Методческие разработки классных часов
классный час (8 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Классный час в 8 кл. "Россия и Крым - вместе".

Цель: Разъяснение учащимся исторического значения, оснований воссоединения России и Республики Крым.

Задачи:

- Формировать представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени;

- Возобновление памяти о совместных героических страницах истории России, Крыма;

- Формирование представления о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации.

- Развивать познавательные способности,

- Воспитывать гордость за свое отечество.

- Формировать чувство патриотизма

- Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Основные термины: достопримечательности, референдум

Оборудование и материалы: проектор, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Россия и Крым – вместе», видеоролик «Здравствуй Крым».

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет урок по актуальной теме: «Россия и Крым – вместе». Мы с вами рассмотрим историческую связь России и Крыма, достопримечательности этого края.

II. Основная часть

Заселение полуострова Крым людьми произошло в глубокой древности. Как установили ученые, первые люди появились здесь 100 тыс. лет назад, ещё в эпоху каменного века. Древнее название Крыма – Таврия (от племени тавров).

В VII в. до н.э. на Черноморском побережье началось основание древнегреческих колоний. Наиболее известными среди них были Херсонес Таврический (ныне Севастополь), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия, Ольвия и др.

В V в. до н.э. греческие города-государства Восточного Крыма объединились в единое Боспорское царство

Начиная с VI в. по территории Восточной Европы прокатились волны нашествий новых кочевых племен – аваров и тюрков. Затронул этот процесс и Крым. В это же время сюда началось проникновение и славянских племен, которых античные авторы называли антами. В VII в. вся территория Крыма, кроме Херсонеса, была завоевана хазарами и вошла в состав могущественного Хазарского каганата.

Новая страница крымской истории началась с возникновением на обширных просторах Восточной Европы в конце I тыс. нового государства – Древней Руси.

Именно в Крыму в древнем Херсонесе (по-древнерусски Корсунь) в 988 г. состоялось крещение князя Владимира, которое было распространено им на территорию всего Древнерусского государства.

Монгольское нашествие XIII в. коренным образом изменило историю многих народов Евразии. На территории Крымского полуострова образовалось Крымское ханство.

В это же время в Восточной Европе набирало силы Великое княжество Литовское. Началась борьба Московского княжества с Великим княжеством Литовским за земли Чернигова и Смоленска. В ходе этой борьбы крымский хан Менгли-Гирей стал надёжным союзником государя всея руси Ивана III. Между Бахчисараем и Москвой были установлены дипломатические отношения.

Однако период военно-политического сотрудничества оказался недолгим. Уже с первого десятилетия XVI в. крымцы стали совершать набеги на московские земли.

В 1687 и 1689 гг. московское войско совершило походы на Крым, правда, особых успехов не добилось.

Крымский полуостров в Новое время. Становление России как великой державы в XVIII столетии сопровождалось расширением государственных границ.

Итогом русско-турецкой войны 1768-1774 гг. стало признание Турцией независимости Крыма. А императрица Екатерина II 8 апреля 1783 г. издала манифест о присоединении Крыма к России. Это способствовало экономическому и демографическому развитию России в целом. На Чёрном море строились порты – Одесса, Николаев, Севастополь, быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство и торговля, а чуть позже и промышленность. Огромные пространства заселялись переселенцами с украинских и великорусских земель. Это переселение затронуло и Крым. Значительная часть крымских татар покинула полуостров и переселилась в Турцию.

Однако мирное развитие было прервано начавшейся в 1853 г. и трагически для Росси завершившейся войной с коалицией европейских держав и Турцией. Её основные сражения развернулись в Крыму. Поэтому и сама война получила название Крымской.

Крымская война завершилась подписанием Парижского мирного договора, одним из унизительных условий которого стал запрет для России иметь на Чёрном море свой флот. Только в 1870 г. благодаря дипломатическим усилиям канцлера А.М. Горчакова Россия восстановила это право.

История Крыма в составе Российской империи тесно связана и с её культурой, прежде всего, с эпохами Золотого и Серебряного веков. Крыму посвящали своё творчество А.С Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», А.К. Толстой «Крымские очерки». Здесь создавали свои живописные полотна И.К. Айвазовский, И.И. Левитан.

