Классный час "Добро и зло" 5 класс
классный час (5 класс) по теме

Герасимова Галина Александровна

Класс: 5

Цель: воспитание морально – нравственных  качеств  учащихся.

Задачи:

образовательные:

  • расширить словарный запас  учащихся по теме  « Добро и зло»

развивающие:

  • развивать коммуникативные качества, чувство товарищества;
  • умение высказывать свою точку зрения

воспитательные:

  • воспитывать внимательность, доброту к людям, стремление и умение помогать им;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, экран для показа презентации, проектор, ДВД приставка, телевизор, на доске надпись « Добро и зло», названия слов : зависть, сплетни, скупость (жадность), грубость (брань), радость успехам другого человека, доброта и щедрость, доброе слово, бережное отношение к природе.

« В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться … это гениальность и доброта сердечная». ( В. Гюго).

« Доброта – она превыше  всех  благ». ( М. Горький).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «ДОБРО И ЗЛО»

Класс: 5

Цель: воспитание морально – нравственных  качеств  учащихся.

Задачи:

образовательные:

  • расширить словарный запас  учащихся по теме  « Добро и зло»

развивающие:

  • развивать коммуникативные качества, чувство товарищества;
  • умение высказывать свою точку зрения

воспитательные:

  • воспитывать внимательность, доброту к людям, стремление и умение помогать им;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, экран для показа презентации, проектор, ДВД приставка, телевизор, на доске надпись « Добро и зло», названия слов : зависть, сплетни, скупость (жадность), грубость (брань), радость успехам другого человека, доброта и щедрость, доброе слово, бережное отношение к природе.

« В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться … это гениальность и доброта сердечная». ( В. Гюго).

« Доброта – она превыше  всех  благ». ( М. Горький).

Ход классного часа

Классный руководитель: С тех пор как существует человечество, две силы ведут между собой борьбу.   Это  добро  и  зло.  В   широком   смысле   слова

« добро» и «зло» обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Всем известно: добрый человек – это хороший,  злой  –  плохой.

   На всём земном шаре, из всех существ, населяющих его, только один человек имеет понятие о нравственности. Каждый знает, что поступки человека бывают или хорошие (добрые), или дурные (злые). Этими понятиями человек отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе или приучены дрессировкой. О том, как же отличать добрые поступки от злых, дурных, мы сегодня и будем говорить.

  Не так давно мы с вами провели исследование в форме анкетирования, где вам было предложено 13 вопросов.

Слайд.

 

Основные задачи этого исследования – заставить вас задуматься и осмыслить свои поступки, добрые и злые;  а цель – доказать, что добро превыше зла.

  Картина  получилась интересная. Подробно  на вопросах останавливаться не буду, а по ходу классного часа познакомлю с наиболее интересными ответами.

   Несомненно, одним из проявлений зла является зависть.

Зависть -  это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого человека.

  Зависть – страшное чувство, которое со временем может уничтожить  в человеке  всё светлое  и доброе.

Вспомните, кто из героев сказки А.С.  Пушкина умер от зависти?  

( Царица из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).

 

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из сказки, где одна из героинь испытывает страшное чувство зависти.

( Просматривается фрагмент из сказки).

- Что произошло дальше?

- Как вы думаете, так могли поступить добрые или злые люди?

Ответы детей.

- Послушайте стихотворение О. Высотской «Завидущие глаза» (читают дети)

Там, где кочки и ухабы,

Там, где горы и леса,

Там жила на свете баба –

Завидущие глаза.

Ей казалось, что счастливей,

У соседей жизнь идёт,

И цветник у них красивей,

И богаче огород.

У соседок юбки ярче

 И острее топоры,

Даже солнце светит жарче,

На соседские дворы.

У самой - коза, корова

И муки полным – полно,

Но с добра она чужого

Глаз не сводит всё равно.

Классный руководитель: Как вы понимаете смысл  названия этого стихотворения « Завидущие глаза»? Какие это глаза?

(прищуренные, бегающие, злые).

   Судя по ответам, в нашем классе завидуют немногие и завидуют в основном по поводу хороших оценок. Замечательно, что среди вас есть те, кто искренне радуется  чужим успехам  и достижениям.

 Классный руководитель:  В жизни мы часто сталкиваемся со сплетнями. К сожалению, сплетня сделалась излюбленной принадлежностью чуть ли не всякой беседы.

 Посмотрите инсценировку стихотворения  Р.Сафа « Сплетницы» 

Автор: Встретит Жанна Яну,

             На пороге станут:

Жанна и Яна ( вместе):

- Вон проходит Лиза,

А на Лизе блуза –

Это прямо ужас,

До чего кургуза!

