педагогические чтения. Статья по теме "Воспитательная система класса"
статья на тему

Коллегаева Наталия Михайловна

Статья к педагогическим чтениям. Посвящена разработанной мной воспитательной системе класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина»

Педагогические чтения.

Доклад  по теме

«Воспитательная система класса как фактор формирования целостной личности»

Автор: Коллегаева Наталия Михайловна,

Учитель математики 1 категории.

Г.Балахна.

2013г.

Введение.

«...Пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного в поле.., — читаем мы у В. А. Сухомлинского. —

Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения...».

      Главная тенденция развития школы сегодня – повышение ее роли как центра воспитательной деятельности общества. Не вызывает сомнений, что инновационные процессы в школе – это не дань моде, а насущная необходимость, поскольку школа призвана готовить учеников к жизни в реально существующих условиях, а значит, она должна постоянно развиваться в русле происходящих в мире перемен. Важное место в образовательной системе школой занимает классный руководитель: через него осуществляется управление классным коллективом и процессом индивидуального развития школьников, семейным воспитанием, дополнительным образованием и досугом учащихся. Среди функций классного руководителя традиционно выделяются не только социально-педагогические, но и управленческие, координаторские. Работа в инновационном режиме предъявляет повышенные требования к классному руководству. Нововведения в школе требуют адаптивного подхода: с одной стороны новшество необходимо приспособить к сложившейся системе, а с другой – помочь учащимся и родителям адаптироваться к новым формам работы, к новым требованиям, а нередко – и к новым педагогическим ценностям.

Таким образом, классный руководитель не только не может оставаться в стороне от осуществляемых в школе инноваций, он должен активно участвовать в инновационной деятельности, быть проводником инновационных и инициатором реализации идей среди учащихся своего класса и их родителей.

В современных условиях, когда возрастают социальные риски и естественный процесс социализации детей нарушен, особое значение в деятельности общеобразовательных учреждений приобретает социальная составляющая. Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Она должна строиться на основе программы воспитания, анализа результатов предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Сложившаяся в стране социокультурная ситуация требует от классного руководителя поиска инновационных методов работы для предупреждения социального исключения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Чтобы ребенок не попал в группу «риска», им нужно заниматься. А если он уже в этой группе, то от классного руководителя требуется особая помощь в поиске ребенком позиции в классе, регулировка его отношений в классном коллективе, привлечение его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств. Умение успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире является основой социальной успешности. Класс – это маленький социум. Именно это и делает возможной социализацию ребенка в современном обществе через адаптацию к жизни в классном коллективе.

Для успешного решения задач воспитания и социализации, классному руководителю необходимо:

  • убедить детей, что среди них нет неудачников, каждый из них успешен в чем-то своем;
  • научить ребенка выстраивать и реализовывать индивидуальную траекторию собственного развития;
  • научить ребенка понимать самого себя, свои возможности и потребности, учитывая, насколько последние сочетаются с социальными нормами.

Этого и многого другого можно достичь, выполнив два условия: найти в детях те «зернышки, из которых можно вырастить настоящие колосья, которые готовы противостоять жизненным ветрам» и способные успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. А еще обязательно сделать своими друзьями и единомышленниками родителей. Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. И тогда все должно получиться.

Очень трудно руководить классным коллективом подростков, не применяя системного подхода, не вовлекая их в управление жизнедеятельностью класса, не содействуя развитию их индивидуальности и, в то же время, групповому взаимодействию. Построение воспитательной системы в классе является не только субъективным желанием классного руководителя (воспитателя), но и объективной необходимостью. Как известно, на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению воспитательной  системы класса.            Именно поэтому, я, как классный руководитель , решила, что воспитательная система может наилучшим образом организовать нашу школьную жизнь, помочь ребятам проявить себя, создать благоприятные условия для раскрытия собственной индивидуальности, успешного интеллектуального развития подростков и ощущения себя равноправными членами коллектива класса и школы и формирования целостной личности.

Основная часть.

        Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит? Обратимся к Степанову Е.Н.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Она относится к социальному типу систем, т. е. является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого

Наиболее существенные и важные составляющие пять компонентов:

1. Индивидно-групповой компонент

2. Ценностно - ориентационный компонент

3. Функционально-деятельностный компонент

4. Пространственно - временной компонент

5.Диагностико- аналитический компонент

Приступим к описанию основных компонентов воспитательной системы класса.