Крым в советскую эпоху. 18 октября 1921 года в составе РСФСР была образована Крымская автономная социалистическая республика.

Страшной трагедией для народов Крымского полуострова стала Великая Отечественная война. Начавшись 22 июня 1941 г. она быстро докатилась до территории Крыма. Приморская армия отступила к Севастополю. Началась Вторая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней – с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. Это было время тяжелых, кровопролитных боев, проходивших с переменным успехом.

Гитлеровская Германия планировала присоединить Крым к территории Третьего рейха, как область для немецкой колонизации и развития курортного отдыха. Крым был освобожден весной 1944 г. Города Керчь и Севастополь были удостоены высокой награды, став городами-героями СССР.

Крым в составе Украины. В 1954 г. Советский Союз с размахом отмечал трёхсотлетие событий Переяславской рады. 8 января 1654 г. украинские казаки во главе с гетманом Б. Хмельницким в Переславле присягнули на верность русскому царю. В честь этого замечательного юбилея Украинская ССР получила от братской Российской республики поистине царский подарок. По инициативе Н.С. Хрущева Генерального секретаря КПСС 19 февраля Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», а 26 апреля этот же орган принял соответствующий закон.

Это решение не соответствовало в полной мере советскому законодательству, так как никаких плебисцитов, соцопросов, а тем более референдумов не проводилась. Однако согласно Конституции СССР территория советских республик не могла меняться без их согласия, которое могло быть получено от Верховного Совета, но никак ни от Президиума. Власть как всегда приняла решение, по своему усмотрению не спросив мнения народа.

Этому процессу просто не придавалось существенного значения. Ведь территории передавались в рамках одной страны. Никому и в голову не приходило, что ситуация может измениться.

В 1991 г., охваченный серьезным экономическим и социально-политическим кризисом Советский Союз распался.

Россия же, преодолев тяжелое время начала восстанавливаться. После 1998 г. экономика страны медленно стала выбираться из пропасти, проблемы начали решаться. Однако отношения с Украиной по-прежнему были сложными. Существенный вклад в это вносили украинские власти, которые проводили и продолжают проводить антироссийскую, антирусскую политику. Для укрепления этих позиций пересматривается и переписывается история страны, пишутся новые учебники для школ, которые должны сформировать новое поколение украинцев, обладающих антироссийским мировоззрением. Это вызывает отторжение у русских, проживающих на Украине, и особенно в Крыму.

Особенно ситуация обострилась в 2014 г. После того, как националистически настроенные представители политической элиты Украины в феврале, в ходе антигосударственного переворота захватили власть ситуация по дальнейшей украинизации населения страны стала ещё более острой. Это потребовало срочно принимать решение, от которого будет зависеть судьба крымских народов.

И решение было принято и воплощено в жизнь самими крымчанами. На этот раз Россия не могла оставить народ без поддержки. В марте 2014 года в Крыму прошел референдум, где большинство населения (почти 96%) проголосовало за присоединение к России.

Особые отношения связывают Крым и Татарстан. 29 марта учреждено Постоянное представительство РТ в Республике Крым. Постоянным представителем Татарстана в Крыму назначен Ильмир Темиргалиев.

III. Викторина для внимательных

1. Назовите поэтов и писателей в чьем творчестве отразились красоты Крыма. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой)

2. Где находился Ханский дворец? (Бахчисарай)

3. Назовите древние города Крыма. (Херсонес, Феодосия, Керчь)

4. Как называется? (фотография)

(Ласточкино гнездо)

5. В каком году Крым был передан Украине? (1954 г.)

6. В каком городе князь Владимир принял крещение? (Херсонес)

7. Назовите столицу Республики Крым. (Симферополь)

8. Назовите города-герои Крыма. (Севастополь, Керчь)

А теперь я предлагаю вам посмотреть небольшую видео-экскурсию по Крыму.

(просмотр видео «Здравствуй Крым!»).

IV. Рефлексия

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

- Что вам запомнилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Урок мужества  в 8 классе.

«Елецкая наступательная операция».

