Классный час в 5 классе на тему "Что такое толерантность?"
классный час (5 класс) на тему

Панкова Ольга Валерьевна

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока551.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича

городского округа Самара

Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru

               

Что     такое     толерантность?

(классный  час в 5  классе)

Составила

учитель музыки,

классный руководитель5 «Б» класса

 Панкова Ольга Валерьевна

                                                   Самара

                                                   2011г.

 Цели    классного часа:

1. Познакомить учащихся класса с понятием  «толерантность», с типами толерантности.

2. С помощью изложения теории по теме и практических упражнений доказать учащимся, что толерантность необходима в коммуникативном процессе.

3. Научить учащихся толерантности.

4. Продолжить работу по нравственному воспитанию  учащихся.

5. Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Оформление доски:      

 Классный час:

                                          Что такое толерантность?

Все люди разные - будь терпимым!

                   расовая                                                                                физиологическая

Типы толерантности

                         политическая               возрастная                      религиозная

Участники:

 учащиеся класса и их родители, классный руководитель


У: Процесс общения является неотъемлемой частью нашей жизни. Во многом результаты этого процесса зависят от того, как мы относимся друг к другу: понимаем ли мы друг друга, принимаем ли мы друг друга такими, какие мы есть.

Сегодняшняя наша встреча посвящена тому, чтобы научиться жить вместе, понимая друг друга.

А начнем мы со старинной легенды.

Учащиеся рассказывают и показывают эту легенду (автор, мудрец, чернокожий и белый человек).

Старинная легенда.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

  • Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к соглашению. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

-  А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А  мудрец думал  о будущем.  И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!


        У: Ребята, а как вы думаете, чему учит эта легенда?
         (Взаимопониманию, дружелюбию, терпимости)

        У: Все эти понятия можно объединить одним словом - толерантность. Это новое для нас слово.

- Кто из вас знает значение этого слова?  Или слышал это слово?

А слово это есть в разных языках мира:  русский - умение терпеть (мириться с чем -либо), принимать (признавать) существование кого - либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому -либо. Английский - готовность быть терпеливым, снисходительным. Китайский   -   принимать   других   такими,   какие   они   есть,   и   быть великодушным по отношению к другим.

Есть это слово и в испанском, и в арабском языках.

Определение на разных языках в целом совпадают: снисходительность,

великодушие, умение терпеть.

-        А как вы думаете, какое слово является ключевым для понимания
«толерантность»?
      (терпимость)

Терпимое отношение к людям должно быть основой общения жизни, должно быть, но, к сожалению, не является ей. А если б было, то преодолелись бы сами  собой  ссоры,  конфликты,   войны,  истерики  и  другие  неприятные  моменты в нашей жизни.

Разберем некоторые ситуации:

Мы   часто   с   вами   являемся   участниками   процесса   общения, нашими коммуникантами  являются   либо   сверстники,   либо   люди,   близкие   нам: родители, бабушки, дедушки. Порой случается так, что поведение наше отнюдь не связано с пониманием толерантности.

Ситуация 1.                     Мы и сверстники

Прозвенел звонок на урок. Ученица обнаружила, что её портфель спрятан, она знает, что это мог сделать только её сосед по парте. Обычно в подобной ситуации девочки начинают разборки со своим соседом, начинают ругаться, а иногда дело доходит до драки.

А теперь вспомните о понятии «толерантность» и скажите, как должна вести себя девочка:

  • Спросить у соседа: « Это ты сделал? Верни, пожалуйста, портфель»;
  • обратиться к учителю за помощью;
  • спрятать портфель своего соседа на другом уроке;
  • другие варианты.

Многие из вас, наверное, узнают себя в ситуации.

Ребята обсуждают каждый из вариантов ответа и находят единственный верный.

