Опыт работы с трудными кадетами
статья по теме

Арзаманов Сергей Николаевич

 

Профилактика — есть комплекс мероприятий, предпринимаемых педагогическим коллективом с учетом мультидисциплинарного подхода для нейтрализации факторов риска, способных привести к формированию нежелательных форм поведения и усилению защитных факторов.

Профилактика как системная деятельность регулируется исследованиями, направлена на нейтрализацию как факторов риска и усиление защитных факторов. Практические программы профилактики составляются, строятся и управляются на основе исследований.

Факторы риска появления какого либо типа отклоняющегося от норм и представлений общества поведения или социального явления могут быть:

Индивидуальные: генетика, темперамент (агрессивность, избежание вреда, самоконтроль). Семейные: конфликтность, жестокое обращение, пренебрежение, плохой контроль.

Школьные: плохая успеваемость, нацеленность на успех, нарушение способности к обучению, рассогласованный рабочий график, слабые навыки общения.

Факторы среды сверстников: «за компанию», неразвитая или слабо развитая резилиентность. Социальные факторы: низкий уровень жизни, жизненная недостаточность и необеспеченность элементарных жизнеобеспечивающих элементов, контакт с асоциальными элементами, СМИ, общественная терпимость и др.

Другая типология предлагает более конкретные явления социального и индивидуального развития, как факторы риска:

Отсутствие упорядоченного быта, опекуны — асоциальные и криминальные элементы

Присмотр и контроль не эффективны.

Нарушение привязанности.

Застенчивость и агрессивность.

Неудачи в учебе.

Плохие навыки социализации.

Общение с девиантными сверстниками.

Осознание одобрения или принятия такого поведения со стороны сверстников и общественности. Наряду с нейтрализацией факторов риска профилактическая деятельность предполагает обращать

большое внимание на усиление защитных факторов, таких, как:

Сильные семейные связи.

Опыт родительского контроля: четкие правила; вовлечение родителей в жизнь ребенка.

Успехи в учебе.

Тесные связи с социальными институтами.

Признание установленных норм относительно девиантного поведения.

Основными принципами программ профилактики могут и должны стать следующие:

Разработка для усиления защитных факторов и изменения факторов риска.

Отработка навыков сопротивления / резилиентности:

о Усиление положительной мотивации,

о Улучшение социальной компетентности (общение, самооценка, самостоятельность, усиление негативного отношения к девиантному поведению)

Должны включать интерактивные методы.

Должны включать родителей / опекунов для подкрепления того, чему обучаются дети (факты негативного поведения, семейное обсуждение, семейные конференции).

Нацеленность на семью.

Продолжительность на весь период развития (учет возрастных особенностей и культурных особенностей)

Должны предусматривать медиапрограммы / образовательный компонент, законодательные изменения, социальные контакты (школа+семья), укреплять нормы отрицания

Важным составляющим профилактической деятельности является формирование навыков конструктивного взаимодействия, к которым в первую очередь относятся такие как:

Умение просить о помощи

Умение просить внимания

Умение понимать чувства и переживания других людей, а также взрослых и сочувствовать им Умение предлагать помощь взрослым

Навыки достойного поведения

Умение выражать свои чувства и мысли

 

Работа с семьей в области профилактики.

Семья, как воспитательный и воспитывающий компонент может быть оценена по следующим критериям:

Степень заботы: моральная, материальная, интимно-личностная

Структура.

 Дисциплина.

Восприятие ребенка родителями и другими членами семьи.

Соответственно эти же показатели являются основным содержанием для профилактической работы в русле семьи. Итак, работа с семьей может быть ориентирована на следующее:

Обучение родителей техникам управления обстоятельствами.

Позитивное усиление поведения, несовместимого с девиантным поведением.

Контроль и дисциплина.

Профилактика в семье имеет целью усиление родительских навыков, таких как:

контроль;

позитивное подкрепление (представления, умения и навыки);

установка границ и их периодическая коррекция с ребенком согласно возраста;

решение проблем;

навыки общения;

умение распознавать отклонения и нарушения;

структура отношений в семье.

 

       В профилактической работе с детьми в контексте семьи следует обращать внимание на:

улучшение навыков общения у детей;

дисциплину, контроль;

«Твои правила» - осознание и принятие ребенком правил поведения;

структуру семьи;

разговоры об отклонениях поведения и их последствиях;

модели поведения — неприятия и модели ценностей;

знание друзей ребенка родителями;

понимание проблем и забот семьи и родителей.

