КЛАССНЫЙ ЧАС по психологии человека и культуре поведения.
классный час на тему

Бойкова Наталья Владимировна

Материалы к классному часу

ТЕМА: «Откровенный разговор о нас самих»

«КОНФЛИКТЫ И ИХ РЕШЕНИЯ»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_konflikty_i_ikh_resheniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС по психологии человека и культуре поведения

ТЕМА: «Откровенный разговор о нас самих»

«КОНФЛИКТЫ И ИХ РЕШЕНИЯ»


Знания: информировать учеников о способах мирного урегулирования конфликтов.
Ценности: воспитывать в учащихся умение ценить отказ от применения насилия и веру в то, что сотрудничество лучше конфликта.
Навыки: анализировать причины, порождающие конфликты в школьной среде.
Цель урока: обучить детей ненасильственным способам разрешения школьных конфликтов.
Время: 45 минут (1 урок).
Материалы к уроку: вопросники для обсуждения и карточки с информацией о стилях поведения в конфликте.

К сведению учителя
1. Основная идея.
        Отказ от насилия есть принцип, отрицающий применение насилия в любой форме, - в сфере личных отношений, в социальной и политических сферах. Для сторонников этого принципа насилие является неприемлемым средством улаживания споров и разногласий. Они стремятся находить ненасильственные методы разрешения конфликтов. Хуррельман, один из авторитетных западных специалистов в области конфликтологии, определяет насилие в школе как совокупность действий, влекущих за собой физическую и психическую боль или телесные повреждения действующих лиц или направленных на повреждение различных предметов в помещении школы. Галтунг расширяет это определение, вводя понятие “структурное насилие”. Структурное насилие выражается в актах социальной несправедливости, мешающих человеку реализовывать заложенные в нем возможности развития.
        На межличностном уровне сторонники ненасилия, выступая в роли участников конфликта, ищут решения, позволяющие всем конфликтующим сторонам в равной степени удовлетворять свои желания и потребности. Цель ненасильственного разрешения конфликтов – найти путь, ведущий участников конфликта к “выигрышу”. Вместо того, чтобы бороться друг против друга, они сообща анализируют проблему и стараются достичь согласия, которое не вредит их отношениям, а напротив, обогащает их. Однако не всегда оказывается возможным найти решение, выгодное для обеих сторон, особенно если “власть” внутри данных отношений распределена несправедливо или одна из сторон не желает признавать проблему.

2. Словарь урока.
Конфликт – это взаимоотношения между двумя и более сторонами, которые имеют, или думают, что имеют, несовместимые цели .
Насилие – это демонстрация или применение силы для оказания влияния или уничтожения
Ненасилие – широкий термин, служащий для описания методов разрешения конфликтов, объединенных общим принципом, согласно которому нельзя применять физическое насилие.

Ход урока
1. Определение цели и задач урока.
2. “Мозговой штурм”.
Определение понятий “конфликт”, “насилие”, “ненасилие”.
Учитель, используя метод “мозгового штурма”, вырабатывает вместе с детьми определение терминов “конфликт”, “насилие”, “ненасилие”.

3. Ролевая игра “Конфликт в классе”.

Это упражнение состоит из 2-х частей.
Ролевая игра проводится с несколькими участниками. Остальные ученики наблюдают и делают пометки. По окончании ролевой игры ситуация обсуждается в классе.
В части “а” учитель делит класс на малые группы для последующей работы. Затем он проводит ролевую игру с несколькими учениками класса. Остальные ребята внимательно следят за ходом ролевой игры.
В части “б” ученики, работая в группах, обсуждают предложенную ситуацию. Учитель должен заранее раздать ученикам вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения:
1) Что произошло на первый взгляд?
2) Что случилось после?
3) Какими были последние фразы/действия в данной ситуации?
4) Сколько человек было вовлечено?
5) Сколько было мальчиков/девочек?
6) Как вы считаете, почему произошла эта история?
7) Как вы думаете, чем она закончилась?
8) Что вы чувствовали, проводя разбор ситуации?
9) Как вы думаете, что случится с участниками после?

4. Упражнение “Как договориться?”
Учитель предлагает ученикам информацию о стилях поведения в конфликте (см. ниже). Информацию можно предварительно записать на доске или на флипчарте.
Далее учащиеся продолжают работать в малых группах.
Учитель раздает карточки с предложенными вариантами поведения в конфликтной ситуации (см. ниже). После обсуждения представитель группы должен описать, какой стиль поведения в конфликте они разбирали в группе и предоставить аргументы, что именно данный способ может помочь в этой ситуации.

