Родительское собрание "Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?"
консультация (5 класс) по теме

Мартынова Людмила Олеговна

Практические рекомендации для родителей и классных руководителей, как помочь обучающимся пятого класса повысить успеваемость в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня я предлагаю Вам обсудить очень важную для нашего класса тему – школьная успеваемость. Естественно, каждый из нас хочет, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в учебе.

Но, к сожалению, чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.

Прежде всего, назовем основные причины неуспеваемости школьников: 

- у ребенка не сформирована мотивация к учению; 

- ребенок не владеет способами и приемами учебной деятельности; 

- не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память; 

- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

Причины снижения успеваемости учащихся: 

Учащиеся объясняют неуспеваемость: наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями; 
сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса; 
профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что: школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.; родители плохо помогают детям в учебе;  программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:  недоступность программы, ее сложность;  высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;  недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Начнем с того, что успеваемость ребенка в школе во многом зависит от родителей. Участие родителей в процессе обучения вносит большой вклад в развитие школьных успехов ребенка. Они знают своего ребенка лучше, чем кто-то, а значит им хорошо известны его сильные и слабые стороны. Имея теплые, доверительные отношения со своими родителями, ребенок искренне верит в то, что родители могут желать ему только добра.

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов 

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: 

- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.; 

- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.; 

- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками;  вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, ищите информацию в интернете, обсуждайте увиденное и т. п. 

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п. 
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении. 
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят. 
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность. 

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов - до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых. 

12. Если вы помогаете ребёнку делать уроки, то отношения с ним должны строиться по принципу "старший-младший брат". Старший не ругает младшего, но к старшему можно обратиться, и он ненавязчиво и доброжелательно поможет. Далее, главным критерием успешности работы для вас должна стать обратная связь "понял - не понял", а не то, какую отметку за совместно достигнутое с вами понимание он получит завтра в классе.

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка — это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка — и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

В завершении нашей встречи хочу пожелать вам успехом во всех ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе

Материал к родительскому собранию "Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе"...

Презентация к родительскому собранию: Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе?

Презентация к родительскому собранию: Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе?...

Как помочь ребенку быть успешным

 В наше сложное время очень остро стоит вопрос воспитания личности ребенка. Как помочь ребенку в обучении? Как помочь ему в общении со сверстниками? Как научить отличать его хорошее от пло...

Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе

Материал для родительского собрания...

Памятка для родителей «Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе»

Памятка для родителей «Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе»...

Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе

Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе (родительское собрание)...

Как помочь ребенку быть успешным в учёбе. Рекомендации родителям

Вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника чаще всего становятся предметом обсуждения педагогов и родителей. В методической разработке даны практические рекомендации родителям учащихся нач...