Цель: воспитывать патриотические качества личности, уважение к подвигу  жителей города Ельца,

Способствовать  формированию интереса к изучению  истории Великой Отечественной войны.

Ход классного часа ;

I.Учитель.Древний, как сама Русь, город-воин и город-труженик Елец (град впервые упоминался в летописи в 1146 году) вписал немало славных страниц в её историю. Он был важным опорным пунктом, который преграждал путь врагу. Особенно знаменито в истории города битва лета 1395 года. Тогда на Русь шло войско грозного полководца и покорителя многих народов и земель Тамерлана. После того как жители города отказались капитулировать, войско Железного хромца сломило сопротивление ельчан и ворвалось в крепость. Все защитники и жители были перебиты, в плен взяли только князя Фёдора и его бояр. Но после этого боя войско Тамерлана отступило и не пошло вглубь Руси.

1 ученик.Во время Великой Отечественной войны Елец вновь грудью встал на пути врага, который пытался взять столицу СССР. В конце ноября 1941 года обстановка на этом участке советско-германского фронта была очень сложной. Немцы 22 ноября захватили Ефремов, 26 ноября - Ливны, 3 декабря – Павелец и 4 декабря - Елец. Советские войска в результате тяжелых оборонительных боев понесли значительные потери, нуждались в пополнении людьми и техникой, отдыхе. Но, несмотря на это, красноармейцы и командиры упорно держались за каждый оборонительный рубеж. Особенно жестокие бои шли за населенные пункты. Некоторые из них по несколько раз переходили из рук в руки.

 2. ученикДля стабилизации положения командование Юго-Западного фронта (командующий Маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко) ввело в сражение свежие силы, включая вновь сформированные стрелковые, танковые и артиллерийские части. Эти меры помогли стабилизировать линию фронта и подготовиться к контрнаступлению.

Яндекс.ДиректОдежда больших размеров недорого!

Гитлеровцы начали в Ельце террор, расстреливали раненых красноармейцев, оставшихся в городе. Многих из них жители спасли. Рискуя жизнью, они прятали раненых советских солдат, так, учительница начальной школы №4 В.Ф. Ляшкова спрятала от немцев 33 раненых. В этом благородном и опасном деле ей помогали ученики. Практически сразу началось партизанское движение, партизаны убивали немцев, уничтожали линии связи, нападали на обозы. 6 декабря партизанский отряд ворвался в Олыпанец и освободил наших пленных солдат. Партизаны приняли активное участие в начавшейся 6 декабря Елецкой наступательной операции. Они корректировали огонь артиллерии, налёты советской авиации, показывали обходные пути, с помощью которых можно было обойти опорные пункты противника, помогали в освобождении населённых пунктов. Перед освобождением Ельца партизаны убили в самом городе и его окрестностях более сотни гитлеровцев.

Планы советского командования. Силы сторон

3 ученик.Верховное командование и фронт поставили перед командованием 13-й армии (командующий генерал-майор Авксентий Михайлович Городнянский) и 3-й армии (командующий генерал-майор Яков Григорьевич Крейзер) Юго-Западного фронта две основные задачи. Во-первых, разгромить елецкую группировку вермахта (части 2-й немецкой армии) и этим помочь наступающим войскам Западного фронта; во-вторых, прорывом армейской подвижной группы в сторону Хомутова и Верховья создать угрозу тылу 2-й танковой армии Гейнца Гудериана.

4 ученик.По замыслу командования, главный удар советские войска должны были нанести из района Тербуны, Борки, Натальевка в общем направлении на Никитское, то есть во фланг и тыл группировке противника в районе Ельца. Одновременно в обход Ельца с севера наносился вспомогательный удар из района Маслово, Рогатова в сторону Тросны, Никитского. Оба удара, которые были направлены на Никитское, должны были привести к полному окружению и ликвидации группировки врага.

Для этой операции были сформированы 2 ударные группировки. Предполагалось, что главный удар нанесут силы подвижной ударной группировки Юго-Западного фронта генерал-лейтенанта Фёдора Яковлевича Костенко (группировку создали из резервов фронта). В группу вошли 1-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора И.Н. Руссиянова, 5-й кавкорпус генерал-майора В.Д. Крюченкина, 34-я моторизованная бригада А. А. Шамнина и 129-я танковая бригада под командованием П.М. Зыкова. В ней было около 20 тыс. человек, более 200 орудий и миномётов, 82 станковых и 360 ручных пулеметов. Эту группировку смогли незаметно сформировать и перебросить для удара, её появление стало для немцев полной неожиданностью.

