента и членов самоуправления школы. Из разных направлений воспитательной деятельности были выдвинуты кандидатами в президенты 5 учеников класса. Мерия школы выдвинула Султанова Бориса, Учебный сектор – Каныгина Сашу, Трудовой сектор – Султанова Алмаза, Спортивный сектор – Хуснуллина Ильнура, Редколлегия – Тазеева Наиля. В результате выборов президентом школы стал Султанов Алмаз, а остальные кандидаты составили актив школы.

В конце учебного года проводится итоговое родительское собрание, классный час, с приглашением учителей-предметников, в котором по итогам учебного года классный руководитель, учителя-предметники, администрация школы поощряют детей за участие в олимпиадах, на конкурсах, в спортивных и культурных мероприятиях, за выполнение проектов - активное участие в жизни класса и школы. Ни один ребенок не остается без благодарственного письма, грамоты.

Таким образом, опытная работа показала, что очень важна роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся. После проведенных мероприятий у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы,  способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления

Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...

Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации

Основные направления работы классного руководителя в формировании учебной мотивации школьников...

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

Статья"Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся"

Данная статья содержит рекомендации в проведении классных часов посвященных правовому воспитанию. Имеются приложения разработки нескольких классных часов....

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...