«Актуальные проблемы воспитания»
материал на тему

Филатова Ольга Федоровна

Доклад

 для заседания методического объединения классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_vospitaniya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему «Актуальные проблемы воспитания»

выполнен для заседания методического объединения классных руководителей

Выполнила: Филатова О.Ф.

Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку, формирует идеал человека сильного, волевого, независимого, успешного, лидера (« Я могу, я сделаю, я достигну»). Наше время требует человека гибкого, разностороннего, легко и  без страха готового воспринимать и осваивать нечто для него новое, причем желательно в максимально короткие сроки, человека творческого, активного, готового брать на себя новые социальные роли, толерантного в выстраивании межличностных отношений. Школьная программа вся нацелена на взращивание такого универсального человека. Это идеал, но реалии таковы, что соответствовать этому идеалу, хотя бы приблизительно, на сегодняшний момент способны лишь единицы. 

Проблемы воспитания существовали во все времена. Однако отечественную систему воспитания многие педагоги и психологи определяют как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. Проблемы эти связаны с изменениями самого общества, с переосмыслением общественных ценностей. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

Современное общество характеризуется стремительным  расслоением. Общество утратило некогда имевшее место относительное единство. Мы достаточно сильно отличаемся материальным положением (у одного ребенка телефон за15 тыс., а у другого нет ботинок), уровнем интеллектуального развития, отличаемся уровнем личной культуры, религиозными убеждениями. Конечно, общество всегда делилось на группы, оно никогда не было абсолютно единым и не может быть, но различия между этими группами не было таким разительным. Сегодня, если ребенок не обладает  рядом общепринятых благ, он становится «не интересен» сверстникам, т.е. социуму, в котором ежедневно находится. Он в стороне, он выброшен из жизни, что ведет к замкнутости, обиде, а затем обозлению на весь мир, жестокому, противоправному поведению, иногда суицидам.

Кризис духовной культуры, «духовная скудость». Жизнь души необходима, моя жизнь души – это мои увлечения, мои интересы. Многие же сейчас не имеют никаких интересов вообще, кроме телевизора. Скучно, время как то надо проводить. Выпил  - веселее стало (пример из собственной юности про мальчишек) – пристрастие к алкоголю, наркотикам. Статистика показывает, что количество правонарушений, связанных с распитием слабоалкогольных спиртных напитков и курением, среди несовершеннолетних выросло в несколько раз. Борьба с данными правонарушениями ведется всесторонняя: школа, правоохранительные органы, медико-психологические центры, даже реклама. Однако применяемые методы оказываются малоэффективны в наши дни – причина в духовной пустоте, « я не умею ничем другим себя занять»

Еще совсем недавно грубость, ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным событием. А сегодня, услышав на улице от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием.  Одной из самых важных проблем воспитания нового поколения, на мой взгляд, стала проблема очерствения общества. Виной тому во многом средства массовой информации, с которыми школе очень трудно тягаться за силу влияния на ребенка. Индустрия Голливуда и наша собственная киноиндустрия по примеру Голливуда создает образ героя нашего времени, который идет к достижению своей цели любыми доступными ему средствами, у него своя правда и свой закон, он сам - закон и правда. Утверждается  идея выживания, борьбы за выживание, а выживает сильнейший, и он прав.  Отсюда жестокость по отношению  слабым. Ты слабый – ты ничтожество. Самоутверждение через унижение другого, более слабого, я унижаю, значит я сильный.

         Если обратиться к компьютерным играм- стрелялкам.  Играя в виртуальные игры, ребенок не только получает информацию, но учится жестокости: он учится убивать других и умирать сам. Он не испытывает боли, видя виртуальную кровь, у него притупляется чувство страха, исчезает инстинкт самосохранения. Мозг получил и обработал информацию. Возможно, считают психологи, именно здесь кроются корни детских и подростковых суицидов.

Уродливость внутреннего духовного мира характерна для многих современный детей. Они не видят и не ценят красоты. Они выросли на мультиках, типа «Губка Боб – квадратные штаны». Так рождаются вандалы.

Еще одна проблема – это уход в виртуальный мир, где все ярко, легко, где все мгновенно получается, а ведь в реальном мире все намного труднее. Ребенок отдаляется от реальности, от общества, получая возможность быстрого овладения информацией, теряет возможность живого общения. Дети не умеют общаться, не умеют играть.

Возможно, что уход виртуальный мир также связан с недостатком внимания и теплоты со стороны близких, семьи в мире реальном. Ребенок пытается восполнить пустоту. Родители большую часть времени проводят на работе, в заботе о материальном благосостоянии семьи, но при этом неизбежно теряют контакт с собственным ребенком. В виртуальном мире можно со многими общаться. Ребенок страдает от недостатка теплоты, доверия, защищенности, которые так необходимы в процессе воспитания. Недостаток общения, прямого, тактильного, эмоционального контакта ребенка и взрослого – отрицательно влияют не только на эмоциональное развитие ребенка, но и на формирование его взглядов и убеждений. Перекладывая весь процесс воспитания на плечи обучающих учреждений, родители забывают, что именно они, их личный пример поведения в реальной жизни, их отношение к окружающей жизни, формирует у детей стереотипы поведения, которые не сможет изменить ни учитель, ни воспитатель.

Главное на сегодняшний день в воспитании детей и подростков, на мой взгляд,  - пробуждение человечности. В каждом из них внутри живет человек, тот самый с заглавной буквы, большой, светлый и добрый, но он там за семью замками, он боится себя проявить,  он очень ранимый. Ведь они все способны искренне проявлять добрые чувства. Почему-то проявлять добрые чувства по отношению друг к другу нам намного сложнее , чем злые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы воспитания современных школьников

Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу.  Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо...

Актуальные проблемы воспитания школьников.

Актуальные проблемы воспитания школьников в современной школе....

Актуальные проблемы физического воспитания -"Уровень физической подготовленности городских и сельских школьников мужского пола липецкой области"

Авторы исследования:Т.С.Гнусов (к.п.н), В.А.Кашкаров (к.п.н., профессор), Головина Т.И.(преподаватель МБОУ СОШ №2 г.Задонска). Цель исследования: проанализировать состояние физической подготовленности...

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Доклад на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе"

В даном докладе представлен материал по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы МБОУ СОШ№6....