 5 ученик.Вспомогательный удар с севера в обход Ельца, для отвлечения немцев, должны были нанести части 13-й армии генерал-майора A.M. Городнянского, там сформировали подвижную группу войск под командованием генерала Кирилла Семёновича Москаленко. Надо отметить, что состав 13-й армии был сильно обескровлен предыдущими боями, в неё входили 6 малочисленных стрелковых дивизий и одна кавдивизия, а также одна танковая бригада, где не осталось ни одного танка. Всего в «армии» было около 19 тыс. человек. С рубежа города Ефремова немцев готовилась атаковать 3-я армия генерала Я.Г. Крейзера.

В начале контрнаступления советские войска имели небольшое преимущество в личном составе (советские силы имели примерно 65 тыс. человек). Но в вооружении - в бронетехнике, орудиях и миномётах, пулеметах - имели превосходство немцы. Фактически, по теории военного искусства, Красная Армия не могла иметь успеха в наступлении.

Наступление

 6 ученик.Завершив сосредоточение сил и подготовку к наступлению, 6 декабря в 10 часов 13-я армия генерала A.M. Городнянского пошла в наступление. Против наступавших частей 13-й армии действовала наиболее сильная группировка 2-й немецкой армии (командующий генерал Максимиллиан фон Вейхс) в составе 3-х пехотных дивизий - 262-й, 134-й и 45-й. Гитлеровское командование учитывало значительное оперативное значение Ельца, который был базой для развития дальнейшего наступления на Задонск, Воронеж, Липецк. Именно поэтому для обороны города Ельца были выделены такие значительные силы. В течение 6 декабря части 13-й армии генерала Городнянского вели жестокие бои на всем фронте. Ударная группа армии смогла подойти к северо-восточной окраине города. Начались ожесточённые бои за город. 8 декабря северный фланг войск армии освободил Хмеленец и вышел на шоссе Елец - Ефремов. 148-я стрелковая дивизия вела уличные бои в центре Ельца, беря его квартал за кварталом. По свидетельству очевидцев этих боев, город был окутан густыми облаками дыма и сотрясался от постоянных взрывов. Схватки в городе продолжались и ночью. К утру 9 декабря 1941 года 148-я дивизия освободила Елец. Большую помощь в освобождении города оказали 143-я и 307-я стрелковые дивизии, которые охватили Елец с юга и севера. Днем 9 декабря город Елец был полностью освобожден от гитлеровцев.

 7 ученик.Наши войска, не останавливая натиска, продолжили наступление в направлении на Казаки. Немцы, не выдержав натиска советской армии, закрываясь арьергардами и ударами авиации, которую спешно перебросили на этот участок фронта, начали отходить к рубежу реки Воргол. Собираясь в районе Казаков и Мягкой построить два узла обороны, чтобы, опираясь на них, остановить движение Красной Армии. Но решить эту задачу командованию немецкой армии не удалось, рубеж обороны вермахта был прорван.

7 декабря в 7 часов пошла в наступление ударная группа генерала Ф.Я. Костенко. Главный удар группа наносила в направлении Никитского, навстречу соединениям 13-й армии. Часть группы - 34-я мотострелковая бригада - была брошена на Ливны для более глубокого охвата немецких сил. В ходе ожесточённого сражения к концу 10 декабря были разгромлены главные силы 95-й и 45-й немецких пехотных дивизий, и советские войска вышли в тыл группировке противника в районе Ельца, отрезав немцам пути отступления на запад.

