Классный час "Заочная экскурсия по святым местам земли Владимирской"
классный час (8 класс) на тему

Удалова Вера Михайловна

Классный час "Заочная экскурсия по святым местам земли Владимирской", презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Левинская средняя общеобразовательная школа»

Меленковский район

Владимирская область

Заочная экскурсия

 «По святым местам земли Владимирской»

Составила классный руководитель 9 класса

учитель математики

Удалова Вера Михайловна

(В рамках недели истории и краеведения)

2014 год

Заочная экскурсия «По святым местам земли Владимирской»

(В рамках недели истории и краеведения для учащихся 9 класса)

Цель: Воспитание чувства любви и гордости к своей Родине, развитие интереса к истории своей Владимирской области, храмам и соборам Владимирского края – части Золотого Кольца России.

Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация «По святым местам земли Владимирской»

Ход занятия

        Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю. Путешествие будет  необычным. Мы посетим удивительные места – святые места нашего края. А кто из вас может ответить на вопрос:  «Какие места называют святыми?»  Святые места – это места,  связанные с деяниями богов и святых, различными событиями истории, являются объектами поклонения.

        Наше путешествие мы начнём с красивейшего храма.

        Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму, красуется уникальный памятник – белокаменная церковь Покрова на Нерли в Боголюбове (1165 г.), построенная после победного похода в Волжскую Болгарию и в память погибшего от ран сына Андрея Юрьевича Боголюбского юного князя Изяслава Андреевича. Храм имеет кубическую форму и является одноглавым. Церковь считают самым красивым и совершенным храмом, изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня, и её называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

        

        Наше путешествие мы продолжим в городе Суздале. Суздаль древнейший русский город. Издали он кажется большим городом. Но это только кажется. Суздаль называют городом-музеем. В нём сохранилось свыше 100 памятников истории и культуры. Древнейшая часть города – Кремль. Здесь в 1222 – 1225 гг. был выстроен Рождественский собор, который является теперь памятником зодчества. Древние стены собора сохранились только наполовину, но и в таком виде он представляет большой интерес.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения или Лазаревская церковь — пятиглавая церковь в центральной части Суздаля, расположенная между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Является самым ранним храмом городского посада и датируется 1667 г. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь (1745 г.). Первая пятиглавая церковь Суздаля построена на месте одноимённой деревянной церкви XV века. В отличие от обычных храмов с таким устройством, угловые главы имеют окна, что связано с редкой конструкцией здания.

        

В северной части Суздаля расположились два крупнейших архитектурных ансамбля: Спасо–Евфимиев и Покровский монастыри.

        Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка и основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках благодаря крупным пожертвованиям великого князя Василия III, царя Ивана Грозного, князей Пожарских и др. На территории монастыря находится могила выдающегося русского полководца князя Дмитрия Михайловича Пожарского, и территория монастыря окружена каменными крепостными стенами (были возведены в 1670—1680 гг. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров) с 12 мощными башнями, бойницами и амбразурами. Монастырь относился к числу богатейших на Руси, и в XVIII – XX  веках в монастыре была тюрьма. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО, и в настоящее время здесь развёрнуты музейные экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Покровский женский монастырь расположен на правом берегу реки Каменка и основан в 1364 г. при князе Дмитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь превратился в место ссылки опальных представительниц царских и боярских родов. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. В 1923 г. монастырь был закрыт и разорён. В 1950-1960-е гг. монастырские постройки реставрировались и в них открылись музейные экспозиции. В настоящее время действующий женский монастырь.

        

Ризоположенский монастырь – важная часть ансамбля Суздаля – один из древнейших монастырей Руси, основанный Суздальским епископом Иоанном в 1207 г. и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменка. Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке (более старые деревянные сооружения до наших дней не дошли), и самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор XVI века. На территории монастыря в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. в 1813—1819 гг. под руководством каменщика Кузьмина была построена 72-метровая Преподобенская колокольня, которая является самым высоким зданием в городе. В 1923 – 1998 гг. монастырь был закрыт, а в 1999 г. был передан русской православной церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

        

Александровский женский монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в Суздале и по преданию был основан в 1240 г. Александром Невским. Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились, и Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 г. на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. В 1764 г. Екатерина II упразднила монастырь с обращением собора в приходской храм города, но в 2006 г. возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

        

В течение веков основным строительным материалом на Руси было дерево, но в настоящее время, к сожалению, в Суздале мало сохранилось памятников деревянной архитектуры, и этот пробел в архитектурном облике города восполняет Музей деревянного зодчества. Владимиро-Суздальский музей-заповедник содержит в Суздале 19 памятников деревянного зодчества, из них 15 – на территории Музея. Создание музея началось в 1960-е гг., и из сёл и деревень, где погибали творения безвестных зодчих, на левый берег реки Каменки перевозили памятники культовой архитектуры, избы, хозяйственные сооружения. Здесь показана уходящая в историю строительная и бытовая культура жителей Владимирской области, и музей представляет своеобразное село с улицей, домами, культовым центром, вынесенными за околицу хозяйственными постройками. Силуэты храмов, крестьянских изб, крылья ветряных мельниц создают выразительную панораму музея, который слился в единое целое с окружающей природой, гармонично вписался в городской пейзаж, и каждый год в музее проводятся различные праздники для многих зрителей.