 

Принцип семейной работы: любой рассказ ребенка — поощрение рассказа — разрешение проблемы.

 

Программы учебных заведений по профилактике должны соответствовать следующим принципам:

Охватить все группы детей (высокого и низкого риска).

Долгосрочность.

Интерактивность.

Поощрение норм. Наказание и порицание нарушений.

Поощрение детской активности.

Частота: 10 — 15 сессий в год и 10-15 закрепляющих занятий.

Школьные программы должны обязательно предполагать деятельность, направленную на сверстников, которая должна отвечать следующим требованиям:

Фокус на развитии.

Общение.

Усиление позитивных отношений со сверстниками и позитивных моделей поведения. Резистентность.

 

Профилактическая работа в сообществе (социальном окружении)

Учебным заведением должна проводится профилактическая работа в сообществе (социальном окружении), которая должна быть ориентирована на следующие его сферы:

Учебное заведение — Семья — Лидеры общества (кумиры, герои) — СМИ.

Профилактическая деятельность в учебном заведении должная строиться с учетом трех уровней.

Информационный уровень представляет собой комплекс определенной информации, форм, методов, технологий по ее презентации и усвоению.

Имитационно-эпизодический уровень — нацелен на активное усвоение информации и стратегий поведения на более высоком уровне восприятия через игровое или имитационное упражнение в интерактивной форме.

Имитационно-деятельностный уровень — создание обучающего жизненного пространства, заставляющего детей проектировать и усваивать многовариантные стратегии гражданской ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_s_trudnymi_kadetami_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Основные подходы к составлению профилактических программ

 трудновоспитуемости

Профилактика — есть комплекс мероприятий, предпринимаемых педагогическим коллективом с учетом мультидисциплинарного подхода для нейтрализации факторов риска, способных привести к формированию нежелательных форм поведения и усилению защитных факторов.

Профилактика как системная деятельность регулируется исследованиями, направлена на нейтрализацию как факторов риска и усиление защитных факторов. Практические программы профилактики составляются, строятся и управляются на основе исследований.

Факторы риска появления какого либо типа отклоняющегося от норм и представлений общества поведения или социального явления могут быть:

Индивидуальные: генетика, темперамент (агрессивность, избежание вреда, самоконтроль). Семейные: конфликтность, жестокое обращение, пренебрежение, плохой контроль.

Школьные: плохая успеваемость, нацеленность на успех, нарушение способности к обучению, рассогласованный рабочий график, слабые навыки общения.

Факторы среды сверстников: «за компанию», неразвитая или слабо развитая резилиентность. Социальные факторы: низкий уровень жизни, жизненная недостаточность и необеспеченность элементарных жизнеобеспечивающих элементов, контакт с асоциальными элементами, СМИ, общественная терпимость и др.

Другая типология предлагает более конкретные явления социального и индивидуального развития, как факторы риска:

Отсутствие упорядоченного быта, опекуны — асоциальные и криминальные элементы

Присмотр и контроль не эффективны.

Нарушение привязанности.

Застенчивость и агрессивность.

Неудачи в учебе.

Плохие навыки социализации.

Общение с девиантными сверстниками.

Осознание одобрения или принятия такого поведения со стороны сверстников и общественности. Наряду с нейтрализацией факторов риска профилактическая деятельность предполагает обращать

большое внимание на усиление защитных факторов, таких, как:

Сильные семейные связи.

Опыт родительского контроля: четкие правила; вовлечение родителей в жизнь ребенка.

Успехи в учебе.

Тесные связи с социальными институтами.

Признание установленных норм относительно девиантного поведения.

Основными принципами программ профилактики могут и должны стать следующие:

Разработка для усиления защитных факторов и изменения факторов риска.

Отработка навыков сопротивления / резилиентности:

о Усиление положительной мотивации,

о Улучшение социальной компетентности (общение, самооценка, самостоятельность, усиление негативного отношения к девиантному поведению)

Должны включать интерактивные методы.

Должны включать родителей / опекунов для подкрепления того, чему обучаются дети (факты негативного поведения, семейное обсуждение, семейные конференции).

Нацеленность на семью.