 8 ученик. Чтобы окружить отходившие основные соединения 34-го армейского корпуса, нашим войскам надо было ускорить темп движения. Поэтому мотострелковой бригаде полковника А.А. Шамшина и 1-й кавалерийской дивизии приказали взять рубеж «Хомутово – Верховье» и захватить узел дорог в Верховье. Части кавкорпуса Крюченкина с утра 11 декабря продолжили контрнаступление. Они прошли за день 30-40 км и 12 декабря вышли на линию железной дороги Елец - Орел. В этот же день кавалеристы дивизии после ожесточенной схватки заняли Шатилово, там было захвачено более 200 единиц автотранспорта. Кавалеристы также овладели Россошным и к исходу дня вышли в район Орева. В это же день заняли Никитино.

9 ученик. В Шатилово советскими кавалеристами был разгромлен штаб 34-го армейского корпуса. Командир корпуса, по словам пленных немцев, бросил свои войска и сбежал на самолете. В результате успешного броска соединений кавкорпуса Крюченкина тылы 45-й и 134-й немецких пехотных дивизий разгромили, а пути отхода немецких подразделений на запад, которые попали в «котёл», были отрезаны. Части 1- гвардейской стрелковой дивизии Руссиянова 13 декабря захватили Измалково.

В «котёл» попали соединения двух пехотных дивизий вермахта (45-й и 134-й). Теснимые с восточного направления соединениями генерала Москаленко, немцы сосредоточили все свои силы у населенных пунктов Шатилово, Россошное и пошли на прорыв кольца, атаковав кавалерийские части корпуса Крюченкина. Кавалерия, уже сильно измотанная после нескольких дней непрерывных боев, не смогла выдержать удара технически более оснащенной пехоты вермахта. Кавалеристы оставили Шатилово и Россошное, отошли на юго-запад и заняли новую линию обороны на рубеже Верхняя Любовша, Зыбино, Щербачи. На следующий день, 14 декабря, немецкие подразделения продолжали свои отчаянные атаки, стараясь пробить себе дорогу на запад. Немцы направили основные усилия на фланги кавкорпуса, стараясь обойти их с севера и юга. Некоторые немецкие подразделения смогли выйти на коммуникации и прервали снабжение кавалерийских частей. Кавалерия оказалась в очень тяжелом положении. Части были обескровлены и измотаны боями, боеприпасы, продовольствие и фураж кончались.

 10 ученик.От командования кавалерийского корпуса шли сообщения одно тревожнее другого: «Противник, пытаясь вырваться на запад, обтекает фланги кавкорпуса»; через час: «32-я и 14-я кавалерийские дивизии отрезаны от штаба кавкорпуса, а штаб 32-й дивизии отрезан от своих полков. Штаб кавкорпуса связь с 32-й дивизией Г.А. Ковалева поддерживает только по радио … с 14-й дивизией А.И. Белогорского связи вообще нет… управление нарушено…». Для поддержки кавалеристов была срочно направлена 34-я моторизованная бригада, корпус также пытались поддержать с воздуха. Немцы, понимая всю сложность своего положения, бросались в новые атаки.

15-го немцы совершили последнюю попытку прорыва, собрав все силы в ударный кулак. Немцы ударили из района Россошенский в направлении на Кривец, атаку возглавлял командир 134-й пехотной дивизии немцев генерал Кохенхаузен. Но кавалеристы выдержали и эту атаку, противник был рассеян, немецкий генерал погиб. После этого организованное сопротивление было сломлено, часть немцев сдалась в плен, другие разбежались по лесу. 16-го остатки группировки были уничтожены или пленены. В итоге 134-я и 45-я пехотные дивизии вермахта были фактически уничтожены.

18 декабря был восстановлен Брянский фронт. В него вошли 3-я, 13-я армии и свежая 61-я армия. Его командующим был назначен генерал-полковник Я.Т.Черевиченко. Перегруппировав и пополнив свои силы, Черевиченко повёл их в наступление. Во второй половине декабря армии Брянского фронта продвинулись на 30-110 километров. Но к концу декабря они были остановлены хорошо организованным сопротивлением и контрударами немецких войск и перешли к обороне.

Значение операции

Учитель. Уникальность Елецкой наступательной операции заключалась в том, что в районе города Ельца войска правого фланга Юго-Западного фронта без предварительной оперативной паузы сразу перешли от обороны к контрнаступлению. Это было неожиданно для немецкого командования.

