"Что значит быть успешным человеком?"
статья (7, 8, 9 класс) по теме
При работе со школьниками мы используем разнообразные формы профориентации. Одна из таких форм выбрана нами давно, но все время усовершенствуется. Это - круглый стол «Что значит быть успешным человеком?» Чем интересна эта форма? Тем, что это мероприятие можно провести как массовое - для нескольких классов, и как простой классный час по профориентации. Эта вариативность привлекает школы. А нас, как экспериментальную площадку, привлекает возможность широкого сбора информации о готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что значит быть успешным человеком?
Успех приходит, когда возможность встречается с готовностью.
Зиг Зиглар ( Zig Ziglar )
— писатель, лектор и большой специалист в области сетевого маркетинга.
При работе со школьниками мы используем разнообразные формы профориентации. Одна из таких форм выбрана нами давно, но все время усовершенствуется. Это - круглый стол «Что значит быть успешным человеком?» Чем интересна эта форма? Тем, что это мероприятие можно провести как массовое - для нескольких классов, и как простой классный час по профориентации. Эта вариативность привлекает школы. А нас, как экспериментальную площадку, привлекает возможность широкого сбора информации о готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Основная цель этого мероприятия - заставить задуматься подростков 13 – 15 лет о ближайших целях в их жизни, о расставлении жизненных приоритетов на ближайшее будущее, о том что «каждый сам кузнец своего счастья». Отсюда вырисовываются задачи круглого стола:
- научить работать в команде;
- создать ситуацию успеха для каждого подростка путем возможности проявить себя;
- объяснить что образование необходимо для успешного выбора профессии;
- напомнить, что «не хлебом единым жив человек»;
- на примере жизни известных людей показать, что успех зависит только от желания и стремления к нему.
Можно организовать круглый стол как большое мероприятие на два часа, собрать несколько команд детей 7 – 9 классов. Мы это организовываем на своей базе и в разных вариантах: можно собрать команды из одной школы, а можно (и интереснее) из разных. В этом случае будут разнообразные задания: и подумать, и поклеить, и поотстаивать свое мнение. Разновозрастные команды имеют разное видение ситуации и разный набор аргументов в защиту своих представлений. Это само по себе интересно. Мы проводим такого рода мероприятие в конце учебного года, собирая команды детей, с которыми мы сами занимались профориентацией по своим программам. В этом случае, анкетируя школьников и слушая их аргументы во время круглого стола, мы получаем представление о том, насколько хорошо мы поработали в течение года - насколько мы успешно продвинулись в работе с детьми в направлении их профориентации. Каждый раз для нас это мероприятие своего рода тест: что получилось, что не получилось, а если не получилось, что надо изменить. Не зря я в самом начале сказала, что эта идея находится в постоянном усовершенствовании.
Аналогичный вариант мы используем, когда мы проводим на базе школы массовое мероприятие. У нас заключены договоры о сотрудничестве с 30 школами района. Безусловно, более плотно мы работаем с теми школами, которые находятся рядом с нами. Но мы не забываем и про остальных, хотя такое сотрудничество получается не таким насыщенным, как хотелось бы. Мы проделываем все те же манипуляции – предварительное анкетирование, обработка анкет и включение полученных данных в обсуждение за круглым столом. И тут вырисовывается четкая картинка насколько в тех или других школах района занимаются (не занимаются) профориентаций со школьниками: достаточно начать разговор на эту тему. Если с детьми в школе занимаются, то отвечают они продуманно, быстро, активно. Если дети с этими проблемами еще не сталкивались, то и отвечают натужно, в глазах удивление – за чем мы это все обсуждаем? Как правило, в таких группах встречается один-два ребенка, с которыми явно родители говорят на данные темы, они то и развивают бурную активность.
Третий вариант - проведение «Успешного человека» на классном часе, посвященном профориентации. Берется один класс, делится на команды. В этом случае предусмотрен несколько укороченный вариант сценария, рассчитанный уже на 45 минут. Но в целом канва сохраняется: предварительное анкетирование, обработка данных, обсуждения.
Итак, чуть подробнее о круглом столе «Что значит быть успешным человеком?» и о полученной нами статистике.
Проведение данного мероприятия состоит из трех этапов. Первый – предварительный. Мы проводим анкетирование школьников, которые в дальнейшем будут участниками круглого стола. Разработкой анкет и их обработкой занимается психолог нашей ОЭП. Перед анкетированием психолог проводит небольшую беседу для включения подростков в заданную тему. В анкете рассматриваются три аспекта – слагаемые успешности человека, качества человека успешного и качества, которыми обладают наши респонденты.