Продолжительность на весь период развития (учет возрастных особенностей и культурных особенностей)

Должны предусматривать медиапрограммы / образовательный компонент, законодательные изменения, социальные контакты (школа+семья), укреплять нормы отрицания

Важным составляющим профилактической деятельности является формирование навыков конструктивного взаимодействия, к которым в первую очередь относятся такие как:

Умение просить о помощи

Умение просить внимания

Умение понимать чувства и переживания других людей, а также взрослых и сочувствовать им Умение предлагать помощь взрослым

Навыки достойного поведения

Умение выражать свои чувства и мысли

Работа с семьей в области профилактики.

Семья, как воспитательный и воспитывающий компонент может быть оценена по следующим критериям:

Степень заботы: моральная, материальная, интимно-личностная

Структура.

 Дисциплина.

Восприятие ребенка родителями и другими членами семьи.

Соответственно эти же показатели являются основным содержанием для профилактической работы в русле семьи. Итак, работа с семьей может быть ориентирована на следующее:

Обучение родителей техникам управления обстоятельствами.

Позитивное усиление поведения, несовместимого с девиантным поведением.

Контроль и дисциплина.

Профилактика в семье имеет целью усиление родительских навыков, таких как:

контроль;

позитивное подкрепление (представления, умения и навыки);

установка границ и их периодическая коррекция с ребенком согласно возраста;

решение проблем;

навыки общения;

умение распознавать отклонения и нарушения;

структура отношений в семье.

       В профилактической работе с детьми в контексте семьи следует обращать внимание на:

улучшение навыков общения у детей;

дисциплину, контроль;

«Твои правила» - осознание и принятие ребенком правил поведения;

структуру семьи;

разговоры об отклонениях поведения и их последствиях;

модели поведения — неприятия и модели ценностей;

знание друзей ребенка родителями;

понимание проблем и забот семьи и родителей.

Принцип семейной работы: любой рассказ ребенка — поощрение рассказа — разрешение проблемы.

Программы учебных заведений по профилактике должны соответствовать следующим принципам:

Охватить все группы детей (высокого и низкого риска).

Долгосрочность.

Интерактивность.

Поощрение норм. Наказание и порицание нарушений.

Поощрение детской активности.

Частота: 10 — 15 сессий в год и 10-15 закрепляющих занятий.

Школьные программы должны обязательно предполагать деятельность, направленную на сверстников, которая должна отвечать следующим требованиям:

Фокус на развитии.

Общение.

Усиление позитивных отношений со сверстниками и позитивных моделей поведения. Резистентность.

Профилактическая работа в сообществе (социальном окружении)

Учебным заведением должна проводится профилактическая работа в сообществе (социальном окружении), которая должна быть ориентирована на следующие его сферы:

Учебное заведение — Семья — Лидеры общества (кумиры, герои) — СМИ.

Профилактическая деятельность в учебном заведении должная строиться с учетом трех уровней.

Информационный уровень представляет собой комплекс определенной информации, форм, методов, технологий по ее презентации и усвоению.

Имитационно-эпизодический уровень — нацелен на активное усвоение информации и стратегий поведения на более высоком уровне восприятия через игровое или имитационное упражнение в интерактивной форме.

Имитационно-деятельностный уровень — создание обучающего жизненного пространства, заставляющего детей проектировать и усваивать многовариантные стратегии гражданской ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по профилактике правонарушений и работы с "трудными" учащимися

Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведения учащихся, воспитание культуры поведения....

"Модель работы с "трудными учащимися"" раздел - работа классного руководителя

Презентация содержит весь материал при работе с детьми из неблагополучных детей....

Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).

Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...

Особенности работы с родителями кадет

Представлена система работы с родителями воспитанников кадетского корпуса...

"Быть завтра лучше, чем был сегодня!"- проект классного руководителя в работе как с кадетами, так и с их родителями.

Данная работа направлена на постановку доверительных отношений кадетов и их родителей, формирование ценностного отношения к себе и к окружающим, умения выходить из проблемных ситуаций, формирование ув...

Презентация организации работы с морскими кадетами в школе 121

    Наша школа 121 стала носить имя Сергея Евгеньевича Маркова, моряка-подводника, погибшего при пожаре на АПЛ "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в холодных водах Нарвежского м...

«И опыт, сын ошибок трудных…» (Итоговое собеседование по русскому языку: успехи и поражения)

   Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию по русскому языку направлены на мотивацию обучающихся к развитию устной монологической речи, к созданию вы...