В результате Елецкой операции советские войска продвинулись на 80-100 км, очистили от немцев территорию площадью примерно 8000 кв. м, освободили от гитлеровцев восточную часть территории Орловской области - Краснозоренский, Корсаковский, Новодеревеньковский районы, то есть более 400 населенных пунктов. В том числе важный Елецкий железнодорожный узел - город Ефремов. Уже в 7 часов утра 9 декабря 1941 года на железнодорожную станцию Елец пришёл первый ремонтный поезд, а 10 декабря через город прошел первый воинский эшелон. Таким образом, было в полной мере восстановлено железнодорожное сообщение между центром Советского Союза и его южными областями.

Был ликвидирован елецкий выступ, стабилизирована линия фронта, нормализировано положение на правом фланге Юго-Западного фронта. Войска фронта окружили и уничтожили 2 пехотные дивизии вермахта, нанесли сильный удар 2-й немецкой армии. Немцы потеряли под Ельцом 16 тыс. человек убитыми и ранеными, в качестве трофеев было захвачено 226 орудий, более 900 единиц автотранспорта, 319 пулеметов и много другого военного имущества.

Кроме того, Елецкая наступательная операция отвлекла на себя часть сил 2-й немецкой танковой армии, оказав этим значительную помощь войскам левого крыла Западного фронта. Были созданы благоприятные условия для разгрома немецких войск южнее Тулы.

 II.  Просмотр фильма о Елецкой наступательной операции.

III.Минута молчания.



Предварительный просмотр:

Классный  час в 8- А классе.

 «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Посвящен памятной дате России — Дню неизвестного солдата. (слайд 1)

Цель:  

  • расширение знаний о героическом прошлом нашей страны ,  истории  мемориального  комплекса «Могила Неизвестного солдата» в Москве;
  • формирование исторической памяти и благодарности, уважения  к воинской  доблести  и бессмертному  подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным;
  • сохранение традиций доблестного служения Отечеству; воспитание патриотизма и гражданственности.

  Учитель. В октябре 2014 г.была  внесена  поправка в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и установлена  новая  памятная  дата — 3 декабря — День Неизвестного солдата. Исторически, в ходе войн, множество солдат гибло и их останки не были или не могли быть опознаны. В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы. Обычно такие памятники ставятся на могиле, в которой находятся останки погибшего солдата, личность чья неизвестна и считается невозможным её установление. 

Ведущий 1.  (слайд 2-4) Победа нашего народа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Ее история знает множество примеров мужества, стойкости и массового героизма. В сражениях этой войны погибли десятки миллионов советских воинов. Многих из них в силу невозможности установления их личностей неопознанными  хоронили в братских могилах, а их семьям сообщали: "Пропал без вести". На территории России, в местах, где проходили боевые действия в годы Великой Отечественной войны, имеется бесчисленное множество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа. Далеко не у всех тех, кто числится убитыми на войне, указано место захоронения. До сих пор на территории России и за ее пределами остаются лежать непогребенными безвестные останки наших воинов, защищавших интересы Отечества. (слайд 5-6)

 (Звучит песня «Братские могилы»  В. Высоцкий) (слайд 7-9)

     Ведущий 2. 24 октября 2014 года Государственная дума РФ объявила 3 декабря памятной датой России — Днём неизвестного солдата. Дата установлена в честь памяти обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны неизвестных солдатах и совпадает с днём, когда прах неизвестного солдата был перенесён и торжественно захоронен в Александровском саду. (слайд 10)

Могила неизвестного солдата у стены Кремля, в Александрийском саду…

    3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы советских воинов, расположенной на 41-м километре Ленинградского шоссе, и торжественно захоронен в Александровском саду у стен Кремля.  

  Вот как описывали это событие в советской прессе: «… 2 декабря 1966 года, в 14 часов 30 минут, останки одного из покоящихся в братской могиле воинов поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. Молодые солдаты, стоявшие в почетном карауле, сменялись каждые два часа весь вечер, всю ночь и утро следующего дня. 3 декабря в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве. На Манежной площади состоялся митинг, и гроб с останками Неизвестного солдата под артиллерийский залп был опушен в могилу».   (Просмотр видео открытие архитектурного ансамбля - могилы Неизвестного солдата»)

Чтец 1. (слайд 11)

           Мы пришли к нему летним вечером

В поле ратное, на пустырь,

Где погиб в боях сын Отечества,

Красной армии богатырь.