Автор: Встретит Лиза Жанну,

На пороге станут.

Начинает Жанна:

Жанна: - Говорила Яна,

Что твоя, мол, блуза

Чересчур кургуза.

Автор: Лиза покраснела.

Лиза: - Ей какое дело?

На свою был кофту

Лучше поглядела!

Автор: встретит Лиза Яну,

На дороге станут.

Начинает Яна:

Яна: - Говорила Жанна,

Что твоя, мол, блуза

Чуточку кургуза.

Автор: Лиза побледнела:

Лиза: - Ей какое дело?

На свою причёску

Лучше бы глядела!

Автор: Встретит Жанна Яну,

На дороге станут.

Начинает Яна:

Яна: - Ты болтушка, Жанна…

Жанна: - Это я болтушка?

Ты сошла с ума?

Ты, моя подружка,

Сплетница сама!

( Уходят).

Классный руководитель: 

- Что же несёт с собой сплетня, добро или зло?

- Что нужно делать, чтобы избежать это зло? ( не надо обсуждать других людей).

Интересно, знали ли вы, что такое сплетня до нашего разговора.  Послушайте результаты анкетирования.

Вот что вы написали в своих анкетах:                                                         Сплетни – это когда люди обсуждают других с плохой стороны.

Сплетни – это когда выдаёшь секреты  друга.

Сплетни – это когда говоришь неправду про другого человека.

И многие из вас ответили, что они не сплетничают.

 Сейчас прозвучит стихотворение, которое обозначит ещё одну тему нашего разговора  о  добре и зле.

Инсценировка стихотворения О. Высотской  « Про скупого»    

Рассказчик: Попросил я у Скупого:

- Дай мне хлебушка ржаного?

Скупой: - Что ты, братец, хлеба нет!

Сам без хлеба ел обед!

Рассказчик: - Ну, так дай щепотку соли!

Скупой: - Соли нет! Ищите в поле!

Вишь, сорока со стола

Всю солонку унесла!

Рассказчик: - Одолжи хоть сена клок!

Ты припрятал целый стог!

Скупой: - Целый стог? Да ты в уме ли?

Нынче сено волки съели!

Рассказчик: Подшутил над ним прохожий:

- Дай снежку? – сказал ему.

Он и снега не дал тоже:

Вдруг не хватит самому?

( Уходят).

Классный руководитель:

Ребята, а какого человека можно назвать скупым?

 ( жадный, прижимистый, неприятный, вредный, противный).

- Посмотрите, сколько отрицательных качеств вмещает в себя это слово!

Я предлагаю послушать ещё одно стихотворение (читают дети).

   

 Я. Аким. Моя родня.

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий, Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка.

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Классный руководитель: Ребята, вам понравился герой стихотворения? А чем он вам понравился? Как автор подчёркивает его доброту и щедрость?

( Ответы детей).

А что о жадности и щедрости написали вы? В анкете был задан такой вопрос, вспомните  ситуации, в которых вы проявили жадность или щедрость и напишите, к чему это привело.

(Ответы детей)

- Я дал своему брату семечки и он сказал мне «Спасибо».

- Мой одноклассник попросил у меня телефон. Я ему дал телефон, а через некоторое время он мне его отдал и скал, что сломал мой телефон.

- Когда–то в детстве я не дал своему другу мяч, потом он меня обижал и даже бил.

- Один раз я пожадничал, и это привело к ссоре с другом. Но мы потом помирились.

- А ещё вы ответили так: « Хорошим друзьям ничего не жалко»

Слайд.  

« Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Иное дело – разумная бережливость. Жадность -  её искажение, болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность владеет умом».  

                                                                                                                        ( Д.С.Лихачёв).

Классный руководитель:  Врагами добрых отношений между людьми являются грубость, брань. И многие уже настолько ослепли, ссорясь между собой, бранясь,  грубя, что этого уже не замечают.

  Но самым отвратительным из злоречия, сквернословия нужно, безусловно, признать позорную привычку к непечатной брани, нецензурным выражениям,  которой подвержены очень многие.

  В анкете некоторые ребята написали, что позволяют себе использовать в речи нецензурные выражения.   Но большинство  ответили, что использовать в речи нецензурные выражения - это очень плохо.

 - Ужасно слушать со стороны.

-  Мне  не нравится, когда ругаются взрослые, особенно  при детях. А дети слушают и повторяют.

Классный руководитель: А если ссора уже произошла, бранное грубое слово сказано? Что нужно сделать, чтобы обида и зло не переросли в ненависть?  ( Ответы детей). 

Умеем ли мы первыми сказать доброе слово, сделать первый шаг к примирению?