Первый компонент: - это ИНДИВИДНО-ГРУППОВОЙ, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из нескольких элементов, таких, как:

  • классный руководитель (воспитатель);
  •   учащиеся класса;
  •  родители учащихся;
  •   педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Индивидно-групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества: учащиеся, педагоги, родители, обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т. д. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.

Второй компонент воспитательной системы класса - это ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ, который представляет собой совокупность следующих элементов:

  цели и задачи воспитания;

  перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

  принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность. целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. В теории и практике воспитания различают три основные цели!

идеальная цель — это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который
планируется достичь за определенный промежуток времени;

процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых
качеств выпускника (учащегося).

Третий компонент, воспитательной системы класса ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, который складывается из таких элементов, как:

  •  системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
  •  основные функции воспитательной системы;
  •  педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества.

В качестве приоритетного и системообразующего используются различные виды и направления деятельности. Выбор системообразующего вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н. Л. Селивановой, класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:

образовательную, направленную на формирование у детей
целостной и научно обоснованной картины мира;

воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;

защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их
самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;

интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в
том, что при соблюдении определенных условий класс может
интегрировать и корректировать различные влияния, которые
испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.

Четвертый компонент воспитательной системы класса - это ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ. Он состоит из таких элементов, как:

  •  эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
  • связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
  •  место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
  • этапы становления и развития воспитательной системы.

Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

первый этап - этап проектирования системы;

второй этап - этап становления системы;

третий этап - этап стабильного функционирования системы;

четвертый этап - этап завершения функционирования или коренного обновления системы.

На первом, этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.

На втором, этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого): «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.

На третьем, этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

Для четвертого этапа характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); вторая - искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе.

Пятый компонент воспитательной системы класса - это ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ, включающий в себя следующие элементы:

  •   критерии эффективности воспитательной системы;
  •   методы и приемы изучения результативности воспитательной       системы;
  •  формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Таким образом, здесь названы и охарактеризованы основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.

Практическая часть.

Разрабатывать модель воспитательной системы класса я начала много лет назад, когда только взяла классное руководство 5 «в» класса, это был 2007 год. С 2008 года, т.е. с 6 по 11 класс я работаю по своей воспитательной системе. Естественно она видоизменялась («росла и взрослела» вместе с ребятами).

Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

  • Первый этап – 5 класс (создание самоуправления класса «Великолепная пятерка»)
  • Второй этап - 6, 7 класс (этап становления системы «Шестая вселенная» и «Великолепная семерка»)
  • Третий этап – 8,9 класс (этап стабильного функционирования системы «Союз - 8» и «Великолепная девятка»)
  • Четвертый этап -10,11 класс (этап коренного обновления системы

          «Мы из будущего»).

Воспитательная система 6 – 9 классов несколько раз меняла свои названия ( и это закономерно, т.к. дети растут, развиваются  и меняются).

 Расскажу подробнее о данной системе.

Цель: Содействие развитию задатков и способностей детей и проявлению их индивидуальности. 

Чтобы реализовать эту цель, определены следующие задачи:

  •  создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  •  способствовать формированию основ культуры общения и построения    межличностных отношений;
  •  развивать познавательную активность учащихся;
  •   содействовать формированию нравственной позиции школьников.    

                   

Роль основного системообразующего фактора в классном сообществе играет работа  самоуправления «Великолепная … (5-9)». Предложенная учащимися и доработанная в процессе совместного обсуждения модель самоуправления предусматривает определенную совокупность прав и обязанностей членов классного коллектива, систему постоянных и выборных поручений, которые позволяют учащимся освоить культуру демократических отношений, проявить себя .

 В его деятельности реализуются такие целевые установки, как:

            1. создание сообщества детей, родителей и педагогов как совокупного                             субъекта воспитательного процесса;

            2. Раскрытие собственной индивидуальности через:        

        а) навыки группового взаимодействия;

        б) работу творческого коллектива “Великолепная пятерка ”;

Вся работа самоуправления строится в соответствии со следующими принципами:

  • во-первых, принцип сотворчества детей и взрослых. Например, во всех КТД, будь то КВН по русскому языку, конкурс «Минута Славы», Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?», День Именинника, туристический слет и т. д., проходит при активнейшем и добросовестном участии родителей, детей и педагогов.
  • во-вторых, принцип индивидуализации. Классный руководитель должен постоянно заботиться о создании условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка, чтобы каждый мог заниматься делом, которым хочется: есть различные направления, где ребенок может найти то, что ему по душе (спортивное, литературное, математическое, информационное, музыкальное, художественное).
  • в-третьих, принцип ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки. Надо не только хорошо сделать свое дело, но и помочь остальным членам коллектива. В 7 классе ребята решили отдельно не выделять это направление, а все желающие по мере необходимости, помогают товарищам.