Второй этап – обработка анкет и внесение полученных данных в сценарий круглого стола. Таким образом, сценарий все время корректируется под определенный класс или школу, для которых он предназначается.
Из девяти предлагаемых в списке слагаемых жизненного успеха нужно выбрать пять и проранжировать их по значимости с точки зрения опрашиваемого. Получается следующая статистика. Учащиеся 7-х классов отдают приоритет образованию, семье и друзьям. Учащиеся 8 классов ставят на первые места семью, карьеру и здоровье. Учащиеся 9-классов выбирают материальное благополучие, карьеру и хобби.
Из предлагаемого набора человеческих качеств нужно выбрать те, которыми (по представлению опрашиваемого) должен обладать успешный человек. Учащиеся 7-х классов на первые пять позиций ставят силу воли, интеллект, воспитанность, активность и доброту. Учащиеся 8-х классов - интеллект, силу воли, воспитанность, терпение и общительность. Учащиеся 9-х классов - терпение, общительность, ответственность, активность и способность принимать решения.
Следующая позиция опроса – выбор из предлагаемого набора человеческих качеств те, которыми обладает сам опрашиваемый. Учащиеся 7-х классов характеризуют себя как волевые, добрые, обладающие индивидуальностью, с чувством юмора и общительные. Учащиеся 8-х классов добрые, общительные, воспитанные, с чувством юмора и физическим здоровьем. Учащиеся 9-х классов оптимисты, умеют принимать решения, интеллектуальные, волевые и внешне привлекательны.
При этом наша статистика так же учитывает, как по-разному отвечают мальчики и девочки. В основном все ответы соответствуют возрастным представлениям и меняются соответственно взрослению.
Третий этап – проведение круглого стола. Тут тоже есть несколько вариантов. Вариант первый, укороченный, предназначенный для классного часа. В него входят:
- обсуждение слагаемых успешности;
- выполнение задания «Продолжить цитату»;
- ознакомление со статистикой опроса;
- определение героев жизненных историй.
Подробнее про статистику. Школьникам мы показываем, как в целом ответил класс, как отвечали девочки и как отвечали мальчики. С семиклассниками мы просто обсуждаем полученные результаты. В 8-х классах мы обсуждаем сначала полученные результаты опроса их класса, потом проводим сравнительный анализ ответов семиклассников и восьмиклассников. Соответственно, в 9-х классах сравнительный анализ расширяется: от 7-х до 9-х.
Второй вариант круглого стола предназначен для массового мероприятия и помимо перечисленных пунктов в него входит задание собрать «Ромашка качеств» и защита своих работ.
Какой получается вывод их опыта проведения этого мероприятия?
Те учащиеся, с которыми мы занимаемся профориентацией в любом из предлагаемых нами вариантов: занятия по программам «В поисках своего призвания» для 7 – 8 классов, «Твоя профессиональная карьера» для 9 классов, мастер-классы для 7 – 9 классов, фестиваль «Город мастеров» для 7 – 9 классов; достаточно продуманно отвечают на вопросы анкеты, активно и с интересом включаются в задания, слаженно работают в командах, приводят интересные аргументы в защиту своих мнений.
Те школьники, с которыми мы работаем разово, демонстрируют совсем иную картину. Учащиеся даже 9-х классов не могут увидеть связь между получением образования как такового и возможностью выбора и получения профессии. То есть, как показывает анкетирование, детей в школах нацеливают на образование, и дети выбирают образование как один из важнейших критериев успешности в жизни. А вот что означает «образование» помимо получения разнообразных знаний в школе, и какую «дверь» в жизни оно, «образование», им откроет в дальнейшем, мало кто может ответить. И уж тем более, мало кто способен соединить следующую цепочку: образование – профессия – карьера – материальный успех.
Когда говорим о карьере выплывает еще один казус: карьера воспринимается исключительно как движение вверх от работника к начальнику, а потом к еще более высокому начальнику. Когда начинаем объяснять, что подобную карьеру хотят и делают единицы, а для большинства людей карьера заключается в другом – в профессиональном росте – очень удивляются.
Мы собираемся и в дальнейшем использовать идею круглого стола в своей работе. И дело не только в том, что у нас осталось много неохваченных школ в нашем районе. У нас много идей как развить тему успешности и для тех, кто уже побывал на этом мероприятии. А как будут претворяться наши идеи в жизнь, покажет время.
Методист, педагог дополнительного образования ГБОУДОД ДДТ «Фонтанка-32»
Н.В. Сперанская
Февраль 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"
Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"...

«Быть современным, значит быть толерантным!»
Цели:1. Улучшение психологического климата в группе.2. Создание условий для формирования терпимости к различ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов
Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"
Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...
Быть здоровым- значит быть мудрым.
Беседа о здоровом образе жизни....

