Классный час «Москва литературная»
классный час (9 класс) по теме

Зайцева Марина Валентиновна

Цель мероприятия: Познакомить с некоторыми литературными музеями Москвы; • Продолжить развитие познавательного интереса учащихся; • Продолжить воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре; • Способствовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию своей страны; • Воспитание самодисциплины, усидчивости и уважительного отношения к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moskva_literaturnaya.docx20.92 КБ
Файл literaturnaya.pptm2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Москва литературная»

Составила: Зайцева М.В., кл. руководитель 9 класса Б

Цель мероприятия: Познакомить  с некоторыми  литературными музеями Москвы;

  •  Продолжить развитие познавательного  интереса учащихся;
  • Продолжить воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию своей страны;
  • Воспитание самодисциплины, усидчивости и уважительного отношения к труду.

Оборудование: компьютер, проектор, экран. 

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня тема классного часа "Москва литературная".

2014 год объявлен в России годом культуры. Изучать  культуру России нельзя не посещая  музеи, театры, выставки, не знакомясь с историей и культурными достижениями народов нашей страны,.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию  в музей! И даже не в один музей, а сразу в несколько. Музеи, в которых вы побываете, необычные.

 Чем же они необычны? Об этом вы узнаете очень скоро.

В прошлом году мы с группой ребят совершили экскурсию в село Константиново на родину русского поэта Сергея Есенина.  Мы побывали в здании начальной школы, где учился будущий поэт. Осмотрели родительский дом и литературный музей, посвящённый жизни и творчеству великого поэта.  

Ученик 1 - Литературные музеи – музеи, специализирующиеся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса.

Прообразами литературных музеев можно считать хранилища древних и церковных рукописей в соборах и монастырях, а также собрания частных, государственных и церковных библиотек.

Первые литературные музеи возникали как мемориальные. Личные вещи, здания, внутреннее убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством – рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Поэтому потомки стремились сохранить неизменными дом, кабинет, рукописи, книги, предметы домашнего обихода писателя. Любой предмет, попадая в музей, теряет свойства бытовой вещи и хранится как свидетель истории.

Современные литературные музеи действуют и как научно-исследовательские учреждения, собирая по крупицам сведения и предметы, подготавливая экспозиции, связанные с жизнью и творчеством писателей и поэтов. Кроме того, литературные музеи организуют лекционную работу, устраивают встречи посетителей с видными деятелями литературы и искусства.

По характеру деятельности литературные музеи делятся на историко-литературные и литературно-мемориальные.

Ученик 2  - Историко-литературные собирают и анализируют материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, и занимаются теорией литературы. В России это Государственный литературный музей в Москве и Музей института русской литературы в Петербурге – Пушкинский дом. Здесь ведутся исторические изыскания, проводятся научные сессии и конференции. Результаты научных исследований публикуются в сборниках, отдельных трудах, каталогах, описаниях рукописей и личных библиотек писателей (например, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома). Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные одновременно литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др.

Ученик 3: - Литературно-мемориальные музеи включают в себя мемориальные комплексы – строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания – и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя. В экспозициях помимо мемориальных предметов используются изобразительные материалы – фотографии, картины, гравюры. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музеи Чехова в Москве, Таганроге, Мелихове Московской области и Ялте. Музеи также изготавливают копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретают вещи, характерные для той или иной эпохи. Вместе с подлинниками такие предметы составляют музейные фонды, используя которые работники музеев стараются реконструировать условия жизни и быта, воспроизвести атмосферу, в которой жил и творил писатель.

- Стремление увековечить память любимых писателей и открыть посвященные им музеи впервые проявляется в 19 в. В Великобритании это было связано с именами Вальтера Скотта и Уильяма Шекспира.

Учитель:

-  В России идея создания  литературного музея впервые стала обсуждаться в 1837 после трагической гибели А.С.Пушкина. Однако только в 1879 при Царскосельском лицее была открыта библиотека, преобразованная в 1889 в музей Пушкина, а в 1908 – открыт Музей Пушкина в с. Михайловском.

Но мы сегодня с вами побываем заочно в некоторых литературных музеях нашего города  - города Москвы.

Итак, начнём нашу экскурсию.

Ученик 4:

- Государственный музей А.С.Пушкина. Ул. Пречистенка, 12/2. М "Кропоткинская". Здание музея - бывшая усадьба Хрущевых-Селезневых, построенная в 1817 г. на месте сгоревшей при пожаре в 1812 г. В экспозиции - прижизненные издания произведений Пушкина, его портреты, фотокопии рукописей, мебель эпохи.

Ученик 5:

 - Мемориальная квартира А.С.Пушкина на Арбате Ул. Арбат, 53. М "Смоленская".

- Музей открыт в доме, который в 1831 г. несколько месяце снимала чета молодоженов Пушкиных.