Направления воспитательной работы:

Чтобы воспитательная деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, я попыталась объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные блоки воспитания – тематические направления.

  • Развитие  содружества детей, педагогов и родителей.

Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.

          ЗАДАЧИ:

  1. Информирование родителей о результатах учебы ребят.
  2. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.

        ФОРМЫ:

  1. Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников.
  2. Индивидуальные консультации психолога, педагогов-предметников, посещение уроков родителями.
  3. Организация для детей и родителей «Часов общения», чаепитий  и т. д.
  • Интеллектуальное развитие учащихся – программа

“ Вундеркинды – вперед!”

Создание  условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказание влияния на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечение развития познавательной активности учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать ситуацию успеха.
  2. Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
  3. Сохранить хороший уровень успеваемости.

ФОРМЫ:

  1. Система классных часов «Учись учиться».
  2. Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление». Тематические классные часы готовит каждое направление по своему профилю.
  3. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах.
  4. Организация познавательных экскурсий.
  5. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата. (С привлечением психолога).

  • Гражданско-патриотическое, которое реализуется через программу “Я - гражданин России”

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.
  2. Развитие чувства единения, коллектива

ФОРМЫ:

  1. Участие в социальном проектировании.
  2. Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, «Символы России».
  3. Участие в акциях «Дети - детям» и т.п.
  • Эстетическое воспитание –программа “Красота, творчество, мир ”;

Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня подростка.

ЗАДАЧИ:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть красоту культурного наследия человечества.
  2. Формирование толерантности.

ФОРМЫ:

  1. Участие в театральных конкурсах школы.
  2. Посещение Краеведческого музея г.Балахны и г. Нижнего Новгорода.
  3. Знакомство с художественными и историческими ценностями Нижегородской области, России, мира.
  • Спортивно-оздоровительное – программа “Спорт, спорт, спорт… ”;

ЗАДАЧИ:

  1. Привитие ребятам здорового образа жизни.
  2. Развитие интереса ребят к различным видам спорта.

ФОРМЫ:

  1. Организация тематических классных часов по различным видам спорта.
  2. Классные часы «Профилактика травматизма», «Моя безопасность».
  3. Участие в спортивных мероприятиях и детей, и родителей.

Наш девиз:

Вундеркинд, не бойся трудностей – иди вперед!

Вместе мы взрывная масса! Нет на свете лучше класса!

Устав:

НУЖНО:

  • учиться добросовестно;
  • быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым;
  • думать об интересах коллектива;
  • быть добрее друг к другу;
  • не бояться неудач в новом деле;
  • беречь школьное имущество;
  • вести здоровый образ жизни;
  • уважать честь и достоинство каждого человека.

МОЖНО: 

  • спрашивать, если не знаешь;
  • просить помощи, если не справляешься;
  • стараться учиться хорошо и отлично;
  • предлагать идеи и воплощать их в жизнь;
  • выручать товарищей в учебе, труде, школьной жизни.

НЕЛЬЗЯ: 

  • пропускать уроки;
  • учиться плохо,  получать двойки;
  • оскорблять, унижать товарища,  драться;
  • проходить мимо, когда рядом обижают других;
  • лгать;
  • употреблять в речи нецензурную брань.

Заповедь первая:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет!

Заповедь вторая:

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг -

Один из «вундеркиндов»!

КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ  – главный орган самоуправления, рассматривает и принимает стратегические решения. Утверждается план работы, избираются поручения, обсуждаются текущие вопросы жизнедеятельности коллектива.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – исполнительный, консультативный орган, оказывает помощь в решении задач класса, оказывает помощь в организации внеклассных дел, экскурсий, оказывает материальную помощь классу, школе.

СОВЕТ КЛАССА – координационный центр, занимается разработкой всех классных дел, в нем принимают участие представители всех классных направлений. Ведет совет класса командир класса.

Модель самоуправления можно посмотреть на странице «Приложения».

Теперь подробнее о воспитательной системе « Мы из будущего».

