«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье».
материал (7 класс) на тему

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком.
 Профилактика насилия  в семье». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком.
Профилактика насилия  в семье».  

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.                 /О. Уайльд/

Соблюдение  и защита прав детей в семье
является  важнейшим условием повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса

В  наше  время  проблема  защиты  детей  от  жестокого  обращения  и  насилия становится  все  более  и  более  актуальной.  Что  попадает  под  понятие ―жестокое обращение с детьми‖? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы и родители  при выявлении случаев жестокого обращения  с детьми их родителями?  Какая  мера  ответственности может быть?

     

Цель:

  • Помочь родителям задуматься над проблемами воспитания детей.
  • Посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их .
  • В дальнейшем отказаться от такой меры воспитания.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

 физическое, сексуальное, психическое  насилие, отсутствие  заботы.

Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление  или удержание контроля силой над другим человеком.

  Физическое  насилие —  действия  (бездействие)  со  стороны  родителей  или других  взрослых,  в  результате  которых  физическое  и  умственное  здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

 

 Физическое  насилие –  это  преднамеренное  нанесение  ребенку  побоев,

травм,  повреждений,  вследствие  чего  страдают  его  физическое  и  психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.

Признаки  физического  насилия:  синяки;  царапины  и  рубцы;  ожоги;

ссадины;  различного  рода  травмы.  

Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:

в  подростковый  возраст- любые  формы  злоупотребления  алкоголем  и

другими  психотропными  веществами,  депрессивные  состояния,  суицидальные попытки.

Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее

у  детей  страх,  психологическое  давление  в  унизительных  формах  (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

 Психологическое  (эмоциональное)  насилие –  это  однократное  или

хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему,  приводящее к  снижению  самооценки,  утрате  веры  в  себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют  следующие  формы  психологического  насилия: отвержение,

терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в  прямые  или  непрямые  действия  сексуального  характера  с  взрослым  с  целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

 Пренебрежение  основными  потребностями  ребенка —  невнимание  к

основным  нуждам  ребенка  в  пище,  одежде,  медицинском  обслуживании,

присмотре.

 

 Пренебрежение  основными  нуждами  ребенка заключается  в  нежелании

или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды  ребенка,  необходимые  для  развития  физических,  эмоциональных  и интеллектуальных способностей.

Формы пренебрежения основными нуждами ребенка:

-  оставление ребенка безприсмотра;

-  не предоставление ребенку медицинской помощи;

 - отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

  -отсутствие получения адекватного образования.
Признаки  пренебрежения  основными  нуждами  ребенка: недостаточный

возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство  пищи; непосещение  школы,  плохая  успеваемость;  повышенная утомляемость,  апатичность;  задержка  в  развитии:  моторного,  речевого,  интеллектуального,  социального,  поведенческого  компонентов;  беспокойство, сниженный  эмоциональный  фон,  слезливость,  молчаливость,  склонность  к  одиночеству.

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением.  

                                     

ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:

  • нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);
  • преждевременно родившийся в браке ребенок, дающий повод для размолвок и разрыва;
  • внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;
  • ребенок с физическими и психическими недостатками;
  • физическое или психическое переутомление;
  • незрелость родителей;
  • эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
  • безработица или низкая материальная обеспеченность;
  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • одиночество или распавшийся брак;
  • слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
  • своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим ( отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень, а также отрицательную реакцию взрослых вызывают недержание кала и мочи, рвота и т.д.

Ответственность за жестокое обращение с детьми:

Российским  законодательством  установлено  несколько  видов

ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 

  • Административная ответственность.

 Кодексом  РФ об  административных правонарушениях  предусмотрена  ответственность  за  неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите  прав  и  интересов  несовершеннолетних  —  в  виде  предупреждения  или наложения  административного  штрафа .

  • Уголовная  ответственность.

 Российское  уголовное  законодательство предусматривает  ответственность  за  все  виды  физического  и  сексуального

насилия  над  детьми,  а  также  по  ряду  статей  —  за  психическое  насилие  и  за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

  • Примеры:
  • ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);  
  • ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);  
  • ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);  
  • ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);  
  • ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);  
  • ст.  118  (причинение  тяжкого  или  средней  тяжести  вреда  здоровью  по
  • неосторожности),
  • ст. 131 (изнасилование);
  • ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);  
  • ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);  
  • ст. 134 (половое акты и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);
  • ст. 135 (развратные действия);
  • ст. 125 (оставление в опасности);  
  • ст. 124 (неоказание помощи больному);  
  • ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);
  • ст.  157  (злостное  уклонение  от  уплаты  средств  на  содержание  детей  или нетрудоспособных родителей);
  • ст. 110 (доведение до самоубийства);
  • ст.  119  (угроза  убийством  или  причинением  тяжкого  вреда  здоровью)  и другие.  

 

  • Гражданско-правовая  ответственность. 

Жестокое  обращение  с  ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Примеры:

  • ст.  69  Семейного  кодекса  Российской  Федерации ( лишение  родительских прав );
  • ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации ( ограничение родительских прав );
  • ст.  77  Семейного  кодекса  Российской  Федерации ( изъятие из семьи  ребенка  при непосредственной угрозе жизни  или его здоровью ).  

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ:

  • Уголовный кодекс РФ 
  • Семейный кодекс РФ 
  • Законы  РФ «Об образовании» 
  • Конвенция ООН   о правах ребёнка 

Безусловно, соблюдать права детей невозможно  с помощью только одних законов. Очень важно чтобы каждый взрослый имел своё психологическое восприятие ребёнка как кого-то, не имеющего ни прав, ни обязанностей. 

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс долгий, мгновенных результатов ждать не приходится. Если ребёнок не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

Заповеди мудрого родителя:

- Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого
- Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
- Перестаньте шантажировать.

Способы открыть ребёнку свою любовь:

1.  Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2 . Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3.  Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите .

Уважаемые родители…

  • Не спешите с выводами;
  • Не унижайте ребенка;
  • Не кричите на него;
  • Не оттачивайте на детях свое остроумие;

Но если вы однажды оказались в такой ситуации, то  специалисты предлагают действенные рекомендации:

  • Выйти из комнаты и позвонить приятелю.
  • Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.
  •  Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.
  • Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.
  •  Принять душ.
  •  Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

             Берегите и любите своих детей!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с детьми. Профилактика насилия в семье».

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с детьми. Профилактика насилия  в семье». Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте та...

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье».

«Я - ребенок, я имею право… Жесткое обращение с ребенком. Профилактика насилия  в семье».  ...

Сценарий открытого урока по обществознанию в 7 классе. Тема: Правовая культура. Я – ребенок, я имею право.

Сценарий открытого урока по обществознанию в 7 классе. Тема: Правовая культура. Я – ребенок, я имею право....

Я ребенок - я имею право

В день прав человека хочу всех поздравить.Права - это важно - хочу Вам сказать.Потомкам хороший пример чтоб оставить, Давайте друг друга права соблюдать....

"Основные потребности ребенка, которые должен удовлетворять родитель". Жестокое обращение, виды и формы насилия"

quot;Основные потребности ребенка, которые должен удовлетворять родитель". Жестокое обращение, виды и формы насилия"...