ГРУППА 1. Компромисс лучше, чем насилие
Подумайте над тем, как можно разрешить данную ситуацию. Вашей группе предлагается, используя один из стилей управления конфликтом, изменить поведение участников конфликта. Используйте в своей работе фразу одного из участников: “Я могу немного уступить, если и вы уступите”. Действуйте осторожно, но открыто.
ГРУППА 2. Приспособление лучше, чем насилие
Подумайте над тем, как можно разрешить данную ситуацию. Вашей группе предлагается, используя один из стилей управления конфликтом, изменить поведение участников конфликта. Используйте в своей работе фразу одного из участников: “Что вы ни скажете, я не буду возражать”. Соглашайтесь, идите на уступки.
ГРУППА 3. Избегание лучше, чем насилие
Подумайте над тем, как можно разрешить данную ситуацию. Вашей группе предлагается, используя один из стилей управления конфликтом, изменить поведение участников конфликта. Используйте в своей работе слова одного из участников: “Конфликт? Какой конфликт?” Игнорируйте противоречия, которые возникли между участниками.
ГРУППА 4. Сотрудничество лучше, чем насилие
Подумайте над тем, как можно разрешить данную ситуацию. Вашей группе предлагается, используя один из стилей управления конфликтом, изменить поведение участников конфликта. Используйте в своей работе слова одного из участников: “Давайте попробуем вместе решить это”. Будьте открыты, стремитесь к диалогу. Ищите решение, при котором бы были решены проблемы обеих сторон.

Стили поведения в конфликте
Контроль – это силовой, агрессивный подход. Он обычно используется тогда, когда конфликт и проблемы рассматриваются как соревнование, в котором либо побеждаешь, либо проигрываешь.

Компромисс – в нем интересы сторон удовлетворяются в равной степени. Тем не
менее, достигнутое решение краткосрочно, и стороны часто не покидает чувство потери, поскольку этот стиль закрывает возможность и/или желание достичь лучшего решения.
Приспособление – несогласия игнорируются или сглаживаются, мнения не высказываются. Мир любой ценой - вот цель данного стиля.
Избегание – физический или эмоциональный уход от конфликта. Избегание может либо оставить проблемы нерешенными, либо “надавить” на остальных, но и то и другое имеет свои негативные последствия.
Сотрудничество – также называется подходом “выигрыш - выигрыш”, в котором проблемы разрешаются при взаимном уважении и согласии. Хотя этот стиль требует много времени, он является наиболее эффективным способом достижения справедливых и долговременных решений, при которых обе стороны конфликта остаются в выигрыше.

Вопросы для итогового обсуждения:
1) Помогло ли изменение стиля поведения повлиять на конфликтную ситуацию?
2) Какие именно обстоятельства на это повлияли?
3) Трудно ли было вам перестроиться? Какие трудности вы ощущали?
4) Случалось ли вам использовать этот стиль поведения раньше? Если нет, то
будете ли вы использовать его в дальнейшем?
5) Как вы считаете, какой именно из предложенных стилей поведения поможет
решить ситуацию к удовольствию обеих сторон?
6) Согласны ли вы с тем, что именно сотрудничество поможет вам успешно решить проблему?

5. Домашнее задание.
Вспомните какой-нибудь конфликт, реально имевший место в вашей жизни, и подумайте над тем, как его можно было бы более успешно разрешить, используя те знания, которые вы получили сегодня на уроке.

Примечание:
Текст к ролевой игре “Конфликт в классе”
Идет урок. Во время объяснения учителя один из учеников громко разговаривает с соседом по парте, дергает за косичку впереди сидящую девочку, кидает бумажки на соседний ряд.
Ученица: Он меня обижает!
Учитель (обращаясь к ученику): Прекрати нарушать дисциплину!
Ученик: Чего? Я ничего такого не сделал!
Учитель: Ты мне мешаешь вести урок. Дай дневник!
Ученик: Я его дома забыл.
Учитель: Тогда завтра чтобы родители были в школе!
Ученик: Они весь день работают и не смогут прийти.
Учитель: Прекрати огрызаться, выйди из класса.
Ученик: Не выйду, я хочу знания получать.
Учитель: Ты еще огрызаешься?!
Учитель подходит к ученику и ведет его за руку к двери.
Ученик: Отпустите! Вы не имеете права меня трогать!

________________________________
Литература:

  1. Стили поведения в конфликте /Методы разрешения и предупреждения конфликтов. Ал-маты, 1998.
  2. Методы разрешения и предупреждения конфликтов. Алматы, 1998.
  3. Жабкина Т., Рожнева Ж., Кин Э. О нашей Конвенции. Томск, 2002
  4.  Шарп Д. Типы ненасилия/Народная дипломатия. Материалы для чтения. Роверето, 2001.
  5. Валькер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу на тему: "Культура поведения в школе"

Эту презентацию можно использовать на классном часе в 5 классе по теме: "Правила поведения учащихся"...

Разработка классного часа "Культура поведения в школе"

Эта разработка поможет провести классный час о правилах поведения...

Программа дополнительного образования детей "Культура поведения делового человека"

Предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общен...

Классный час в 7 классе по теме "От культуры внешнего вида до культуры поведения человека"

Культурные навыки поведения - это вошедшие в привычку, укоренившиеся, тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления его личности (движения, выражения лица, речь и др.), свидетел...

Классный час с психологом для 8-11 классов "Суицидальное поведение подростков"

Данный классный час - один из элементов профилактической работы школьного психолога. Занятие составлено таким образом, чтобы максимально настроить обучающихся на откровенный разговор на важную тему, а...

Классный час "От культуры внешнего вида до культуры поведения человека".

Культурные навыки поведения - это вошедшие в привычку, укоренившиеся, тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления его личности (движения, выражения лица, речь и др.), свидетел...