Цель: Формирование личности адаптированной к современным условиям, готовой к саморазвитию и самореализации, обладающей высоким нравственным потенциалом.

Задачи:

  • формирование активной жизненной позиции – «Кто? Если не Я»
  • развитие творческих способностей и креативности, как гарантии движения вперед
  • формирование профессионального выбора, как залога успешности после окончания школы
  • формирование жизненных позиций, в которых приоритетными являются «вечные» ценности: добро, справедливость, верность и честь.

Роль основного системообразующего фактора в классном сообществе играет работа  самоуправления «Мы из будущего» и самоуправления школьной республики «Апельсин».

Направления воспитательной работы:

Направления воспитательной работы не поменялись, т.к. на мой взгляд были очень эффективными.

  • Развитие  содружества детей, педагогов и родителей.
  • интеллектуальное развитие учащихся – программа

“ Вундеркинды – вперед!”

  • гражданско-патриотическое, которое реализуется через программу “Я - гражданин России”
  • эстетическое воспитание – программа “Красота, творчество, мир ”;
  • спортивно-оздоровительное – программа “Спорт, спорт, спорт… ”;

Ожидаемые результаты:

 Данная система предполагает:

  • Раскрытие собственной индивидуальности через:
  • Навыки группового взаимодействия;
  • Работу самоуправления «Мы из будущего» и самоуправления школьной республики «Апельсин»
  • Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков; самоопределение.
  • Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
  • Духовно – нравственное воспитание;
  • Ощущение себя равноправным членом коллектива класса и школы;
  • Привитие культуры ЗОЖ и любви к спорту;
  • Развитие творческого потенциала личности,
  • Проф. ориентированность старшеклассников.

Диагностико – аналитический компонент.

Диагностика воспитательной системы.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Интеллектуальная развитость учащихся

Познавательная активность

Интеллектуальный потенциал

Уровень мотивации

Освоенность образовательных программ

Методика «Культурно-свободный тест на интеллект».

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Социальная активность

Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся»

Анкета «Я и смысл моей жизни»

Эстетическое развитие учащихся

Развитость чувства прекрасного.

Педагогические наблюдения

Самоактуализированность личности

Стремление к самопознанию

Наличие положительной самооценки.

Личностный рост ребенка.

Методика «Самооценка»

Методика «Акцентуация личности».

Методика «Репка»

Развитость коммуникативности

Коммуникативность.

Методика «Социометрия»

Физическая развитость

Состояние здоровья

Развитость физических качеств.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Выполнение нормативов.

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.

Комфортность

удовлетворенность

Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса.

Заключение.

Тема инновационного педагогического опыта: Воспитательная система класса как фактор формирования целостной личности. Технология организации работы модели ученического самоуправления как основы воспитательной системы класса.

Источник изменений – противоречие между прикладываемыми усилиями и количеством проводимой работы и нестабильностью получаемого результата. При использовании воспитательной системы объединяются усилия субъектов воспитания, воспитательная система позволяет экономить время и силы педагога, т.к. формы и способы организации деятельности влияют на личность более эффективно, а затрат требуют меньше.  При построении воспитательной системы специально создаются условия для самореализации и самоутверждения личностей учащихся, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, формируется  имидж  класса.

Идея изменений:

Сущность заключается в разработке  условий организации жизнедеятельности классного коллектива, результатом которых должно стать раскрытие собственной индивидуальности, интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам, взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

Концепция изменений:

Концепция изменений предполагает оптимизацию работы классного руководителя, педагогов, родителей,  детей, чтобы  максимально эффективно и целенаправленно содействовать развитию учащихся на основе системного подхода. Приоритет  в учете интересов каждого ребенка за счет разнообразных тематических направлений, выборности органов самоуправления.

Результат изменений:

Диагностика успеваемости учащихся – 100%, качество обучения – 58%,диагностика учебных достижений: в рейтинге по количеству баллов, набранных в школьных олимпиадах , - 1 место (с 2008 по 2013 год),   в районных -1 место, участие во Всероссийской олимпиаде школьников; социальная активность  - участие  и организация различных общешкольных мероприятий (День Знаний, День Учителя, зарница, «Колесо безопасности» и т.д.), участие и победа в различных районных мероприятиях (ЮИД, Ученик Года 2011г –Шабалина Е. победа в номинации «Эрудит», «Я- Потребитель» и т.д.), уже 3 учеников моего класса стали Мининскими стипендиантами (Шабалина Е., Дрожбина А., Кошлоков В.), 3 года подряд ребята активно участвуют в школьной игре «Выборы», в этом году большинство министров – ученики моего класса, президента выдвигали оба 11 класса. Мотивационная сфера увеличилась с 55% до 80%.