        

А теперь наш путь лежит в столицу нашей Владимирской земли город Владимир, один из самых древних в России. В центре города находится уникальный, редчайший памятник древнерусского военно-оборонительного зодчества – Золотые ворота. Здание построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная высокая, мощная, боевая и проездная башня крепости. Боевая башня (при нападении врага они первыми принимали на себя его удар, являясь центральной, ключевой частью обороны города), триумфальная арка для торжественного въезда в княжескую столицу, церковь – всё сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот, главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском. С двух сторон башню сжимала земляная насыпь (часть сохранилась и в настоящее время) городской крепости и в 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголов и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. От XII века до наших дней сохранились белокаменные стены и арочная перемычка в проезде, и в настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

        

Успенский собор – самый значительный памятник архитектуры Владимира и главный православный храм Владимиро-Суздальской Руси, был построен при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском в 1158–1161 гг. Это один из памятников русского белокаменного зодчества XII века, послуживший образцом для Успенского собора в Московском Кремле. Храм выше Софийских соборов Киева и Новгорода, и в соборе сохранились фрески гениального Андрея Рублёва. Рядом с собором в 1810 г. была сооружена стройная колокольня. Успенский собор включён в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО и находится в настоящее время в совместном ведении Русской Православной Церкви (является главным собором Владимирской епархии) и Владимиро-Суздальского музея-заповедника (открыта музейная экспозиция).

Дмитриевский собор города Владимира – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в 11941197 гг. на княжеском дворе в честь великомученика Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырёхстолбный, невелик, не слишком вместителен, поражает благородством и гармонией, и сначала его окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в. и сейчас собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника (открыт как музейная экспозиция). В 1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

        

Рождественский монастырь в городе Владимир основан в 1191 г. князем Всеволодом III, и до 1744 г. существовал как мужской монастырь, с середины XVIII века – как архиерейский дом. К сожалению, самые древние сооружения Рождественского монастыря не сохранились, а из существующих построек самая приметная Христорождественская церковь XVII в., перестроенная в 1866 г. К этой церкви примыкают Святые ворота начала XVII в., дошедшие до настоящего времени с изменениями, и далее расположены корпуса казённых келий (XVII век) и семинарии. На территории монастыря находятся двухэтажные архиерейские палаты с флигелями по сторонам, построенные в XVIII веке в формах раннего барокко. Под углом к архиерейскому дому в южной части монастыря расположено здание братских келий с больничным корпусом.

        Княгинин монастырь, действующий женский монастырь во Владимире, основан в начале XIII века великим Владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны и в её честь получил название Княгинин. Монастырь впервые упоминается в 1200 г. и был задуман как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор XVI века с фресками 1648 г. В 1923 г. монастырь был закрыт, вновь стал действующим в 1992 г., его возрождение началось в 1993 г. В 1997 г. при монастыре открыта регентская школа и в нём проживает 28 сестёр.

Церковь Архангела Михаила построена по завещанию и на средства отставного капитана Федора Григорьевича Архангельского. Им же было выбрано место для строительства. Церковь построена в нарядном русском стиле с элементами модерна. Храм был заложен в 13 октября 1891 года и освящен в ноябре 1893 года. Восстановлен настоятелем протоиереем Анатолием Сегеда и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в марте 1997 года. Звонница храма Михаила Архангела построена на средства прихожан, архитектором Трофимовым А.Н. и освящена 27 апреля 2002 года. Архангел Михаил с древних времен является покровителем Российского воинства. Находится в ведении Владимиро-Суздальской епархии. Ведется служба.

Троицкая церковь во Владимире, одна из последних церковных построек губернского Владимира начала XX века, строилась на средства старообрядческой общины (состояла по преимуществу из купцов) в 1913–1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова. Здание представляет краснокирпичное сооружение в так называемом «псевдовизантийском» стиле, состоящее из двух соединённых объёмов: собственно церкви (высокий силуэт с энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава) и колокольни (несколько ниже). Цокольная часть, контуры окон выложены из белого камня, и храм украшают декоративные пояски и «поребрики», сама «крестовая» кладка кирпича. Богослужение в храме прекратилось в 1928 г. (здесь разместилось губернское архивное бюро), позднее здание использовалось для разных целей, пока в 1976 г. Троицкую церковь не заняла экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

        

А теперь из Владимира мы перенесёмся в древний город Муром. Муром относится к древнейшим городам Руси, первые упоминания о городе есть в "Повести Временных Лет" в 862 г. Название города происходит от населявшего когда-то эти места финно-угорского племени мурома.

