как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе
материал (психология) по теме

Шахова Наталья Сергеевна

Материал к родительскому собранию "Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx42.31 КБ
Office presentation icon kak_pomoch_svoemu_rebyonku_byt_uspeshnym_v_uchyobe.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Неуспевающие ученики…Кто они?....

Тест – опрос для родителей.

1. Сколько раз за последнюю неделю вы спросили ребенка: «Как у тебя дела?»?

2. Сколько раз вы сказали ребенку: «Я за тебя так рад!»?

3. Сколько раз за неделю вы задавали ребенку вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?»?

4. Говорили ли вы на этой неделе фразу типа: «У меня больше нет сил (терпения)...», «Ты опять меня расстроил»?

5. Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе?

6. Говорили ли вы ребенку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»?

 7. Если ребенок пришел расстроенным, поддержали ли вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя все получится!»?

 8. Что вы чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребенком или хмурились?

Сделайте вывод по тесту-опросу: какие отношения с ребенком у вас преобладали на этой неделе: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные.

Каковы причины неуспеваемости?

Для эффективной борьбы с неуспеваемостью нужно, прежде всего, выявить порождающие ее причины.

Семья

     От родителей во многом зависит успешность обучения их детей. К сожалению, в наши дни во многих семьях уделяется недостаточно внимания воспитанию и обучению подрастающего поколения. Это касается не только неблагополучных и плохо обеспеченных семей. Нередко преуспевающие родители передают заботу о своих детях нанятым воспитателям. В этих условиях ребенок может не только остро переживать недостаток родительской любви, но и далеко не всегда находит контакт с нянями и репетиторами, что негативно влияет как на его поведение в школе, так и на успеваемость.

     Причинами неуспеваемости могут стать также сложные жизненные ситуации (рождение еще одного ребенка в семье, конфликт между родителями, трудности самоопределения). Выявить подобные причины непросто. Ребенок раскроется лишь перед тем, кому он действительно доверяет.

     Большое значение имеет стиль семейного воспитания, признаваемая в той или иной семье ценность образования. Родители могут придерживаться двойной морали: с одной стороны, признавать эту ценность и ругать детей за плохие оценки, а с другой – явно или неявно принижать значение образования, больше полагаясь на такие печальные реалии нашего времени, как взятки и блат.

Как помочь?

     Прежде всего необходимо выработать адекватное отношение учителей, родителей и самих детей к указанной проблеме. Нельзя ни отступать, ни тем более сдаваться, иначе может возникнуть своеобразный «конвейер кукушек». Родители опускают руки и передают своего «птенца» учителю, который, отчаявшись, просит школьное руководство принять меры, в итоге всё может кончиться переводом двоечника в другую школу, где ситуация повторяется. В результате проблема остается, приобретая в сознании школьника и его родителей статус неустранимой.

     Не следует проявлять типичную психологическую защиту: «Я больше не могу ничего сделать, ребенок достиг своего потолка». Ресурсы детской психики огромны. Известны случаи успешного обучения слепоглухонемых, детей с болезнью Дауна.

     При работе с неуспевающими детьми нельзя ориентироваться только на недостатки и дефекты. У каждого без исключения ребенка, помимо слабых, есть и сильные стороны. На них и необходимо опираться в процессе коррекционной работы. Именно в этом направлении происходят самые эффективные сдвиги.

     Хотя отметки служат основным внешним показателем успешности обучения, сами по себе они не являются его целью. Одни получают пятерки, чтобы не портить отношения с родителями, а другие изучают лишь то, что считают интересным (робототехнику, динозавров), даже если это не входит в школьную программу. Оценка способностей ребенка на основе его успеваемости может быть ошибочной. С этим связана проблема скрытой одаренности. Она напоминает сказку о гадком утенке. Разница лишь в том, что по законам природы невзрачный птенец всё равно превратится в прекрасного лебедя, а незамеченный талант имеет все шансы увянуть без должной поддержки. Выявление этого таланта требует индивидуального внимания не только к школьным достижениям ребенка, но и к его интересам, увлечениям, потенциалу обучения.

     Необходимо расширять репертуар способов борьбы с неуспеваемостью. В настоящее время наиболее популярными способами воздействия на неуспевающего ученика являются наказание и назначение дополнительных занятий. В то же время недостаточно внимания уделяется формированию у ребенка навыков анализа собственных ошибок. В психологии известен феномен выученной беспомощности, заключающийся в том, что человек, изначально лишенный возможности контролировать некий важный для него процесс, оказывается беспомощным, когда приходится действовать самостоятельно. У него даже не возникает потребности своими силами справиться с трудной ситуацией.

     Применение перечисленных выше мер является непременным условием эффективной борьбы с неуспеваемостью, а также ведет к росту психологической компетентности педагогов и родителей.

Тест на определения типа нервной системы

     Предлагаю небольшой тест. В нем даны портреты трех типов людей, соответствующих типам нервной системы. Сравните их. Не удивляйтесь, если не будет полного сходства: все люди индивидуальны. На кого из них больше всего похожи, тот тип нервной системы и преобладает.

Сильный тип НС

Портрет первый. Человек уравновешенный. Никакие потрясения, неприятные события не выбивают из колеи. Спокойно разрешает любые проблемы, не впадая при этом в жуткую депрессию или буйную радость. Характерны общее спокойствие, умиротворенность и трезвая оценка событий

Слабая НС

Портрет второй. Краснеет, сильно потеет, легко ударяетесь в слезы. Состояние общей слабости, разбитости, "ватные" руки и ноги - все это знакомо. Когда устает, сужаются зрачки. Днем постоянно хочется спать, а ночью мучает бессонница.

Портрет третий. "живчик". Глазки блестят, кожа белая, а на щечках горит яркий румянец. Полны кипучей энергии, трудно подолгу усидеть на одном месте. Перед ответственным делом часто возникает "нервный мандраж" - дикая жажда деятельности, трясучка, пересыхает во рту, спазм перехватывает дыхание, холодеют руки и ноги, легко возбуждается, мало спит.

Анкета для учащихся:

1.Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

  • Делаю уроки;
  • Отдыхаю;
  • Играю в компьютер;
  • Сплю, помогаю родителям.

2.Уроки садишься делать сам или заставляют?

3. Кто помогает тебе готовить уроки? (сам, никто, интернет, решебник);

4.В чем заключается эта помощь?

5.Как долго ты выполняешь домашние задания?

6.О чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы? (как дела? Что получил? Как прошёл день? Покажи дневник…другие варианты)

7.С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?

8.Какие предметы ты готовишь с трудом?

9.Бывает ли так, что ты вообще не выполняешь домашнее задание?

10.Как поступают родители, когда ты приходишь домой с двойкой?

11.Как ты оцениваешь свои успехи?

12.Зачем ты учишься?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений...

Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.

Родительское собрание в 7 классе с применением ИКТ....

родительское собрание "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

. Задача данного собрания - вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приёмы оказания им помощи в этом виде деятельности. Собрание проводится в форме семи...

Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться». Презентация к родительскому собранию

О трудностях ученияГений — это один процент таланта и девяносстодевять процентов труда.Томас ЭдисонЗадачи: ознакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти; показать родителям достижения ...

Родительское собрание "Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?"

Практические рекомендации для родителей и классных руководителей, как помочь обучающимся пятого класса повысить успеваемость в школе....

Презентация к родительскому собранию: Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе?

Презентация к родительскому собранию: Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе?...

Как помочь ребенку быть успешным в учёбе. Рекомендации родителям

Вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника чаще всего становятся предметом обсуждения педагогов и родителей. В методической разработке даны практические рекомендации родителям учащихся нач...