Методика Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» показывает высокую степень удовлетворенности ребят, тест для родителей по методике Андреева тоже показывает высокую степень удовлетворенности родителей школьной жизнью.  Результаты других диагностик тоже говорят об успешности работы данной ВСК.

        Работа моя ведется не один год и, считаю, что достаточно эффективно. Задачи, которые я ставила перед собой все эти годы считаю правильными и актуальными.  В целом, подводя итоги 6-летней работы, я довольна результатом. Мы слаженно, дружно и весело (конечно, не без трудностей и проблем) шли вперед все эти годы. Ребята научились сами отвечать за свои поступки и действия, самостоятельно организовывать свою работу и досуг.  Каждый мог проявить себя в различных направлениях, считал себя ответственным перед классом за мероприятия и старался не подвести в школьных конкурсах.

В течение всего времени я старалась создавать благоприятные для общения и учебы условия в классе, своевременно информировать родителей о результатах учебы ребят ( + вела электронный дневник) , помогать в разрешении проблемных ситуаций между подростками, подростками и родителями, искать взаимопонимание между подростками и учителями. В целом, больших конфликтов не было, текущие проблемы разрешались с помощью диалога. Класс был настроен очень доброжелательно, вместе учились, общались, дружили. Регулярно проводились тематические родительские собрания (явка родителей была достаточно высокой), индивидуальные консультации педагогов  - предметников, « часы общения», чаепития, совместные поездки в Болдино, Муром, Пешелань и театр, участвовали во всех внеклассных мероприятиях. Что особенно порадовало – это активное участие группы родителей во всех начинаниях: поездки, 23 февраля, Новый год и т.п.

Наш класс всегда участвовал  во всех школьных предметных олимпиадах, различных предметных чемпионатах, конкурсах – играх «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Кит», НОУ. Также регулярно проводились следующие мероприятия: «Ветераны - рядом» тем. кл. часы,  День Народного Единства (тем. кл. часы),конкурс альтернативных танцев «Танцуй ради жизни» ( 1 место), Смотр строя и песни (1 место), 9 мая- День Победы - участие в митинге, участвовали в акции «Дети – детям» . В апреле 2013 года ребята заняли 1 место в игре «Я - потребитель».

Кошлоков Вадим стал победителем конкурса «Витязи Земли Русской», каждые весенние каникулы мы ездим в театр, участвовали в фото конкурсах. Ходили в библиотеку для встречи с отцом А.Соколовым. Нельзя не вспомнить и праздники, посвященные 23 февраля и 8 марта, которые проходят очень ярко и весело (готовят все конкурсы дети!). А теперь мои старшеклассники также готовят все мероприятия уже школьного уровня (посвящение в 10-классники, посвящение в первоклассники, Президентский бал и т.д.), т.к. являются активистами  школьной республики «Апельсин» .

Считаю, что воспитательная система класса – это основополагающий фактор для формирования целостной личности в системе образования.

Предлагаемая модель самоуправления и воспитательная система класса может быть использована в любом ОУ.

Список литературы.

  1. Е.Н. Степанов «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» Учебно –методическое пособие. М.,2003г.
  2. Общаться с ребенком .Как? Ю.Б. Гиппенрейтер, М.,Астрель, 2006г
  3. Учебное пособие  Г.П. Синицына  «Воспитание современного школьника»  Омск – 1999
  4. Белик Н.Н., СидоркинаС.Л., Евдокимова Н.Р., Кузьминова М.П. Сб. Самый, самый, самый классный. Нижний Новгород, 2003
  5. Белик Н.Н., Николина В.В., Кузьминова М.П. и др. Научно-методический сборник Воспитание… Ценности и цели. Нижний Новгород, 2004
  6. Белик Н.Н., Тарасова И.Б., СидоркинаС.Л. Сб. Воспитание продуктивно, если оно системно. Нижний Новгород, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми".

Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Педагогические чтения.Опыт и перспективы развития системы начального профессионального образования.

Современные концепции воспитания: формирование образа жизни достойной Человека....

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Статья "Педагогические чтения"

Статья содержит обобщение опыта проведения "Педагогических чтений"....

Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога:  методические труды, исследования, р...