Ситуация 2.                      Я и родители

Ребенок не убрался в своей комнате. Как ведет себя родитель, когда войдет в комнату и увидит беспорядок?       (Агрессивно)

А теперь вспомним о понятии «толерантность»:

  • агрессивно, скандалит;
  • безразлично, может делать вид, что ничего не произошло;
  • подкупает чем- то ребенка, чтобы тот навёл порядок;
  • находит к ребенку подход и убеждает его в необходимости порядка в
    комнате. Обсуждение проходит вместе с родителями.

Ситуация 3.                   Я и люди старшего поколения

Представьте себе: вы идете по узкому тротуару и впереди вас движутся медленно две старушки. Вы очень торопитесь. Вы к ним вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как   вы   поведете   себя   в   такой   ситуации, исходя   из   понимания  «толерантность»:

- попросите еще раз;

- оттолкнете их и пройдете вперед;

- протиснитесь между ними;

- другие варианты.

Обсуждение вслух и обоснование ответа.

У: итак, опираясь на приведенные жизненные ситуации, мы видим, что часто бываем нетерпимы к друг другу, часто вступаем в противостояние с кем-либо, что влечет за собой только негативные последствия.

А сейчас давайте попробуем применить наши теоретические знания на практике.

Класс встает в одну шеренгу. Делится на две группы.

Игра «Пойми меня».                  Жюри (родители).

Задание: 1) дети в каждой группе должны встать по порядку даты рождения, делать это не разговаривая, с помощью жестов или знаков (январь - начало, декабрь — конец);

                  2)построиться по порядку начальных букв имени. Итак, ситуация непростая. Результат напрямую зависит от того, насколько дети будут терпимы друг к другу.

Несколько минут(3-7) ребята выполняют задания. Это вызывает смех, шутки, приятную возню, которая способствует сближению детей.

Жюри оценивает, в какой группе дети быстрее и миролюбивее строятся по порядку, и называет победителя-группу.

         У: Толерантность - широкое понятие. И это можно увидеть на схеме

(см. оформление доски).

О каких типах толерантности мы с вами сегодня говорили? (О возрастной, расовой).

          У: Встреча   наша   короткая,    и    мы    не    можем    разобрать   все   виды толерантности, но очень важно знать о существовании межнациональной толерантности, т.к. есть люди разных национальностей, вероисповеданий, нетерпимых друг к другу, что может привести к терроризму, убийствам и другим бедам.

          Завершая нашу встречу, давайте подведем итоги. Мы все очень разные, но живем на одной планете Земля. И для того чтобы жить вместе, трудиться, нужно терпение, нужно принимать людей такими, какие они есть. И тогда мы будем жить все в мире. А символом мира является голубь. Давайте напишем пожелания всем своим одноклассникам на птице мира. Пусть они облетят и принесут в класс мир, терпение, покой.  (Учитель раздает ученикам силуэты голубей, вырезанные из бумаги.)


Результаты классного часа:

Список   использованной литературы:

1.Жарчикова Н.П. Эмоционально - психологический климат в классе. Справочник классного руководителя №5,2007.,с.32.

2.Правила общения. Пойми меня. Справочник классного руководителя №7, 2007.С.29.

3.Умеете ли вы общаться?: Кн. для учащихся И.Н. Горелов, В.Ф.Житников и другие. - М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Классный час на тему: "Я не такой как все,как мне добиться признания?"

Форма проведения классного часа : телепередача " Пусть говорят"Цель: познакомить подростков с различными представителями молодежных движений,  выяснить, как добиться внимания среди  молодежи...

классный час на тему "Я не такой как все, Но какой же я?"

Данный классный час направлен на то, чтобы помочь учащимся в изучении себя, своих качеств личности; поразмышлять о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном; формировании чувств собст...

Классный час в 5 классе "Мы все такие разные, но этим и прекрасны"

Цели:1.     Закрепить у учащихся понятие «толерантность», познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности.2.     Воспитывать в детях уважен...

Открытый классный час на тему "Мы все такие разные, но вместе"

Этот материал можно использовать среди 5,6 классов...

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....