Р.Сеф.  Если ты ужасно гордый.  (читают дети)

Если ты ужасно гордый,

Если ты ужасно твёрдый,

Но нечаянно обидел

Маму среди бела дня,

Оставаясь очень гордым.

Независимым и твёрдым,

Под вечер шепни ей тихо:

- Мамочка, прости меня…

Классный руководитель: А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы ссор было как можно меньше?  Что может излечить, обрадовать, успокоить?

( Доброе слово).

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отпускай его в полёт.

Им можно радости  прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

          Оно одарит иль ограбит,

          Пусть ненароком, пусть шутя,

          Подумай, как бы им не ранить

          Того, кто слушает тебя.

                                             В. Солоухин

Классный руководитель: А как вы считаете, только ли люди нуждаются в добром, бережном отношении? Что требует вашей заботы и внимания?

( Природа).

Слайд.

Звучат стихи по принципу контраста. Первое стихотворение читается с положительным оттенком, а второе – с негативным.

Я.Аким. Грибной дождь.  ( читают дети)

В лес грибной тебя зову

Тихим утром осени.

Видишь, под ноги листву

Нам деревья бросили.

Было лето и прошло,

Песенное, знойное,

А теперь в лесу светло,

Строже и спокойнее.

Только белка на виду –

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасая на зиму.

Под стволами двух дубов

Помолчим немножко,

Принесём домой грибов

Полное лукошко.

- Какую картину вы представили , слушая это  стихотворение?

Послушайте следующее стихотворение.

Я.Аким. Ёжик.

Ёж пыхтит  и морщиться:

- Что я вам, уборщица?

Лес никак не подмету.

Соблюдайте чистоту!

- Кого призывает ёж соблюдать чистоту?

И действительно, очень часто в лесу можно увидеть целые кучи мусора, оставленные человеком.

В. Берестов. Первый листопад.

Быть может, первый листопад

Встречает этот клён,

Впервые праздничный наряд

Подставил ветру он.

       Надеты на его сучки

       Шесть листьев вырезных,

       Они красны и широки,

       Совсем как у больших.

Понравилось вам стихотворение? Чем? Какие выразительные средства языка использует автор  и  для чего? ( Метафору, сравнение).

Ребята отвечают.

А вот ещё одно стихотворение.

Р.Сеф. Серёжа.

- Ах, как я люблю природу!-

Говорит Серёжа. –

Очень я люблю сирень

И рябину тоже!

И хотелось бы спросить

Тихо у Серёжи:

- Кто сломал в саду сирень,

И рябину тоже?

- Какое из этих стихотворений вам понравилось больше?

- Понравился ли вам герой второго стихотворения?

- Добрый или злой поступок совершил герой, сломав  в саду сирень и рябину?

Ответы ребят.

Я.Аким. Наша планета.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, встречая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши  в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей - нету!

- Ребята, почему нужно беречь нашу планету?

Ответы ребят.

Порой  мы бездумно, буднично засоряем единственную, неповторимую красивейшую планету, имя которой Земля.

Р.Сеф. Балкон.

Я  бросил с балкона

Сначала стекляшку,

Потом промокашку,

Потом деревяшку.

Потом разразился ужасный скандал:

Наш дворник за что-то

Соседку ругал.

 

Подведение итогов.

- Какими качествами должен обладать человек?

-

Рефлексия.

 Очень хочется надеяться, что после сегодняшнего разговора вам не захочется пнуть ногой ёжика, бросить лишнюю бумажку. Просто так, непонятно зачем сорвать ветку и слова « Планета – наш общий дом» зазвучат для вас по – особенному.

Я думаю, что сегодняшний классный час заставил вас призадуматься о хорошем и  плохом, о добре и зле. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелёгкий, долгий, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Руководить нашими поступками должно только ДОБРО, ведь

« Доброта она превыше всех благ».  ( М.Горький)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. Классный час для 10 класса. Презентация к классному часу.

Классный час для 10 класса " Человек рожден для счастья!"...

Классный час "Поставь оценку классу" , провела классный руководитель Дибижева Р.В.

Классный час проводится для того, чтобы определить степень удовлетворенности учащихся школь­ной жизнью; выявить отношение учеников к школе, классу, учителям, классному руководителю; развивать у детей ...

Выступление классного руководителя 8 «Б» класса Малаховой И.В. на заседании МО классных руководителей

·                     Обобщение знаний учащихся по теме: “Умножение многочлена на многочлен”.·...

Презентация к антикоррупционному классному часу в 10 классе "Взятка",классный руководитель Леньшина Н.И.

Презентация к антикоррупционному классному часу в 10 классе "Взятка", классный руководитель Леньшина Н.И....

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...