Актуальные проблемы воспитания школьников.
статья (10 класс) по теме

Васильева Раушания Аглулловна

Актуальные проблемы воспитания школьников в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akt_problemy.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

В наше время перед классным руководителем  встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным, не только в педагогическом, но и социальном плане.  Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей.  Например,  проведение  родительских  собраний на тему "Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка",  "Юность и ее психологические  проблемы", "Родительская любовь и воспитание" и другие.  Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Достижению  этой цели направлены "Уроки жизни" -  классные часы, посвященные изучению жизни и  деятельности наших земляков - соотечественников. В ходе которых учащиеся знакомятся с их  трудом, достижениями, планами на будущее и для себя могут наметить планы в жизни.  Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.

Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.

Я,  как классный руководитель,  постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. В этих целях  посещаю детей на дому, часто беседую с родителями, приглашаю их на уроки, активно работаю с учителями - предметниками.

        Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы  духовно-нравственного воспитания школьников.
     Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее.  

   Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро, мир и согласие, покаяние как отречение от зла, милосердие.  
        Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только «...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста...».

 Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
         Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.  Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение  и воспитание на основе духовности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем  желание делать добро.

         Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Поэтому, тематику классного часа в начале учебного года мы обсуждаем вместе с классом,  при этом выбираем те темы, которые актуальны  как для нашего общества, так и для детей данного класса. К проведению классных часов учащиеся готовятся заранее, подбирая  самостоятельно материал, подготавливая интересующие их вопросы, которых мы вместе обсуждаем и пытаемся найти правильный ответ. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое  место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.  Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.   Для формирования Военно-патриотического воспитания, организуется месячник оборонно-массовых работ, во время которого проводятся, различные конкурсы, смотр строя и песни, встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами войны в Афганистане, Чечне.  Учащиеся   старшего звена школы, в том числе и моего класса, занимаются в военно-патриотических секциях, участвуют в военно-патриотической игре «Зарница», состоят в отряде по профилактике правонарушений, духовно-нравственным воспитанием занимается психолог школы, проводятся классные часы посвященные воспитанию духовно-нравственных качеств учеников. Всем понравилось мероприятие -  "Урок мужества", посвященный  героизму воинов - интернационалистов с приглашением ветеранов, в числе которых  был и отец  Галеева Азата - ученика моего класса.

Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы воспитания современных школьников

Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу.  Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо...

Актуальные проблемы подготовки школьников к ЕГЭ по физике

В условиях современной школы невозможно предоставить качественное образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью п...

«Актуальные проблемы воспитания»

Доклад для заседания методического объединения классных руководителей...

доклад на тему "Семья и СМИ: проблемы воспитания школьников"

Доклад на тему:" Эстетическое воспитание школьников. Семья м СМИ: проблемы воспитания"...