Мы нашли его, безымянного,

Взяли на руки легкий прах.

А заря вставала багряная,

Солнцем тканая на ветрах.

По родной земле нежно - ласково

Мы несли тебя, паренька.

И бывалые люди плакали.

Память вечная глубока.

Версты воина рано пройдены,

Не забудь его мать земля.

И лежит солдат в сердце Родины,

Возле гордых стен у Кремля.

   Ведущий 1. (слайд 12)Мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» был торжественно открыт 8 мая 1967 года. Вечный огонь зажег Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который принял факел, зажженный на Марсовом поле города Ленинграда, от прославленного летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева.

 Ведущий 2. (слайд 13)   На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени. (слайд 14)В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» -предложена С. В. Михалковым. из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы. (слайд 15)Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; (слайд 16)справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев: (слайд 17)

      Ведущий 2.  (слайд 18) Неизвестный солдат… он защищал северо – западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем.

  Ведущий 1.     Кто он? Чей-то сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году.

       Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие своих дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

(слайд 19)

Чтец 2.Ярко звезды горят,

 И в кремлевском саду

 Неизвестный солдат

 Спит у всех на виду.

 Над гранитной плитой

 Вечный свет негасим.

 Вся страна сиротой

 Наклонилась над ним.

 Он не сдал автомат

 И пилотку свою.

 Неизвестный солдат

 Пал в жестоком бою.

 Неизвестный солдат –

 Чей-то сын или брат,

 Он с войны никогда

 Не вернется назад.

 Ярко звезды горят,

 И в кремлевском саду

 Неизвестный солдат

 Спит у всех на виду.

 Свет зажгли мы ему

 Под стеною Кремля,

 А могила ему –

 Вся земля, вся земля.      «Неизвестный солдат «. (Ю. Коринец)

   

    Ведущий 2. (слайд 20-22) С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России  пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час.

 Просмотр видео «Смена Почетного караула».

  Ведущий 1.    (слайд 23) Согласно Указу Президента № 1297 от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.  В связи с работами по созданию Общенационального мемориала воинской славы почётный караул с 16 декабря 2009 года по 19 февраля 2010 года не выставлялся. Также на этот срок были прекращены церемонии возложения венков и цветов к мемориалу.  27 декабря 2009 года с воинскими почестями, временно, на период реконструкции, Вечный огонь был перенесён на Поклонную гору в Парк Победы. В День защитника Отечества23 февраля 2010 года, Вечный огонь был возвращён к Кремлёвской стене.

     Ведущий 2. (слайд 24-25)  В преддверии Дня Победы 8 мая 2010 года Общенациональный мемориал воинской славы в присутствии президентов России, Белоруссии и Украины был торжественно открыт после реконструкции. Справа от аллеи городов-героев — стела из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитовом постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. В левой части стена с надписью «Города воинской славы»; справа вдоль блока — названия 40 городов воинской славы. Право открыть стелу было дано дважды Герою Советского Союза Михаилу Одинцову и Герою России Вячеславу Сивко.

Ведущий 1. (слайд 26)  На территории всей страны, где проходили боевые действия во время Великой Отечественной войны, — огромное количество могил и захоронений советских воинов, личность которых до сих пор не установлена. В память о каждом из безымянных героев установлен памятник неизвестному солдату.

(слайд 27)

Чтец1.Как  было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый,  война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

Порой слышны, на поле боя,

Через десятки мирных лет:

«Прикрой меня! - прикрою Коля!»

И вспыхнет вдруг ракеты свет.

А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.

Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.

Мы помним, помним это горе.

Осталась в памяти война,

И  Русское, родное, поле

Приносит ветром имена.                «Ветер войны» .Степан Кадашников

(слайд 28)

Чтец 2 Там, на краю его отвесном -

скажу во имя тех, кто пали

за неизвестных и известных,

чьё имя вписано в скрижали.