- В комнатах 1-го этажа представлены изображения Москвы той поры (I зал), материальные свидетельства театральной жизни города, портреты людей, с которыми Пушкин общался в Москве (II зал), московские журналы и прижизненные издания московских авторов (III и IV залы), материалы, посвященные свадьбе Пушкина с Натальей Гончаровой, и семье, в которой Гончарова выросла (залы V-VIII).

- В комнатах 2-го этажа практически нет экспонатов — ничего из обстановки пушкинской квартиры не сохранилось. Здесь ценна сама планировка — таким видел пространство своей квартиры Александр Сергеевич. Из подлинных предметов эпохи представлены конторка Пушкина, прижизненные портреты Пушкина и Гончаровой.

Ученик 6:

 - Мемориальный дом-музей М.Ю. Лермонтова Ул. Малая Молчановка, 2. М "Арбатская". В этом доме начала 19 в. Михаил Лермонтов жил в 1827-1829 гг. вместе со своей бабушкой Е.Арсеньевой. Поэт учился в Москве и одновременно писал. В этом доме он создал большинство своих стихотворных произведений. Здесь представлены автографы Лермонтова, его живописные работы. Является филиалом Государственного литературного музея.

Ученик 7:

- Дом-музей А.П.Чехова Ул. Садовая-Кудринская, 6. М "Краснопресненская".

Музей основан в 1912 г., а с 1954 г. он располагается в доме, в котором А.Чехов снимал квартиру в 1886-1890 гг. Воссозданы интерьеры комнат, представлены личные вещи, фотографии, портреты писателя и тех, кто его окружал. Экспозиция иллюстрирует московский, мелиховский и ялтинский периоды жизни А.П, Чехова. Является филиалом Государственного литературного музея.

Ученик 8:

- Музей Л.Н.Толстого Ул. Пречистенка, 11. М ''Кропоткинская''.  Музей располагается в особняке начала 19 в. Основан в 1911 г. В его создании принимали участие жена и дети писателя, а также самые видные представители русской культуры тех лет (И.Бунин, И.Репин, К.Станиславский и др.). В так называемой "Стальной комнате" музея хранятся все рукописи Л.Толстого, его архив, а также архивы членов его семьи. В музее собраны практически все издания произведений писателя, его портреты, личные вещи. Работает с 11.00 до 18.00. Закрыт по понедельникам и в последнюю пятницу  месяца.

Ученик 9

- Музей-усадьба Л.Н.Толстого (Филиал музея Л.Н.Толстого) Ул. Льва Толстого, 21. М "Парк Культуры". Лето Лев Толстой со своей семьей проводил в Ясной Поляне, а на зиму приезжал в Москву, в усадьбу, в которой ныне открыт музей великого писателя. Толстой жил здесь с 1882 по 1901 г. Полностью сохранена обстановка дома, в том числе кабинет, в котором он написал многие свои произведения.

Подведение итогов:

  • Какие музеи Москвы уже посещали?
  • О  каких литературных музеях вы услышали впервые?  
  • Какой из литературных музеев вас наиболее заинтересовал?
  • О музеях каких писателей необходимо еще сказать?
  • Что вы думаете о литературной жизни Москвы?
  • Что вы думаете об отношению к культурному наследию в столице?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

литературная Москва

Слайд 3

- Литературные музеи – музеи , специализирующиеся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса.

Слайд 4

Государственный литературный музей в Москве Музей института русской литературы в Петербурге

Слайд 5

Государственный музей А.С.Пушкина

Слайд 6

Мемориальная квартира А.С.Пушкина на Арбате

Слайд 7

Мемориальный дом-музей М.Ю. Лермонтова

Слайд 8

Дом-музей А.П.Чехова

Слайд 10

Музей Л.Н.Толстого

Слайд 12

Музей-усадьба Л.Н.Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Москва и москвичи"

Данный классный час знакомить детей с историей родного города, воспитывает любовь и бережное отношение к традициям города. На основе этого  формируются основы глубокого патриотизм...

классный час "Москва-столица нашей Родины"

Данный классный час был проведён в рамках подготовки к 1150-летию образования российской государственности. методическая разработка, которая знакомит детей с историей возникновения Москвы и с её сегод...

классный час "Москва-столица нашей Родины"

Данный классный час был проведён в рамках подготовки к 1150-летию образования российской государственности. методическая разработка, которая знакомит детей с историей возникновения Москвы и с её сегод...

Тематический классный час "Москва вчера, сегодня, завтра"

Рекомендации к проведению классного часа "Москва вчера, сегодня, завтра"...

Моя малая Родина. Москва литературная

Цели:•         привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину;•         воспитывать чувство любви и гордости за с...

Москва литературная. Урок - ПРОЛОГ «НА ВСЕ ВРЕМЕНА, ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ». (Урок в 7 классе)

Паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова...

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...