        Спасо-Преображенский мужской монастырь Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви расположен в городе Муроме, на левом берегу реки Оки, и по местному преданию монастырь основал муромский князь Глеб Владимирович на рубеже X—XI веков (не позднее 1015 г.). В середине XVI века по приказу царя  Ивана IV Грозного был воздвигнут главный собор монастыря, и скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму. С именем царя Ивана Грозного связано начало экономического расцвета монастыря, и в дальнейшем представители царствующего дома активно участвовали в жизни обители. В период церковных реформ Патриарха Никона в XVII веке монастырь долго являлся одним из оплотов старообрядчества, а в 1720-е гг. на  территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей. После революции 1917 г. монастырь закрыли, в 1929 – 1995 гг. монастырь занимали военные, и в 2000—2009 гг. монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

        

Свято-Благовещенский мужской монастырь Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви.

Главная святыня Благовещенского мужского монастыря – это мощи святых благоверных князя Константина и его сыновей Михаила и Фёдора. Они были причислены к лику святых Церковным Собором в 1547 году. А в 1552 году во время похода на Казань царь Иван IV, будучи в Муроме, горячо молился о даровании победы над врагами новым Муромским чудотворцам и дал царское слово построить каменный храм в случае успеха.

Князь Константин (Ярослав Святославович) стал крестителем Муромского края в 1097 году – спустя 80 лет после гибели Глеба Муромского – одного из первых русских святых.  Князь Константин привёз с собой икону Божьей Матери, наречённую Муромской.

Князь Константин построил деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. По указу Ивана Грозного в 1556 году на месте деревянной церкви был построен каменный Благовещенский храм, а затем возник Свято-Благовещенский мужской монастырь. Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями царя.

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона.

Монастырь был закрыт вC:\Users\Пользователь\Pictures\Рисунок5.jpg 1919 году, но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе, собор был открыт для верующих вплоть до 1940 года. Уже в 1942 году в связи с изменением отношения советского руководства в годы войны к Русской Православной церкви Благовещенский собор в Муроме был вновь открыт. В Благовещенском соборе в 1945 — 1946 годах служил иеромонах Пимен (Извеков) – будущий Патриарх Московский и всея Руси.

Благовещенский мужской монастырь возобновил свою деятельность в 1992 году. Тогда же епархии вернули из Муромского музея хранившиеся там долгие годы мощи Муромских святых.

В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Свято-Троицкий женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви расположен в городе Муроме, на левом берегу реки Оки и основан во второй четверти XVII века (1642—1643 гг.) на средства богатого муромского купца Тарасия Цветнова. В 1643 г. его трудами, старанием на месте деревянного храма был возведён Свято-Троицкий каменный собор, главным украшением которого являются кованные золочёные кресты и поливные изразцы с разнообразными орнаментами. В 1648—1652 гг. в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня, а в XIX веке ансамбль монастыря полностью сформировался (были построены каменные келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы). В 1923 г. монастырь был закрыт, а открытие Свято-Троицкого монастыря после передачи его Русской Православной Церкви состоялось в 1991 г. С 2001 г. при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых, также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс», а главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – покровители семьи, любви и благополучия в браке.

        

На территории Свято-Троицкого монастыря есть деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, и этот храм выстроен в 1715 г. в селе Пьянгус (нынешний наш с вами Меленковский район), а в 1783 г. перестроен. В связи с сооружением в 1910 г. новой каменной церкви продан в деревню Красное, откуда и был в 1975 г. перевезён на территорию Троицкого женского монастыря города Мурома. Конструкция церкви более характерна для каменных храмов, и здание с квадратной колокольней и интересной летней галереей, пристроенной с северной стороны. Купола этого храма покрыты лемехом из ольхи, которая на солнце отливает серебром. Храм работает и богослужения в нём совершаются только летом.

        

В 1999 г. в городском парке Мурома, на высоком берегу Оки был установлен памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М.Клыкова. Былинный герой изображён здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый над головой меч, а левой – прижатый к груди крест. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен – здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.

Вот и  закончилось наше путешествие. Мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашего края, а сколько ещё нового и интересного предстоит узнать. Историю своей страны, своего народа и своей родины должен знать любой уважающий себя человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Святые места Земли Владимирской"

Классный час "Святые места Земли Владимирской"  с презентацией составлен в форме экскурсии....

Путешествие по святым местам Кубани. Урок - заочная экскурсия.

Нам повезло родиться и жить в России. В нашей стране  много Святых мест, но про многие мы даже не подозреваем....

Презентация к виртуальной экскурсии "По Святым местам Кубани".

Презентация к виртуальной экскурсии  "По святым местам Кубани " на "Святую ручку"....

Текстовое сопровождение к презентации "Виртуальная экскурсия "По Святым местам Кубани".

Подробный текст, сопровождающий презентацию "По Святым местам Кубани" (на "Святую ручку")....

"Золотое кольцо" - виртуальная экскурсия по святым местам России"

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу....

Святые места Кубани(Виртуальная экскурсия по монастырям Краснодарского края)

«Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и как бы раздвигаем занавесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый призыв, ...