За тех, кто из траншеи смятой,

с запёкшимися в кровь губами,

зажав последнюю гранату - вставал!

рванув кольцо зубами.

…. Я той Войны остался - болью...

Незримой, как бы неуместной,

став для неё на ранах солью,

          вошедший в память -   Неизвестным.         (А. Досталь)

     

Ведущий 2.   (слайд 29) Сколько их было безвестных воинов  за 800 военных лет нашей  истории? Сколько их – неизвестных солдат – сложили свою голову, защищая Отечество?! Не сосчитать! Только одна Великая Отечественная война поглотила в своем пламени 5 миллионов человек, даже не спросив напоследок, как их зовут.

  Чтец 1.      Он умер от семьи своей вдали,

 И гибели его нам неизвестна дата...

 К могиле неизвестного солдата

 Известные солдаты подошли...

 Мы этот образ до сих пор храним –

 Истерзанный свинцом лежал парнишка,

 И не было при нем военной книжки –

 Она в бою погибла вместе с ним.

 Пусть мы его фамилии не знаем, –

 Он был – мы знаем – верным до конца.

 И мы в молчанье головы склоняем

 Перед бессмертным подвигом бойца.

 И дружба воинов неколебима свята,

 Она не умирает никогда!

 Мы по оружию родному брату

 Воздвигли памятник на долгие года!

 Соединим же верные сердца

 И скажем, как ни велика утрата, –

 Пусть нет фамилии у нашего бойца, –

 Есть звание российского солдата!        Неизвестному солдату  (М. Светлов)

(слайд 30)

Чтец 1.Пролетели дни как полустанки,

 Где он, черный сорок первый год?

 Кони, атакующие танки,

 Над Москвой горящий небосвод?

 А снега белы, как маскхалаты,

 А снега багровы, как бинты,

 Падают безвестные солдаты

 Возле безымянной высоты.

 Вот уже и не дымится рана,

 Исчезает облачко у рта...

 Только может быть она не безымянна

 Крошечная эта высота?

 Не она ль бессмертием зовется?..

 Новые настали времена,

 Глубоки забвения колодцы,

 Но не забывается война...

 Никуда от прошлого не деться,

 Вновь война стучится в души к нам,

 Обжигает, обжигает сердце

 Благородность с болью пополам.                «Неизвестный солдат»   (Ю. Друнина)

Ведущий 1. (слайд 30)Тихо, ребята, минутой молчанья    Память героев почтим,

Давайте вспомним о каждом, хоть имя его  их неизвестно.    

  ( Минута молчания.)

Ведущий 2.Спят мальчишки в сиянии звезд…

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из – под белых берез,

Из – под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!      Л.Титаренко

Ведущий 1.  Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна. На эти могилы всегда будут приходить и настоящие, и будущие поколения россиян в знак памяти и благодарности.

Чтец 1. (слайд 32)

Могила Неизвестного солдата!

 О, сколько их от Волги до Карпат!

 В дыму сражений вырытых когда-то

 Саперными лопатами солдат.

 Зеленый горький холмик у дороги,

 В котором навсегда погребены

 Мечты, надежды, думы и тревоги

 Безвестного защитника страны.         Могила Неизвестного солдата   (Э. Асадов)

Ведущий 2.Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни. Мир-это утро, полное света и надежд. Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце. Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.

Учитель . Сегодня  мы чтим память безымянных героев Великой Отечественной войны, Афганской войны, которая еще ждет, чтобы ее справедливо оценили. Мы не забудем и российских воинов, положивших свои жизни на полях уже далекой от нас Первой мировой войны и войн 13,14,15,16,17,18,19 веков. Было много неизвестных войн. Наши солдаты гибли и во Вьетнаме, и в Анголе, были и другие войны. Целые корпуса солдат пропадали.

  Именно  героизм неизвестных солдат лежит в основе всех наших побед. Но пропасть без вести — не значит раствориться во тьме истории. Они живы в памяти людской, которая бережно хранится и передается от поколения к поколению. И сегодняшний день - это наш общий земной поклон людям, которые ценой своей жизни сберегли нашу Родину.

Видеоклип  «От героев былых времен».

Рефлексия. Напишите письмо Неизвестному солдату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...